Больше историй
1 февраля 2016 г. 15:12
3K
Уроки Капитана Очевидность. Урок #1
Можно ли хотя бы немножечко развивать мозгу, читая художественную литературу? Этот вопрос не требует ответа, потому что его тоже задаёт Капитан Очевидность. Конечно, само собой, безусловно, всенепременно, чо б нет-то. (Вот не требует, а всё равно ответила, смотрите, какова шельма!)
Но помимо общеизвестных фактов, есть всякие мелочи, которые могут помочь выдоить книжечку до последней капли. Они не вот что тайна за семью печатями, тоже вполне очевидные, отсюда и заголовок, но многие ими пренебрегают, ленятся или просто забивают, поэтому я хочу прописать их отдельно.
Уроки Капитана Очевидность я начала писать, когда работала в школе. Тогда я с умными щщами твердила школолятам, что вот если встретили в тексте незнакомое слово, то его тут же надо взять на карандаш, выписать, погуглить в словаре (увы, бумажный словарь был только у одного ученика из параллели). В один прекрасный момент ученики, которых изумляли совсем простые слова, спросили меня: "А вы-то сами выписываете?"
Не выписывала.
Потом начала. И оказалось вот что: почти все "незнакомые" слова мне понятны из контекста. Если не в точности, то хотя бы приближённо. Поэтому я на них забивала, пролистывала, потом встречала и не узнавала снова. И снова. И снова. Не знаю, сколько раз мне приходилось встречать в таком случае словечки, которые были мне незнакомы, прежде чем они откладывались в памяти. К тому же я ленилась смотреть всевозможные специальные слова, даже если в книге они были любезно вынесены в примечания в конце. Названия тканей? Архитектурные элементы? Термины? Пфффф, да кому это надо, общий-то смысл я поняла, в общих чертах тоже примерно представляю, что это, так что...
Стоило один раз не полениться, как по гиперссылкам я нарыла целую кучу интересной информации, о знании которой я не жалею.
Вот, к примеру, "Фальшивомонетчики" Жида. Я выписала оттуда два ряда слов. Первый ряд - те, которым я не могу дать даже туманного определения (тут все скажут сразу, что фокс лох, а я вот с пятого класса эти слова знал, но что поделать, у меня как-то очень скособочен словарный запас, и я иногда даже забываю русские слова, помня иностранные аналоги):
диффамация, виши, баркарола, джеллаба, репс, молескин, прозелитизм, иератический, портшез, карбюрация. Молескин - нет, не тот, в котором писал Хемингуэй. Непонятны были конкретные виды вещей вроде неаполитанского барельефа (чем он отличается от других?), термина "кристаллизация любви по Стендаля". Смутно представляла себе, но в точности не могла обрисовать второй ряд слов: сколько стоят су и сантим, насколько высокороден виконт, каким именно боком катехизис связан с религией, как выглядит ткань альпака и бурнус. В результате получился целый мини-справочник, который надо бы было уточнить.
Нет, непонимание этих слов досконально ничего бы не убавило. Я так же бы прочитала роман, ничего не потеряв. Но и не дополучив до конца с еврейской жадностью! Подавай мне баркаролу, заворачивай курс су, напяливай бурнус на всё, что движется!
Незнакомое слово может встретиться где угодно, даже в самом простом тексте. Вот, к примеру, "Повести Белкина" Пушкина. Белкина-Пушкина, как написал один из моих учеников. Упоминает он там зоила, и из контекста не очень понятно, что это за зоил. Кто кого зоил вообще? Оказывается, что это одна из устарвеших форм слова "критик". Нам, пафосным лайвлибовцам, надо бы знать это слово, чтобы понимать, что мы до зоилов ещё недостаточно назоилили. И вообще слово славное, чувствуется в нём некоторая зубастая злоба.
Стала ли я умнее, выписав эти слова? Нет, конечно. Разве что кроссворд смогу разгадать половчее. Но пока я читала статью про бурнус, то зацепила ещё пару статей. Пока рассматривала рисунки портшезов, то полистала ещё кое-что интересное. И в итоге как-то общий уровень понимания атмосферы на миллиметр, на десятую долю миллиметра повысился. А это уже есть хорошо.
Резюме от Кэпа: Ленивой жопе надлежит не лениться выписывать все слова с непонятным вообще и смутно понимаемым значением, дабы зазырить их где-нибудь в гуглах окаянных и пролить свет на собственное невежество.
