В этой остроумной и бунтарской истории мирового футбола отмеченный наградами писатель Эдуардо Галеано ищет стили игры, игроков и голы, которые выражают уникальную индивидуальность определенных времен и мест. В переработанном и полностью обновленном издании книги Футбол на солнцем и в тени Галеано переносит нас в древний Китай, где на гравюрах периода Мин изображен мяч, который мог быть создан Adidas, в викторианскую Англию, где джентльмены кодифицировали правила, по которым мы до сих пор играем, и в Латинскую Америку, где «сумасшедшие англичане» распространяли игру только для того, чтобы обнаружить, что местные жители ее креолизировали.
У всех великих людей — Пеля, Ди Стефано, Кройффа, Эйсебио, Пушкаша, Гуллита, Баджо, Беккенбауэра — есть радостные эпизоды в этой книге. Однако футбол, предупреждает Галеано, «это удовольствие, которое причиняет боль». Таким образом, там есть также горе и безумие. Галеано рассказывает о самоубийстве уругвайского игрока Абдона Порте, который застрелился в центральном круге стадиона команды «Насьональ»; об аргентинском тренере, который не позволял игрокам своей команды есть курицу, потому что это приносило бы неудачу; и о раздираемом скандалом Диего Марадоне, настоящим преступлением которого, как предполагает Галеано, всегда был «грех быть лучшим».
Футбол — это игра, которой бюрократы пытаются притупить, а власть имущие пытаются манипулировать, но она сохраняет свое волшебство, потому что он остается завораживающей игрой — «наслаждением для глаз… и радостью для тела, которое в нее играет», — изысканно отображенным в волшебных историях Футбол на солнце и тени.
В этой остроумной и бунтарской истории мирового футбола отмеченный наградами писатель Эдуардо Галеано ищет стили игры, игроков и голы, которые выражают уникальную индивидуальность…