Больше рецензий
27 июля 2018 г. 06:06
710
5
РецензияПисательство - еще более глубокий сон, чем смерть... Как тело не извлекают из могилы, так и меня по ночам невозможно оторвать от письменного стола.
На самом деле, это даже не совсем комикс, а скорее книга с картинками, текста в которой едва ли не больше, чем изображений.
К тому же это не просто биография, а нечто гораздо большее - масштабное полотно жизни и страхов Кафки в сопровождении примет времени и пересказов сюжетов его главных произведений.
Разнообразие представленной здесь информации просто потрясает.
Древнееврейские легенды перемежаются данными о гонениях на евреев, а тщательно описанные на примерах мотивы творчества писателя перетекают в анализ их истоков в его жизни в семье и за её пределами. Друзья, подруги, инфернальный отец, письма, работа по ночам и достижения на ниве страховой деятельности, которой Кафка занимался на протяжении большей части своей жизни, сплетаются в единый тугой клубок и несутся вскачь, сопровождаемые подробным пересказом его сюжетов.
"Приговор", "Превращение", "Голодарь", "Замок", "Процесс", "Америка" и прочие будут изображены в картинках точно в нужный момент - чтобы наилучшим образом проиллюстрировать жизнь и терзания их автора.
Скупой черно-белый арт хорошо поддерживает заданное настроение и ту давящую атмосферу, что нагнеталась как вокруг писателя, так и им самим. Грубые линии, нарочито широкая штриховка, намеренно искаженные пропорции добавляют те самые нотки сюрреализма, карикатуры и абсурда, что так нужны этой истории.
В результате трагическая и мрачная фигура заглавного персонажа предстает настолько выпуклой, что диву даешься. Читать дневники Кафки, бесспорно, еще лучше, но для версии "лайт" понимания его жизни и творчества эта книга, как мне кажется, просто идеальный вариант - глубокий, не глупый, многоаспектный. Даже спойлеры его нечитанных произведений тут не раздражают, а скорее пробуждают интерес - их кореляция с жизнью автора настолько очевидна и любопытна, что провоцирует не просто понимание, а желание почитать их лично.
Некоторое недоумение вызывает лишь неожиданная и не вполне оправданная, на мой взгляд, критика эксплуатации образа Кафки в современной западной культуре. Автор в финале набрасывается на вопрос так яростно и безапелляционно, что порождает сомнения, а нет ли у него тут какой-то личной обиды. Такое завершение истории несколько смазывает общее впечатление от книги.
Само издание "БИОграфического романа" получилось добротное - на плотной, чуть шершавой, но белой бумаге, с отличной полиграфией, не пачкающей пальцы, с мягким, но качественным переплетом и хорошим переводом.
Жаль только, что издатели отчего-то потеряли имена авторов этого произведения, так и не переведя их на русский язык.
А это, между прочим, Дэвид Зейн Майровитц (сценарист) и Роберт Крамб (художник). Последний считается чуть ли не легендой, ведь он включен в Зал Славы Комиксов Уилла Айснера, наряду со Стивом Дитко, Стэном Ли, Джеком Кирби и немногими другими избранными личностями.
Умолчать о них, как будто их тут рядом не стояло, со стороны издательства было, по-моему, свинством.
Но за сам факт такого издания, конечно, всё равно спасибо.
Прежде чем позволить написать себя, каждое слово осторожно озирается кругом.
Приятного вам шелеста страниц!