Больше историй
2 ноября 2012 г. 18:44
408
О менталитете нации
Фрагменты из программы Юлии Латыниной «Код доступа» от 18.02.2012
У меня есть замечательный вопрос про пост Кончаловского, который был опубликован на «Эхе Москвы» о том, что, вот, у российского народа феодальное сознание, о том, что Россия не готова к демократии. Ну и там дальше Соловьев, Струве, Ключевский. В общем, что стремление индивидуума к развитию собственной годности и продуктивности – это черта западного общества, а в сознании «русского человека, который вышел из крестьянской общины, индивидуум подавляется безжалостно, отсюда безответственность и стремление к паразитизму».
Когда я слышу глубокомысленную фразу о том, что русские из всех народов мира избраны быть особо убогими и к демократии именно русские не готовы, там, со ссылкой, естественно, на времена князя Игоря, у меня всегда возникает вопрос: «А что же нам, убогим-то делать? Ну, вот, как нам к ней, к демократии подготовиться-то?»
И я всегда вспоминаю свой диалог с грузинским оппозиционером Дато Сапашвили. Он как-то ругал при мне Саакашвили, и вот я не выдержала и спросила его, говорю: «Ну, слушайте, ну, вот, неужели Саакашвили вообще ничего хорошего не сделал? Ну, вот, например, полиция теперь не берет взяток». И Дато горячо говорит: «Это не заслуга Саакашвили, это заслуга всего грузинского народа». Чего ж грузинский народ-то раньше не переменился при Шеварднадзе-то?
Я совершенно не собираюсь отрицать, что национальный характер существует и что национальный характер, скажем, англичанина, который основывал Плимут или Шанхай, и тут же учреждал самоуправление, коренным образом отличается, скажем, от характера китайца, который о городском самоуправлении не подозревал в принципе, потому что для него со времен Яо и Шуня городом управлял чиновник.
Но вот у меня вопрос, отчего же, все-таки, зависит национальный характер? Он у нас что, в ДНК дан? Вот, были свободолюбивые греки, а потом стали те же самые греки раболептами-византийцами. Там что, гены за тысячу лет переменились? Так я вам точно скажу день и час их изменения, благодаря Плутарху, который описал, как свободные Афины покорил Димитрий Полиоркет и как свободные Афины тут же предложили каждое действие нового гаранта приравнивать к божественному. Вот, вопрос: у них национальный характер поменялся или форма правления?
Еще один пример (я его очень люблю). В XVII веке в Европе была нация, знаменитая пьянством, ленью и необязательностью. Эта нация называлась «немцы». Потом в XVIII веке Фридрих Великий устроил из части немецкой нации государство, которое называлось Пруссия, и внедрил в ней жесточайшую бюрократию. Кстати, если вы заметите, в XVIII веке очень редко употребляются слова «немецкий порядок», чаще говорят «прусский порядок». А потом канцлер Бисмарк объединил Германию и вместо прусского порядка стал немецкий. У прусаков что, изменился национальный характер в день и час восшествия на престол Фридриха Великого?
Вот Китай времен Мао, когда 60 или сколько-то там миллионов китайцев умерло с голоду, и вот Китай нынешний – за 20 лет из нищеты поднято 400 миллионов человек. У китайцев изменился национальны характер? Как умер Мао, так и изменился.
Вот, тот же Пекин. Там 10 лет назад все тротуары были заплеваны. А в Сингапуре, где тоже живут китайцы, 80%, на тротуарах нет ни единого плевка. Это, ведь, национальный характер, не правда ли? Вот, просто у сингапурских китайцев, когда к власти пришел Ли Куан Ю, изменилась, наверное, та часть ДНК, которая отвечает за плевки на пол. И это изменение ДНК чудесным образом совпало с тем, что за каждый плевок штрафовали на 200 долларов.
Я могу согласиться с Андреем Кончаловским в одном. Я тоже считаю, что Россия не готова к демократии, потому что, я считаю, что ни одна страна в мире не готова к демократии, если под оной подозревать всеобщее избирательное право. И как я уже сказала, мы живем в эпоху, когда демократия (подчеркиваю, не выборы, не самоуправление, а идея всеобщего избирательно права и гласа народа как гласа большинства всегда правого) начинает обнаруживать свою некоторую историческую несостоятельность. А как же нам бедным, нечесаным и феодальным измениться? И ответ совершенно очевиден, потому что есть разные способы изменения национального характера. Но, вот, начиная со времен шимпанзе, один из самых действенных способов изменения характера народа, это изменение характера власти и системы правления.
Ветка комментариев
Поделитесь впечатлениями, когда прочтете.
Рекомендую еще заглянуть в книгу Александра Никонова «Свобода от равенства и братства». :)