Комментарии
Наша преподавательница на курсе по истории критики называла зоилом одну одногруппницу, которая писала очень хорошие, но исключительно негативные рецензии. Так и осталось в памяти, что зоилы - это критики. которые даже в самой хорошей книжке могут найти отрицательные стороны.
Я поэтому люблю читать из телефонной читалке – можно сразу погуглить. А в случае англоязычных слов, если не получается понять из дефиниции, какой конкретно это цветок, то можно погуглить и посмотреть картинку сразу.
Читаю список выписанных незнакомых слов, думаю: «Фух, ну хоть молескин знаю».
далее в истории: «...но это не тот, о котором писал Хемингуэй».
Да ну вас всех, умников :(
да ну тебя, Саня, ты просто притворяешься :) кстати. я только недавно именно нынешнее значение слова узнала :Р
а я зато знаю насчёт
читала, да-да. трактат так и называется "О любви". полезная штука :)
Ты слишком много знаешь. Наверное, совсем немного спишь =(
ты и это знаешь? :)
Только это и знаю!
А у меня какая-то особенность мозга - внутренний филолог, так что я перевожу слова
...
Что?
Я теперь всё время записываю непонятные слова, вот как мы с тобой первый раз про это поговорили. И каждый раз ум растёт! Например, за несколько дней я узнала что такое Мумпсимус-сумпсимус, хокус-покус, Дефенестрация, брекчия и эвисцерация. Бесценно же.
Первые два - это сутенёры, а последние три - их рабочие девочки. Очевидно же, даже гуглить не надо!
Ага, причём девочки для взыскательных клиентов с особыми вкусами.
Дефенестрация — для взыскательных мазохистов ;)
Вот и выплыл жирный минус аудиокниг. Вечно их читаешь, когда руки заняты и недоходят до записывания непонятных слов. А потом слова забываются.
Да, тут если упустил момент, то потом уже недосуг возвращаться ради одного словечка.
И всё равно, спасибо, кэп, может быть, если поставить цель, то и запоминалка прокачается. :)
Попытаюсь поразить воображение. Когда в интернетах пишут Супир!, то это может значить камень, вделанный в кольцо, а вовсе не выражение удовольствия.
А ещё "няша" - это "болотная трясина".
С другой стороны, камень, вделанный в кольцо, для многих дам означает удовольствие.
Для меня любой камень, вделанный не в могилу - удовольствие. А вообще интересно по файлу со словами вспоминать, что читала и в какой последовательности. Исторические понятия, медицинские (из триллера), сейчас вот из книжки 19 века разные милые устарелые.
Вспомнила, как мне друг рассказывал о своём однокурснике и говорит с таким уважением: "он уже несколько лет занимается фистингом..." Я говорю: "чем-чем он занимается?" Он говорит уже более неуверенно: "фистингом, кажется". Я ему говорю: "слушай, давай откроем википедию и ты мне тогда более точно скажешь, фистингом занимается парень или нет". Он говорит: "ну у него занятие с программированием и сайтостроением связано". К сожалению, я забыла, чем именно занимался тот парень, там было какое-то специальное програмистское слово, но, конечно, никаким не фистингом.
Помню, как "Тихий Дон" читала со словарём и с тетрадкой, причём сначала пыталась считерствовать и тоже типа догадываться о значении слов, а некоторые просто опускать, но потом решила проверить одну свою догадку и поняла, что устаревших всяких понятий я не знаю от слова совсем, и догадки мои по большей части несостоятельны.
А потом весь класс у мння тетрадку эту таскал и копировал.
О, там много интересного!
Вот совпадение! Прочитала эту историю сегодня непосредственно после разговора с дочкой (шестиклассницей), которая рассказывала о том, что ей нужно сделать для проектной работы по литературе.
А проектная работа у неё будет - та-дам! - составление словарика незнакомых слов в "Повестях Белкина" :) :) :)
Что интересно. Когда я предложила ей такой вариант, она сначала сказала, что дескать там совсем мало незнакомых слов, ей всё и так было понятно. ОК, взяли текст, пошли по строчкам. Тут же нашли целую кучу слов, некоторые из которых она не знала вообще, а значения других примерно представляла, но только примерно. И это только первые пара страниц "Выстрела", прочие повести мы ещё и не открывали пока.
Я, наверное, и в семьдесят лет буду такие проектные работы делать =)
Каков шельма этот рецензент!
В последнее время меня просто охватила страсть уточнять значения неизвестных слов - и тут попадается такая замечательная история! И еще действительно забавно наблюдать куда заводит кривая алгоритма выяснения тех самых значений... Любопытство - страшная вещь.