Больше историй
4 августа 2020 г. 23:09
1K
Событийный и эмоциональный фон реальной жизни при чтении книги могут сильно повлиять. Особенно когда фон острый.
Так и случилось.
О том, как мать (Клитемнестра) наблюдает за убийством, то есть за жертвоприношением богам своей дочери (Ифигении), я начала читать аккурат в день рождения сына. (Он же - день рождения моей травмы.) Все было черным-черно. И в книге, и на душе.
Но я старалась стать беспристрастной. Тогда на следующий день сын заболел и с температурой 38,5 не сходил с рук (первый раз в жизни он не играл, а только кричал раненым зверем от любого малейшего изменения положения его тела весь день). А в книге Клитемнестра убила мужа (Агамемнона), а ее сына (Ореста) взяли в плен. Я все думала, что же за жесть творится, и когда она кончится наконец.
На следующий день я почувствовала, как заболела сама. Сын же снова стал бодрым и требовательным, как обычно. А в книге дочь Клитемнестры - Электра подхватила мою эстафету и афигевала от происходящего.
И вот сегодня я дочитала.
Если все же взглянуть беспристрастно, книга весьма интересная. Тойбин берет героев мифа, которых мы привыкли воспринимать, почти как героев сказок - голыми функциями, с минимумом эмоциональных переживаний, и делает из них живых людей. Со сложной душевной организацией. Получилось достойно. Острота моего восприятия это только подтверждает.
Еще мне понравился перевод. Некая смесь высокого стиля повествования с устаревшей лексикой и время от времени проскальзывающими диалогами гопников на районе.
Финал же открытый и ускользающий. Как приглашение к другому рассказу о новых героях.
Кажется, у мифов нет конца.