Больше рецензий

21 апреля 2018 г. 17:37

435

3.5

Вводные замечания. Среди множества Очень Важных и Крайне Нужных наук, которыми нас пичкают в школе, нет одной действительно необходимой каждому - науки жизни. И дело не только в том, что некоторые наставники подрастающего поколения эту науку и сами не постигли, а другие уверены, что только они и постигли, а в том, что любая жизнь, пока она не закончена не может служить универсальной доктриной. Законченная же - не представляет интереса ни для ее владельца, ни для остальных, предпочитающих учиться на собственном опыте. Иначе возможно было бы сформулировать некоторое утверждение, подобное следующему.

Теорема Исаака Якоба Блюменфельда. Линия жизни есть окружность, а кратчайшее расстояние между любыми двумя точками на ней - кривая.

Доказательство. Заметим прежде всего, что самого Исаака устраивает аксиоматическое что было — то снова будет, что творилось — будет твориться впредь ничего по сути не объясняющее. Мы, однако, попробуем построить геометрическое обоснование. Очевидно, что центром окружности является городок Колодяч под Дрогобычем, небольшое местечко, в котором Исаак родился и в которое всегда стремился вернутся. Мир детства, юности, полуфантастический, нереальный. Дом, единственная любовь, счастье - маленькая утопия посреди хаоса XX века. Настоящая взрослая жизнь для Исаака начинается в Вене, куда дядя везет его перед отправкой на фронт Первой мировой. Не то, чтобы за пару дней, проведенных в столице, милый домашний мальчик превратился в мужчину, но с этого момента начинается путь маленького человека, попавшего в жернова истории. Дальнейшее - казарма, концлагеря, Вторая мировая, ссылка - точки равноудаленные от центра, равно возможные и никак от Исаака не зависящие. Пересечения его пути с дорогами других - ребе Шмуэля, Эстер Кац, Цукерла - случайны и также не влияют на траекторию.

Движение происходит под действием внешних сил, не встречая серьезного сопротивления. Внешние силы имеют сугубо материалистическую природу. Господь Исаака - это бог пятничного вечера, принимаемый вместе с чашкой чая. Хотя Исаак не религиозен кажущееся пустым пространство между центром и линией его жизни на самом деле полно. Оно заполено несмешными хохмами его ребе, короткими периодами затишья между политическими катаклизмами и светлыми воспоминаниями о доме и семье.

Конечная точка - Вена. Потеряв все, Исаак возвращается к началу своего пути. Круг замкнулся, ч.т.д.