Больше историй

2 июня 2016 г. 02:10

731

Есть несколько книг, которые сформировали из меня то, что я есть на данный момент. Вот эта - из их числа.

Я вовсю коллекционировала книги из "Бестселлеры Голливуда" и этот томик, лежащий в распродаже, пленил моё хищное сердце коллекционера, помноженное на методичное "если начала собирать, надо собрать их всех" (слава Господу, что я почти не знакома с покемонами, я бы точно стала собирать ВСЕХ). Первую часть, то есть про "Крюка", я так и не прочитала по сию пору, полностью захваченная сказочной красотой (а в книге, у кого есть, тот помнит, вклеены страницы с кадрами из фильма) короля гоблинов Джарета.
Книгу я проштудировала раз пятьсот. Обычно читала под партой, специально брала в школу, чтобы высиживать скучные уроки (как сейчас помню, обычно так сидела на физике, так как этот предмет и так знала на отлично, а вот уроки мне казались скучными).
После такой любви к книге фильмы обычно разочаровывают. Со мной произошло всё с точностью до наоборот. Едва у меня появился фильм, как книга была забыта. А когда кто-то подрезал мою кассету с "Лабиринтом", я взамен купила лицензионную кассету с оригиналом и по сию пору могу цитировать кусками на английском с полным сохранением интонации.
Само собой, я долго была влюблена в Боуи (кто не влюблялся в пятнадцать лет в Боуи, тот потерял всю юность) и люблю его и по сейчас, пусть даже Зигги Стардаст улетел в этом январе на свой Марс. Джим Хенсон является моим любимым режиссёром. Не "одним из", а самым любимым, даже при сравнении его с тем количеством фильмов, которые я видела. Его "Маппеты", "Скала фрегглов" - это нечто настолько экзотическое, атмосферное, безумное, что является полным соответствием слову "гениальность".

К книге я вернулась спустя очень много лет. Я делала текстовую РПГ и в поисках "информации и побольше, побольше" решила поискать старое издание. Его не оказалось, потерялось при каком-то переезде. Пришлось заказывать букинистическое, долго ждать, пока кто-то решит продать. И вот книга в руках. "Буэ", - говорю я. Потому что мне иллюстрации запомнились намного более красивыми.

картинка angelofmusic

Посетовав на недостаток юношеских воспоминаний, когда трава была зеленее, а разглядеть красоту парня удавалось и на крупнозернистой фотке и погружаюсь в чтение. Дочитываю. Откладываю. Иду к зеркалу. Точно. Глаза стали шире сантиметра на три. И вот это вот мне нравилось? Я считала этот жуткий фик красивой сказкой о любви? Я реально считала, что преимущества фильма только в более хэппи-концовке? Да ёпрст, в фильме есть атмосфера, история, чувства, психология, а тут-то что? Окей, объяснено про взаимоотношения Сары и её мамы, но каким же, блин, неудобоваримым языком.

Впрочем... Впрочем, откуда вообще есть пошла вторая версия "Лабиринта"? И тогда я села внимательнее читать первоначальный сценарий Терри Джонса. Плевалась, хваталась за голову, потому что появление Джарета в жизни Сары обставлено в стиле криминальной сводки новостей и соответствует баягнистым шуткам фанов: "Старый педофил приударяет за малолеткой". Хенсон изменил в сценарии многое. Из типичной для 80-х сказочки он сотворил нечто более глубокое и философское. И второй слой в фильме вовсе не в любви Джарета к Саре (я с ужасом читала рецензии в стиле "в детстве мне казалось всё просто сказкой, а потом я поняла, что он её любит"), вернее, он вытекает из этого слоя с любовями.

И тогда я написала пьесу. И поместила её на Кинопоиск, как рецензию к фильму. Эту пьесу и предлагаю вашему вниманию (не разбегайтесь, вам помимо пьесы будет предоставлена ещё и "мораль"). Ах да, персонажей я взяла одних из самых любимых - двух крыс, прислуживающих Куче Мусора.

картинка angelofmusic

Две крысы сидят около спящей Кучи Мусора.

Гонзо: Что было до того, как нас выдумали? Выдумавший сделал нас персонажами, теперь мы существуем даже после его смерти. Но существовали ли мы до того, как нас придумали?

Алонзо: Те, кто любит рассуждать о том, что будет после смерти, очень редко задумываются о том, что было до жизни. Выдумавший снимал самые глубокие фильмы, а публика считает, что просто детские сказки.

