Больше историй
7 июня 2024 г. 12:46
194
Симона де Бовуар; или библия феминизма.
Симона де Бовуар, будущая икона феминизма, родилась девятого января 1908 года в Париже в семье аристократов. Ее отец, Жорж Бертран де Бовуар, работал юристом, а мать, Франсуаза де Бовуар, была глубоко верующей католичкой. Симона, старшая дочь в семье, с ранних лет отличалась пытливым умом. Отец, заметив ее интеллектуальные способности, поощрял чтение и письмо. В пять лет Симону отправили в школу Кур Дезир, где ее готовили к жизни в соответствии с социальными стереотипами о женщинах. Мать мечтала видеть ее женой богатого человека, но судьба распорядилась иначе. Семейство де Бовуар потерпело финансовый крах из-за неудачных инвестиций отца в заём Российской империи. Бертран де Бовуар полагался на высокий доход, обещанный Николаем II, но революция 1917-ого года похоронила его надежды. Отец был глубоко разочарован, но Симона, в отличие от него, всегда мечтала о карьере писательницы и учителя, а не о семье. В подростковом возрасте Симона противостояла религиозным взглядам матери. Обучаясь в школе при монастыре, она даже думала о монашеской жизни, но в 14 лет пережила духовный кризис. Симона объявила себя атеисткой и переключилась на изучение математики, литературы и философии. Образование стало ее главной дорогой к независимой жизни.
В 17 лет Симона окончила школу и поступила в престижную Сорбонну, где углубилась в изучение философии. Она защитила диссертацию о Готфриде Вильгельме Лейбнице, став девятой женщиной, получившей диплом Сорбонны. В 1929-ом году, в возрасте 21-ого года, Симона блестяще прошла экзамен на агрегацию (степень, дающую право преподавать в высших учебных заведениях), заняв второе место после Жан-Поля Сартра. Это сделало ее самой молодой преподавательницей философии во Франции. В том же году, в стенах Сорбонны, Симона познакомилась с Сартром, с которым ее связала глубокая и долгая любовь. Их союз был свободным, без официального брака. Симона и Жан-Поль вместе основали и издавали журнал "Les Temps modernes", состояли в движении “Новых Левых”, став центром политических и философских дебатов во Франции. Симона, как и Сартр, отрицала институт брака, но их отношения строились на прочном и весьма реальном договоре, в котором они признавали и поощряли свободу в сексуальной жизни, вне зависимости от пола любовника*. Несмотря на это, их интеллектуальная жизнь оставалась исключительно личной, все свои идеи и творческие наработки они обсуждали только между собой. Симона и Жан-Поль были не просто любовниками, но и глубокими интеллектуальными партнерами, их отношения продлились более пятидесяти лет и разорвались только с уходом Сартра из жизни.
Симона де Бовуар всегда была убежденной сторонницей равенства полов, но именно выход ее "Второго пола" в 1949-ом году зажёг искру феминистского движения. Книга, пронзительная по своей глубине и смелая по высказанным идеям, моментально стала бестселлером и основополагающим текстом феминистской теории. "Второй пол" пробудил сознание многих женщин, вдохновив их на борьбу за равные права. Симона, став знаковой фигурой феминизма, оказалась в центре внимания: ее интервью печатали в газетах, а ее голос ценили в политических кругах. Де Бовуар не ограничилась теоретическим обоснованием борьбы за равенство, она перешла к активным действиям: в 1966 году она вошла в состав "Международного трибунала по расследованию военных преступлений”, на котором были заслушаны свидетельства о преступлениях во время войны во Вьетнаме; В 1971-ом году ее "Манифест трёхсот сорока трёх", опубликованный в журнале "Le Nouvel Observateur" и подписанный тремя сотнями француженок, стал началом мощной кампании за декриминализацию абортов во Франции, которая увенчалась успехом в 1975 году; И с 1974-ого года, будучи президентом Лиги за права женщин, она не только неустанно работала над защитой репродуктивных прав женщин, но и занималась поддержкой жертв домашнего насилия. Симона де Бовуар - не просто писательница, она стала голосом женщин, вдохновляющим борцом за их свободу и равенство.
В апреле 1986-ого года, перед уходом в вечность, Симона де Бовуар, женщина, не имевшая детей и мужа, которая всю жизнь посвятила свободе и независимости, сделала неожиданный, но глубоко личный поступок. Она удочерила Сильвию Ле Боне, девушку, которая стала ее близкой подругой и верной спутницей на протяжении 26 лет. Их история началась, когда Сильвии было всего 17, а Симоне за 50. Юная девушка, очарованная творчеством де Бовуар, написала ей письмо, полное восхищения, с просьбой о встрече. Симона не всегда отвечала на письма своих поклонников, но именно так зародилась их необычная связь. Сильвия, приехав в Париж, чтобы изучать философию, отправилась к Симоне в гости. С годами их связь крепла, особенно после смерти матери Симоны. Только Сильвии де Бовуар доверяла больше всех. Симона де Бовуар умерла 14-ого апреля 1986-ого года в Париже и была похоронена рядом с умершим шестью годами ранее Сартром на Монпарнасском кладбище. В своем завещании Симона передала Сильвии свою фамилию и право распоряжаться своим наследием, как знак глубокой любви и признательности за преданность и верность своей молодой подруги.
"Неразлучные" - это автобиографический роман Симоны де Бовуар, который, словно драгоценная жемчужина, пролежал в тени почти семьдесят лет. Рукопись, не получившая одобрения от Жана-Поля Сартра, была извлечена из забвения и опубликована в 2020 году Сильвией Ле Бон де Бовуар. Эта небольшая, но емкая книга повествует о страстной и трагической дружбе Симоны и ее одноклассницы Элизабет Лакуэн, которых учителя прозвали "неразлучными". В романе переплетаются история взросления и первой любви, философские размышления о семье, воспитании и вере. "Неразлучные" - это не просто литературное произведение, а откровение души великой женщины, которая в каждой строчке делится своими глубокими мыслями и чувствами.
«В католической школе Аделины Дезир рядом с девятилетней Симоной де Бовуар однажды села новенькая — стриженая брюнетка Элизабет Лакуэн по прозвищу Заза, на пару недель ее старше. Веселая, дерзкая, непосредственная, она резко выделялась на фоне царившей вокруг серости. В следующем учебном году Заза в школе не появилась. Мир померк, стал унылым и хмурым, но опоздавшая к началу занятий Заза неожиданно вернулась, а вместе с ней — солнце, радость и праздник. Ее живой ум и разнообразные дарования привлекают и восхищают Симону, она полностью покорена. Девочки соревнуются за первые места в классе, становятся неразлучны». — Сильви Ле Бон де Бовуар, О «Неразлучных».
* Деятельность „Международного общественного движения ЛГБТ“ является экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.