Больше историй

7 июля 2016 г. 18:30

734

Есть сказки для детей, есть сказки для взрослых. Есть закаты, улыбки прохожих, похожие на мимолётные сказки жизни.
Приятно иногда между чтением книг, прочитать людей : перелистать иные лица, улыбки и взгляды прохожих...
Как часто мы ходим по улыбающимся от света солнца улицам, как-то мило щурящихся от него, играя весёлыми мыслями, сладко сознавая, что их не видят и не слышат, хотя они и покидают пределы головы.. А если бы на улице столкнулись наша озорная мысль и чужая ? Если бы мы вдруг заметили человека, заметившего эти наши мысли ?
Так случилось с героем рассказа Набокова, блуждавшего по улицам города, отмечая симпатичных девушек, составляя из них "гарем". И вот, ему однажды явился чёрт, и предложил соблазнительную сделку на эту дон-жуанову, адскую тему...
Разумеется, чёрт ко мне не приходил, но мой бесёнок противоречия всегда со мной. Да и забавно порой сделать так, чтобы тень от сюжета книги, узорно легла на жизнь.

Конечно, у меня нет такой привычки как у героя рассказа. Но иногда бывает забавным собрать за один день те или иные подсмотренные и нечаянные движения чужой души.
Например, выгуливает девушка собаку, с совершенно потерявшимися в облаках мыслями, с провалившимися куда-то под "тонкий лёд счастья" сердцем и взором : была с тобой рядом, и вдруг, её уже нет : она за тысячи миль от тебя.. поводок теряется в воздухе : ветер и вечер выгуливают собаку...
И вот, мой бесёнок иногда подстрекает подойти к ней и спросить, о чём она так сладко задумалась...
Порой ведь что-то мотыльковое, вечное, пролетает в глубине души, оставляя после себя светло раскачивающийся цветок чувства. И всё думаешь, что однажды сможешь поймать, застать такую мысль врасплох..
Разговор в машине :
я - Жень, о чём задумалась ?
Женя - Что ? Так, ни о чём..
я - не, ну честно, о чём ?
Женя - ( женская улыбка), говорю же, ни о чём...

Едем на паромном теплоходе через реку.
Скучно, жарко... Напротив меня, в уголке, сидит парень.
Мой бесёнок подстрекнул меня улыбнуться ему и подмигнуть. Он отвёл глаза. Проходит время. Чувствую, что он на меня смотрит. Поворачиваюсь : он как-то странно и доверчиво мне улыбнулся. Отвожу взгляд уже я. Берег ещё далеко... Чувствую его взгляд. Мой друг обнимает меня за плечо. Странное чувство... Перевожу взгляд - парень отвернулся, смурной. Ещё более странное и неловкое чувство...
Странностей в этот день было много.
Подумалось, а что, если бы как и в рассказе, в конце дня, в тёмной и пустой комнате вечера, нас бы ждали все те наши суетные, мимолётно-порочные или страшные мысли, поступки и люди, о которых мы плохо подумали, знающие, что мы подумали...
Светлая полоса зари, похожа на тонкую полосу света под закрывшейся дверью.
Ночь комнаты. Призраки шагов, голосов, приближающихся....

Мораль : мы потому так безалаберно желаем и чувствуем, что толком то и не встречаемся с нашими желаниями, как и чёрт, являющихся к нам в самых искусительных, забавных и сказочных образах.

Ветка комментариев


Немного не так. Ссылка, скорее, - испытание. Благо ли для самого Достоевского - мы не можем знать. То, что в процессе чтения Достоевского происходит какое-то переосмысление себя (самого читателя) - благо, безусловно. Для читателя. Зная немного о писателе, можно судить только о том, что Достоевскому уж точно не позавидуешь.

С точки зрения вечности не знаем, разумеется. И не можем оценивать с точки зрения вечности. Но с доступной человеку позиции делаем вполне доступные человеку выводы и оценки поступков, согласитесь) И шкала оценок тоже человеческая: хорошо - плохо, черное - белое, добро - зло. Оценивается факт, поступок. Как на экзамене оценивается конкретная работа, а не причины, приведшие к неуду, допустим. То есть, преступление подлежит осуждению и наказанию. И оттого, что причины, приведшие человека к таковому действию, могут смягчить наказание, преступление не перестает быть именно преступлением. (мои извинения за многословие, тема такая, что можно уйти в оттенки смыслов, если не конкретизировать:)

В отношении белого - здесь сложнее. Но я говорю о тех случаях, когда сомневаться в бескорыстности и искренности не приходится. Более того, пытаться искать выгоды, очернять светлое - это как-то не очень...
Кроме того, приведу пример из "Пробуждения" Гайто Газданова. Даже если очень постараться найти не очень привлекательную причину "белого", факт остается фактом: никто другой, кроме человека, вернувшего девушку к жизни, не мог это сделать ни по каким причинам. То есть, на оценочном уровне "черное - белое" спасение человека - благо, убийство - зло. А там уж пусть разбирается вечность, к каким последствиям приводит цепь событий)


Немного не так. Ссылка, скорее, - испытание. Благо ли для самого Достоевского - мы не можем знать.


