Больше рецензий

2 апреля 2018 г. 18:11

281

4

Гражданская война петровской эпохи - торжество бессмысленности и нелогичности. Как и во все времена, исповедующий принцип «разделяй и властвуй» всегда пожнет плоды братоубийственной войны. Зачем воевать со шведами? Ведь гораздо проще слать армию карателей на свой народ, на свои города. Образ неприкосновенного удалого казачества долго и неуклонно вкладывался в головы крестьян, а территории, на которых жили донские казаки, были манящей землей обетованной для беглого люда. Видимо с тех лет и берет истоки так полюбившийся народу лозунг «царь хороший, а бояре плохие». И невдомек было простому народу что, именно Петр жаждал крови. Всегда и везде. Царь несущий в массы цивилизацию приказал разрубить на части тело Булавина и наколоть эти куски на колья, для устрашения людей. Голова Булавина была отрублена практически сразу после того, как его убили свои же братья-казаки, для того, чтобы забальзамировать и предъявить царю… Сам Кондратий, по сути ничем не прославился, кроме нескольких громких убийств, в том числе и царского главного карателя Долгорукого. Его объявили самоубийцей, имя предали анафеме. Только незадолго до своей смерти Петр отредактировал «историю северных войн» и написал правду о смерти Булавина. А ведь Кондратий даже не трогал царские склады в тех городках, которые покорял. Именно благодаря нетронутым складам каратели Петра и смогли поддерживать жизнеспособность своего войска на «вражеских» территориях. А сил им надо было не мало. Ведь Петр приказал «пройти огнем и мечем по всем местам Войска Донского». Только с 1708 по 1709 год каратели Петра казнили 23,5 тысяч человек. Тем не понятнее тот ореол славы, которым был окружен Кондратий Булавин. А про его главного сподвижника, Игната Некрасова — почти ничего не известно. Именно Игнат продолжал дело священной борьбы вплоть до своей смерти, до 1737 года. Он увел остатки войска на Кубань. Нашел общий язык с турками. В народе даже ходила легенда о далеком, свободном городе Игната. «Город Игната» с его равенством и братством, с его уважительным отношением к женщинам, которые получили равные с мужчинами права отвечал заветным чаяниям простого народа. И Петр, и его преемники пытались вернуть некрасовцев на родину, но безуспешно. Из своих поселений Некрасов совершал набеги на феодалов аж до самого Харькова. Под видом монахов отправлял лазутчиков по всей стране и сагитированный народ тысячами бежал в «свободное» государство. Ведь в отличии от карманной петровской вольницы, там была вольница настоящая. Первые партии некрасовцев начали возвращаться на родину из Турции лишь в 1912 году. Все годы некрасовцы жили согласно заветам Игната, вся суть которых сводилась к взаимному уважению. Огромное спасибо автору книги, Виктору Буганову за то, что он сумел осветить в своем произведении темы, которые лишь косвенно были связаны с восстанием Булавина, но благодаря которым мозаика пестрых исторических фактов сложилась в целую картину черно-белой реальности той эпохи.