Больше историй
5 ноября 2016 г. 16:02
698
Путешествие в экзистенциальное пространство Франца Кафки
Неоднократно возвращаясь в разные периоды своей жизни к творчеству Франца Кафки, я часто размышляла о том, какие факторы способствовали становлению его как писателя.
Перечитывая в очередной раз романы «Процесс», «Америка», обращаясь снова и снова к малой прозе писателя, моё воображение рисовало тёмные, сюрреальные картины пражских улиц, по которым гулял будущий гений абсурдной прозы.
Поэтому давно планируемое путешествие в Чехию преследовало цель окунуться в экзистенциальное пространство Ф. Кафки.
Сразу хочу оговориться, что не являюсь «кафкианцем»: я всего лишь любитель творчества писателя, а не знаток, потому не претендую на полную достоверность информации, излагаемой ниже.
Фотография Ф. Кафки, 1907 г. (источник: WIKIPEDIA)
Гуляя по улицам Праги, переходя реки по многочисленным мостам, всё время невольно поднимаешь голову. Опомнился: «Что-то шея затекла!» Невозможно идти по этому сказочному городу и смотреть под ноги. Крепкие стены, многовековые башенки, готические статуи…
Гуляя по Праге, я думала о том, что по этим самым улицам ходил сам Франц Кафка, о чём-то размышлял, чего-то хотел (или не хотел), мечтал… О чём были твои думы, Франц?
Между тем, город предстал передо мной совершенно другим – ярким, красочным, волшебным. И в этом чудесном месте жил и творил Кафка, который писал нечто депрессивное, абстрактное, тяжелое… Невольно возникает вопрос: «КАК? Как в этом городе можно писать ТАК?» Я бы не удивилась, если бы Ганс Христиан Андерсен создавал свои сказки в Праге – грустные, но такие романтичные. Но как в Праге, в этом прекрасном городе, можно было написать вещи, которые после прочтения оставляют липкое, скользкое послевкусие?..
Видимо, чтобы ответить на вопросы, которые сама же себе и задала, я решила посетить музей Франца Кафки. Кстати, в своих рассказах и романах Кафка никогда прямо не называет описываемых мест. Город как бы отступает на задний план, его уже нельзя узнать ни по мостовым, ни по памятникам, ни по мостам. Так, исследователи и любители творчества писателя обычно предполагают, что безымянный собор в «Процессе» - церковь св. Вита; дорога Йозефа К. в последней главе романе проходит от Старого Места через Карлов мост…
Открывает музей галерея фотографий на стене, позволяющих проследить родословную Франца Кафки, и фотографий под стеклом на полу, которые дают представление о том, в каком районе Праги взрослел будущий писатель. Среди последних: Пинкасова синагога, родной дом Кафки, Жатецка улица и другие.
Франц Кафка родился и вырос в пражском еврейском квартале. Йозефов простирался от Староместской площади до Карлова моста через реку Влтаву. До рождения писателя в этом районе столетиями жили еврейские мистики, мудрецы, учёные, астрологи. В 1895 году начались работы по кардинальной перестройке квартала. Когда на свет появился Франц, от былого облика практического ничего не осталось. Однако дух района, по-видимому, всё-таки возымел своё действие на становление личности будущего писателя.
Ни для кого не секрет, что отношения между Кафкой старшим и младшим были напряжёнными. В музее представлено знаменитое письмо к отцу, написанное Кафкой в 1919 году, но так отцом и не прочитанное.
Приведу цитаты из письма (перевод на русский):
Ты же, напротив, истинный Кафка по силе, здоровью, аппетиту, громогласию, самодовольничеству, чувству превосходства над всеми, выносливости, присутствию духа, знанию людей, известной широте натуры – разумеется, со всеми свойственными этим достоинствам ошибками и слабостями, к которым Тебя приводит Твой темперамент и иной раз яростная вспыльчивость…
Иногда я представляю себе разостланную карту мира и Тебя, распростертого поперек неё. И тогда мне кажется, будто для меня речь может идти только о тех областях, которые либо не лежат под Тобой, либо находятся за пределами Твоей досягаемости…
История первых опубликованных произведений Кафки достаточно сложна. Молодой автор весьма сдержанно относился к публикации того, что писал. Когда Макс Брод начал рекламировать его ранние произведения, Кафка ответил резким отрицанием всего литературного механизма.
Примечание: Макс Брод – близкий друг Франца Кафки. Вошёл в историю литературы не просто как человек, оставивший крупное творческое наследие, но и как первый биограф Франца; человек, благодаря которому сегодня мы имеем возможность наслаждаться произведениями Кафки. (Перед смертью Франц просил Макса сжечь все его рукописи, однако, к счастью, Брод этого не сделал).
Ниже на фотографии представлена первая книга Кафки «Betrachtung», которая увидела свет в далеком 1912 году. Кстати, контракт с издательством также являлся инициативой Макса Брода.
Мало кто знает, что Ф. Кафка чувствовал себя скорее художником, нежели писателем. Ярким подтверждением этому являются строки из письма Кафки Фелиции Бауэр:
Знаешь, когда-то я был великим рисовальщиком, но потом в школе нас обучала очень плохая художница и начисто загубила мой талант.
Из рисунков Кафки сохранилось около 50 небольших набросков и иллюстраций. Стиль их явно экспрессионистский.
Невозможно оставить без внимания личную жизнь Франца Кафки. Ей посвящена в музее отдельная экспозиция. Его отношения с Фелицией Бауэр, краткая связь с Юлией Вохрыцек, страсть к Милене Есенской и заключительный эпизод с Дорой Диамант – всё это сегодня бесконечный источник для вдохновения биографов Франца Кафки и нескончаемый рудник для любопытствующих любителей творчества писателя.
На протяжении всей жизни Франц Кафка вел дневниковые записи. Из них можно почерпнуть важную информацию о становлении личности молодого писателя, о чувствах и переживаниях уже зрелого человека.
Приведу цитаты из дневниковых записей (перевод на русский):
Я часто думаю об этом и каждый раз прихожу к выводу, что моё воспитание во многом очень повредило мне. Этот упрёк относится ко множеству людей, здесь мои родители, кое-кто из родственников, некоторые посетители нашего дома, некоторые писатели, кухарка, которую я запомнил, учителя (которых вспоминая, приходится, как следует сжать, чтобы кто-нибудь не выпал…), школьный инспектор, медленные пешеходы. Короче говоря, этот урок всажен, как кинжал, во все общество…
Странное, таинственное, может быть, опасное, может быть, спасительное утешение, которое даёт сочинительство: оно позволяет вырваться из рядов убийц, постоянно наблюдать за действием. Это наблюдение за действием должно породить наблюдение более высокого свойства, но не более острого, и чем выше оно, тем недоступней для «рядов», тем независимей, тем неуклоннее следует оно собственным законам движения и тем неожиданней, радостней и успешней его путь…
Спустя несколько дней мне удалось побывать на Золотой улочке в Праге, где какое-то время жил Франц Кафка. Маленький дом! Такое ощущение, что его строили для ребёнка. Невероятно.
П.С. Фотографировать в музее запрещено. Все фотографии, представленные в данной истории, сделаны урывками без вспышки и соответствующей подготовки, поэтому их качество оставляет желать лучшего.