Гонзо: У тебя мысль скачет. Хорошо, валяй, докажи мне, что «Лабиринт» не детская сказка. Ну, положим, я это знаю, просто хочу посмотреть на твои аргументы и проверить, что ты можешь выстраивать логическую цепочку без того, чтобы во время разговора о погоде перескочить на мысли о ботинках. Ведь, что у нас есть? Пятнадцатилетняя девушка Сара. В неё влюбляется король гоблинов Джарет, который в качестве любовного подарка похищает её младенца-братика, когда он ей надоедает. А потом отказывается отдать, для этого ей надо пересечь Лабиринт за тринадцать часов. Она находит массу друзей, взрослеет, побеждает короля, перестаёт быть эгоистичной девчонкой, живущей в мечтах.

Алонзо чешет задней лапой за ухом: А то, что там есть эта любовная линия не подходит на особенность фильма? Гонзо, это же точно нечто новаторское. Ведь по первоначальному сценарию Джарета интересовал только мальчишка, чтобы превратить его в гоблина, а Выдумавший всё переписал, чтобы Джарет вёл игру именно ради Сары.

Гонзо: Маловато. Выдумавший снимал «Тёмный кристалл» полный мистики и размышлений о добре и зле, так что такой простой второй смысл не годится.

Алонзо ложится на живот, принимает позу раскованней и принимается рассуждать: Хорошо. Вернёмся к началу, то бишь к вопросу: а зачем Джарет заставляет Сару проходить Лабиринт? Странный способ ухаживания. Но Лабиринт — это иллюзия, гоблины в Лабиринте только исполняют роли плохишей, порой забывая, что им следует удивляться, увидев Сару. Значит Джарет ведёт свою игру, чтобы Сара могла узнать его получше. Лабиринт — это отражение души Джарета. Душа его запутанная, алогичная, непостоянная. За время проведённое в Лабиринте, она узнаёт его лучше, чем если бы прожила с ним лет десять. Чтобы узнать Создателя, познакомься поближе с созданным им.

Алонзо замолчал, раздумывая, и Гонзо подсказывает шёпотом: Книга…

Алонзо: Точно! Книга! В самом начале Сара читает книгу, в которой описано, как победить короля. Кто написал книгу? Что было до жизни? По сценарию книгу написал Джарет! Он сам дал ей способ победить его, потому что он и не был побеждён. Он помог ей узнать себя поближе и развлёк её. И главное! Концовка! Ведь это рушит штамп всех так называемых современных «волшебных» сказок, в которых герои отказываются от мечтаний и начинают жить в «реальном» мире. Сара взрослеет, но не отказывается от волшебного мира, а волшебный мир приходит к ней.

Гонзо кивает головой и шевелит усиками: Точно! Считай, что докопался до вкусного. Добро и зло. В мире, где всё иллюзия, добро и зло исходят не из разных царств, а от одной личности — полный монотеизм заправляющего всем Демиурга. Мир — это иллюзия. Возможность развлечься и узнать Творца получше, потому нет никаких зла и добра. Нет никаких бедствий. Максимум, который мы проведём в этом мире, наши «тринадцать часов» — это сотня лет, а потом мы проснёмся в своём Безвременье.

Алонзо задумчиво: Ты думаешь, Выдумавший вложил эту аналогию в свой фильм? Что он про всё это думал?

Гонзо: Я думаю, что он всё это чувствовал. Так как мир иллюзорен и создан в том числе и для развлечения, он познаваем и через смех. Забавный червяк, глупый Мудрец в говорящей шляпе, Огневики — и все те, кого Джарет посылает навстречу Саре, пусть и отдельные личности, но при этом часть мира Джарета, а значит и грани его души. Потому и все учения о душе самой главной целью ставят для последователей заботиться о других живых существах, так как они единственные реальные, а все вещи, идеи — иллюзия, рухлядь на спине мировой Мусорщицы.

Алонзо: А кто тогда эти люди на балу мечтаний, где Джарет встречается с Сарой и очаровывает её?

Гонзо: Гоблины. Реальные гоблины, когда они не изображают маленьких забавных существ. Став реальными сами, они не могут смотреть прямо на реального короля, потому они держат в руках карманные зеркальца, чтобы ловить его отражение. А реальный мир — это не комната Сары, а мир, где происходит финальный разговор и где Джарет предстает в костюме Белой Совы. Мир хаоса, где в небе застыли обломки Лабиринта, лишь на время принявшие подобие порядка.

