Больше историй
30 августа 2015 г. 17:29
2K
Лучше поздно, чем никогда (Надо прочесть "Пирамиду")
Плохо, что последний роман Леонова у нас не прочитан. Странно, что за «Пирамидой» утвердилась репутация вещи, которую «прочесть невозможно» (извинительно по причине ее грандиозности). Но прочитывали же «Войну и мир», а разве эта эпопея не грандиозна и по замыслу, и по объему?
Конечно, роман Толстого читало меньшинство, а сейчас даже «студенты» не могут полностью одолеть не только книги, но и статьи серьезной, но не для всех и писано. Обидно, что леоновскую «Пирамиду» не прочли те русские читатели, кто мог бы её прочитать, и кому полезно было бы прочитать. Не верьте «критикам» - открывайте книги САМИ. А уж воспринимать русскую классику глазами отъявленных русофобов, тем более, не стоит. Ведь рассматривать трагедию Леонова через какого-нибудь «димубыкова» - это все равно, что утолять жажду из навозной лужи. Ну, знаете, такие ямы на раскисшей проселочной дороге после прохождения стада. Стада вражеских «критиков» нужно совершенно игнорировать.
Сам я долго побаивался открыть роман, не из-за критики, конечно, и утверждений, что Леонов – «писатель без идеологии», а только ведет «в патмосском жанре репортаж об ожидающих нас бедах». Ерунда все это – идеология у Леонова вполне ясная, что Тревоги вовсе не отменяет. Но, признаться, побаивался, и объема, и языка. И, если честно, другие леоновские вещи мне не очень нравились, или не нравились совсем. Не понимал я, почему он «классик», или, еще хуже был он в моих представлениях «советским классиком» (а это, мягко говоря, не похвала).
Но уверяю, что «Пирамида» - это совсем другое, просто качественно иной уровень! Роман захватывает с первых страниц, страшной поздней осенью, вместе с автором, ожидающим расправы, уходишь к кладбищенской сторожке, и…
Конечно, объем романа весьма велик и за пару вечеров его не «проглотишь». Но то, что придется читать чуть ли не год – это ерунда. В конце концов, можно и «обчитывать» места, которые покажутся непонятными, затянутыми, неинтересными… Интересного – очень много. И очень важного в избытке.
С другой стороны, может показаться, что «ничего нового». Про террор и взорванные церкви уже многое сказано (а услышано ли, прочувствовано? уроки извлечены?). Нечеловеческие пришельцы уже выступали перед предвоенной советской публикой с разнообразными фокусами (придумал бы писатель своему ангелу другое занятие – хотя какое?), правда о трагедии уничтожаемого народа и о глобальных опасностях тоже прорывается (воспринимается с трудом и в совершенно недостаточных объемах). Но у Леонова все это в концентрации и масштабах космических!
Язык романа мучителен. Он передает атмосферу 20-30-х годов (ЛМЛ как бы и остался в них), их инфернальную неестественность (другой вариант – вещи А.Платонова) и воспринимается не без труда. (Все-таки идеологические скотомогильники были частично засыпаны). Но – знать то надо!
Писатель незадолго до смерти высказал даже сожаление, что пришлось публиковать роман рано, недоработанным. Мы же сожалеем об обратном – «Пирамиде» следовало бы появиться перед отечественным читателем хотя бы на пять лет раньше, на излете «гласности», а не в середине «лихих девяностых», когда многим уже было не до книг. Тогда бы идеи Леонова могли бы оказать гораздо большее влияние. Конечно, можно усомниться в том, что это бы многое изменило. Но если литература и искусство «не действуют», любовь и красота – не «спасают», то тогда на что же надеяться! Стоило использовать и малые шансы. А так – роман, по сути дела, остался в России непрочитанным.
Но все же: лучше поздно, чем никогда. Книга читаема (в возможности) и свое потенциальное влияние на возможность ПОНЯТЬ «Пирамида» сохраняет. Читайте.
Комментарии
Спасибо! Беру в избранное.
У Леонова мне язык очень нравится. Не самый простой, может быть, но читать это не мешает.