Я специально привёл именно этот факт с Достоевским. Во время ожидания казни, не соразмерной с его "преступлением", Достоевскому она казалась злом и несправедливостью, покушающейся на его свободу и личность, отрицающее их. Читая его воспоминания и письма, мы очень даже можем знать, что это было для него благом. Это многое пробудило в нём и в его творчестве. Он даже потом иным своим знакомым желал "каторги", дабы и они " пробудились".

Но разным людям доступна разная глубина понимания причин и следствий. Для одного человека безусловное благо послать в атаку тысячи солдат, зная, что большинство из них погибнет. Для другого - зло сама война и эта атака, и то, что эта атака убьёт всех. Он знает и видит несколько дальше. Да и с разных сторон бывают атаки, за разные правды...
Факт, конечно, дело хорошее, но под ним, словно под айсбергом, скрывается его большая часть, которую мы не видим.
Для одних, предательство Христа Иудой, было злом, но для общей логики дальнейших событий - благом. Всё очень переплетено : свет и тьма. Так что, тут тоже не так всё просто. И порой такие слова как " преступление" и "наказание", являются лишь моральной фиксацией для удобства отношения к ним. Есть страны. где убить и съесть корову, это почти смертный грех. Но в других странах об этом и не знают, и тихо кушают коровок.

Ну, тут дело не только в "очернении" светлого, сколько в преломлении, распятии света на радугу оттенков. По сути, этим и занимается искусство от начала мира.
Хороший пример из Газданова. Очень нравится и этот автор и этот роман.
Но ведь и герой книги не совсем от "полноты" сердца стал спасать и ухаживать за девушкой. Это уже потом : бледный свет в нём, цеплялся за бледный свет в ней, свет потихоньку прояснялся, очищался до некой чистой эссенции доброго поступка и движений души.

А там уж пусть разбирается вечность, к каким последствиям приводит цепь событий)


А вот это сказано очень хорошо )


Не спорю) Речь только о том, что оценочная шкала все-таки существует как для всех, так и для каждого. И ничего с этим не поделаешь. Конечно, человеку не дано измерять события линейкой от плюс бесконечности до минус бесконечности, т.к. "человек не может иметь в своем уме образ бесконечной величины"(с), но какие-то отправные точки существуют. Общество их определяет нормативно или традиционно, но они есть. Как и у каждого человека существуют свои ориентиры (которые как правило совпадают с общепринятыми). Когда всё, последняя черта низости, мерзости, подлости - это черное.
Так же и белое. Раскладывать по косточкам не буду, это препарированию не подлежит)
Я потому и привела в пример именно эту историю, что там герой не идеализируется автором, но поступок не становится серым от того, что мы вместе с психологом дали название мотивам главного героя.
А между конечными точками отсчета, безусловно, можно найти все оттенки серобуромалинового.
"Просто не нужно говорить на "чёрное" - белое, и наоборот." (с) :)


Вы правы, отправные точки должны существовать. Бесконечность и правда сложновато измерить линейкой, но что, если сам ум есть уже частичка этой "бесконечной величины" ?
Скажу вам по секрету ( надеюсь, что Anais-Anais не прочитает это), что у каждого человека есть такие отправные точки, и свои линейки, пусть измеряющие не Эвклидовы линии жизни, но Лобачевские, искривлённые, где свет сплетается с тьмой. Просто иногда от хаоса и тьмы, легче всего заслониться нечто подобным, приблизить его к себе, чтобы он не пугал. Так иногда обнимают свой страх. Есть свои личные, карманные хаосы , которыми мы меряем вечность. У каждого своя безмерность, в этом мире мер.


Все-таки мы меряем не только вечность, и как правило - не вечность. И не хаосом, а конкретной (пусть карманной, для личного пользования) системой мер и весов.
Если по-честному, поискав в своих закромах, можете определенно сказать (себе, не мне), что для вас "черное", которое ни при каких обстоятельствах вы не захотите обелять и приближать к себе. Точно так же и белое - чернить? И это будут ваши идеальные значения белого и черного, без оглядки, как к этому отнесется вечность)


Ну, меряем вечность и не вечность , тем, что нам удобно, и пусть даже этот инструмент будет сделан из хаоса ( так прочнее). Не в этом суть. У каждого должна быть своя мера, свой механизм, "подогнанный" именно под нашу душу.
Да, во мне есть понимание того, что есть зло и добро. Но в таких моментах опасно то, что мы эти шаблоны и мерки пытаемся примерить и на другие причины, явления и чувства, пусть и смежные. Вот об этой опасности вам и говорили. Всё в этом мире уникально и интересно : и добро и зло.


Да, во мне есть понимание того, что есть зло и добро.

вот об этом и речь. Остальное - вторично. Навязывание ли это своих представлений о добре и зле, следование шаблонам, сопоставление чужих представлений о "черном - белом", дорбе и зле со своими мерками - следствие того, что понятия эти существуют и мы в любом случае имеем их в виду.