Алонзо задумчиво: Так ты полагаешь, что такова была религия Выдумавшего? Он верил в то, что всё в мире не по-настоящему. Что все беды и несчастья — это только повороты сюжета, чтобы те, кто идёт по Лабиринту реальности ощутили чувство ненастоящей опасности, пусть даже они будут в курсе, что даже если их убьют в этом мире, самое страшное, что им грозит — это очнуться в своём Безвременье. И что раз мир — это громадная игра, затеянная Творцом, надо получить побольше радости и быть добрее друг к другу, так как дерясь за ненастоящие «сокровища», мы обижаем реальных существ. Похоже на то. Но знаешь… Публика никогда не признает, что Выдумавший так много смысла заложил в этот фильм.

Гонзо чуть кривится: Я бы не стал обращать на них внимания.

Алонзо: Это потому, что они не могут спалить внутренний смысл?

Гонзо: Нет! Потому что они слушают двух крыс, рассуждающих о философии!

Хохоча и помахивая хвостами принимаются грызть полусгнивший абрикос.

картинка angelofmusic

Ну, надеюсь, пьеса объяснила, что я думаю о том, почему книга, сценарий и фильм не совпадают.
Добавлю только, что гений способен сделать шедевр из любого материала. Какой смысл заложит гений - не знаю, но в настоящем шедевре нечто созвучное будет каждому.

картинка angelofmusic

Ветка комментариев


Замысел и то, что получилось в реальности, - это далеко не одно и то же. Если я замыслю гениальную книгу, то у меня, увы, ее не получится. )
Ой, Джарет все делал просто так? А нафига тогда все эти речи про подчинение? )))


Так ведь уже обсуждали)) Он предлагал ей подчиняться, уверяя, что сам будет подчиняться в ответ))
Никто не заставлял, предоплата приключением вперёд, при отказе парень превращается в сову и дарит девушке весь свой волшебный мир. Оно и в самом деле generous)))


уверяя, что сам будет подчиняться в ответ))

Ключевое слово - "уверяя". )))

Никто не заставлял, предоплата приключением вперёд, при отказе парень превращается в сову и дарит девушке весь свой волшебный мир.

Если киднепинг и шантаж - это "никто не заставлял", то у вас своеобразные представления о принуждении. ) Предоплату мог бы себе оставить, приключений на свою ж... молодые девицы могут найти самостоятельно сколь угодно много, и волшебный мир у него так себе - одни сомнительные рожи и неуютные пространства. Да еще и в довесок - чокнутый нарциссический придурок на троне с отголосками тяжелого детства и необходимостью регулярно посещать психоаналитика. )))
Ну, если серьезно, то кое-где было сказано, что вот это предложение "equivalent to the Faustian theme of selling one’s soul to the Devil"... и, действительно, такие параллели есть.


>и волшебный мир у него так себе

Вам не понравился, Саре понравился, она его потом к себе в комнату вызвала в финале.
Это как подарить айфон, БМВ, кучу друзей и сказать: "Но спать со мной совершенно не обязательно". Если переводить действия Джарета на современные аналоги, он всем даст очков двести вперёд.


А я поражаюсь избирательности вашего внимания. В общем, вы не заметили, что нервы Саре изрядно попортили. ) Например, машину, от которой она с Хогглом в тоннеле еле ноги унесли, она случайно с собой не забрала? Чтобы бегать по утрам для поднятия эмоционального тонуса? :))) И сравнения какие-то... эээ... своеобразные. Айфон? БМВ? Это всего лишь хлам...


Нет, не заметила. Потому что там же была и дверь, через которую они смылись, и что было бы если бы их догнала машина - не ясно. Плюс робот, защищавший двери был достаточно медленный, чтобы никого не убить. Добавлю, что и вся война с гоблинами даже царапины не оставила ни на первой, ни на второй стороне "конфликта".

Ну, ей дали не хлам. Ей подарили целый мир)) Даже с почти опасностями) И в отличии от Неверлэнда, где Крюк вполне реально пытался отравить мальчишек, а фея Динь-Динь и вовсе пыталась убить Венди (милая детская сказка), мир Лабиринта совершенно безопасен.

Насчёт хлама, так даже Джарет дал ей толстый намёк, сделав копию её комнаты на свалке и направив туда мусорщицу, которая своим примером показала, что такое хвататься за вещи))


Что ж, примерно в том же ключе можно охарактеризовать набоковского Гумберта. Воспитывал, обеспечивал, знакомил с различными сторонами жизни. Подарил свой богатый внутренний мир. Просил немного - в общем-то, то же, что и Джарет. Вы не в курсе, за что к нему так неблагосклонно относятся иные несознательные читатели? )


Так можно охарактеризовать хоть Гитлера, но только к Джарету это определение будет верным))