Больше историй
14 ноября 2017 г. 07:28
92
О НЕПРИЯЗНИ К МУТАНТАМ.
Нэнси Кресс не в топовом списке западных фантастов, хотя автор она плодовитый - десятки романов, повестей, рассказов. Выстрелили только "Испанские нищие" в далеком 1992, взяв "Хьюго" и "Небьюлу" - самые престижные в мире англоязычной фантастики премии. Что еще можно сказать об авторе? Тяготеет к монументальным формам: своих шедевральных "Нищих" скоренько переработала из повести в романище (вряд ли сильно улучшив качество) и сделала начальной книгой тетралогии "Неспящие".
Трикнижия и четырехкнижия любимая забава писательницы, а взявшись за какую-то тему, она треплет ее с усердием бультерьера, извлекающего лису из норы - чтобы уж до победного конца. Вот и теперь работает над "Вчерашней родней" Yesterday's Kin Trilogy, заявленной как трилогия, но в ходе работы выпирающей из первоначальных рамок, как тесто из квашни: третий роман "Если завтра придет" If Tomorrow Comes намечено закончить в 2018, а из под него уже лезет нечно нонеймовое четвертое в рамках цикла, что увидит свет в 2019. Раз пишет и издается, значит есть у нее свой читатель.
Я не ее читатель, хотя "Испанские нищие" нравятся. Еще читаю книгу, потому о ней скажу позже, но главная тема заслуживает того, чтобы рассмотреть ее подробнее. Люди, обладающие сверхспособностями и динамика изменений отношения к ним в обществе. В мире Кресс люди получили возможность модифицировать геном человека на стадии "до оплодотворения". То есть, комплекс качеств и свойств заранее закладывается в будущего ребенка. И наибольшим спросом на определенном этапе пользуется отсутствие потребности в сне, которая рассматривается в книге, как атавизм.
Неспящие дети используют время, которое их сверстники тратят на сон, для обучения, они эмоционально стабильны, доброжелательны, успешны. И мир поначалу любуется новыми людьми как диковиной. которой имеет смысл гордиться, как своими эмиссарами в будущее - они наши флагманы, они поведут человечество к новым вершинам. Но очень скоро, на протяжении полутора десятилетий, отношение радикально меняется; от восторга до ненависти один шаг. И вот уже в этих удивительных людях видят "мутантов, которые явились поработить нас". Доводы рассудка не работают, эскалация ненависти спокон веку была любимой человеческой забавой. Общество травит своих вчерашних любимых детей.
В моей любимой у Андрея Лазарчука повести "Путь побежденных" описана очень близкая ситуация. В результате утечки секретной военной разработки жители целого района сначала тяжело заболевают, а выжившие, рожают детей с необыкновенными способностями. Главным образом, творческими.Эти новые люди гениальные творцы в тех областях, которыми занимаются: живопись, музыка, литература, архитектура. Может быть и естественные науки, об этом не помню в книге. С характерной особенностью - они светятся, когда приходит вдохновение. И на коже проступают удивительные узоры.
Мир поначалу поет дифирамбы и захлебываеться от восторга, видя в этих необычных людях новую лдюбимую игрушку. Весьма недолго. После отношение меняется на противоположное: "проклятые мутанты явились уничтожить человечество", "задавим светящихся гнид". Заканчивается у Лазарчука все трагично и скоро. Он не из тех, кто высасывает из пальца исчерпавший себя сюжет. Может потому "Путь побежденных" и остался гениальной повестью.
Ветка комментариев
Я года четыре назад все выделила отдельными отзывами. Я вообще считаю "Опоздавших к лету" гениальным и катастрофически недооцененным из-за необычной формы и довольно большого объема произведением.
Вот-вот, я как раз сейчас ваши отзывы на отдельные части читаю. И смотрю - в самом деле, прочитавших эти произведения очень мало, около десятка человек едва наберется. Даже пугает такая статистика - вроде как эти маленькие числа служат подтверждением "тяжеловесности" цикла. Ладно, главное - не дать себя запугать.
Не давайте себя запугать.
Я вам больше скажу. Фамилию Лазарчука непеременно в списке тех, кто оказал влияние на творчество многих интересных писателей. То есть, те, кто есть кто-то читает. А массовость - она не показатель ни разу. Вот загляните ради интереса, да хоть в "Голодную дорогу" Бена Окри дней через десять. А потом попробуйте читать книгу. Вы все поймете. Но список рецензий скажет, что вещь очень популярна у массового читателя.
Да, есть такое. Грустно. Вот сижу сейчас и думаю, что такое стремление к массовости - это показатель развития. Это когда мозг отказывается воспринимать сложные вещи, потому что энергии много затрачивается. Что уж там - приходится честно признать, что хочется читать что-то простое. Нужно себя вытягивать из такого состояния.
Мне кажется, читателей всегда было очень мало. Есть люди. надувающие щеки. Да вот же, позавчера у Дэна Симмонса наткнулась:
Если отвлечься от антуража, прямо ответ на вашу реплику.
Ну да... Приятно ощущать себя "вымирающим племенем" читателей (и мне в первую очередь, каюсь!), но развиваться дальше в этом направлении ой как нелегко. Шаг в сторону от "легкого" чтения - и пошёл стон :)
Имеет смысл определиться, что вы считаете легким. Я просто не понимаю, правда. То есть, я тоже разделяю книги на интересные-неинтересные и те, которые "чтобысебяуважать". Последние чаще всего тяжелее идут. Но в остальном по большей части попадают ся интересные.
А хорошо, когда категории "интересные" и "теперь-я-себя-зауважал" совпадают. А то читаешь детективчик на досуге и потом начинаешь себя корить - ай-яй-яй, на что время потратила.
Ну, если было интересно - зачем себя корить?
Хотя я детективов не читаю отчего-то. То есть, "если так нужно для дела"))
Зато фантастику всегда любила и сейчас, после долгого перерыва, как до земли обетованной добралась. Но я хорошую фантастику считаю серьезным чтением. А что уж там себе критики думают - их дело.
Да отвлекают ведь, негодницы такие (я о книжках) от "разумного, доброго, вечного" :)
Ой, я к хорошей фантастике тоже тянусь, тянусь - и никак. Ну, будем надеяться, доплыву. За имена хорошие, мне незнакомые, спасибо. Буду стараться :)
Вам спасибо, приятно было пообщаться.