Больше историй

18 апреля 2025 г. 09:58

406

"Почему я люблю (на)стоящий (пост)модернизм?" (с)

Можете преднамеренно назвать меня каким-либо высокомерным словом с негативным оттенком, чтобы я теоретически испытывал угрызения совести за свою несхожесть, но вероятность, что это произойдёт примерно равна моей встречи с инопланетными существами в ближайшие десять минут, пока я допиваю утренний кофе. За что вы должны это сделать? Просто потому что я люблю (пост)модернизм.

Как это вышло? Всё начиналось практически, как в классическом детективе, где я поднял скрипящую половицу и оказался в параллельной вселенной похожую на зазеркалье. Да... Я сейчас сделал отсылку на книгу, которая представлена в карточке, но никто из вас абсолютно не понял. Это нормально...

Интеллектуальная литература всегда привлекала меня своей запутанностью, образностью и разрывом шаблонов и я хотел лишь сказать, что не стоит навешивать постоянные ярлыки о том, что это всё слишком сложно для понимания тех, кто неподготовлен или считает себя где-то на несколько ступеней понимания ниже, чем писал автор. Меня привлекают романы, где я чувствую себя наравне или глупее, нежели человек который написал определённое количество букв, которые меня приводят в восторг. 

Что же такое (пост)модернизм?

Литературный модернизм зародился в конце 19-го и начале 20-го веков, в основном в Европе и Северной Америке. Для модернизма характерен осознанный разрыв с традиционными стилями поэзии и прозы. Модернисты экспериментировали с литературной формой и выразительностью, придерживаясь принципа Эзры Паунда «Создавай новое». Литературное модернистское движение было движимо сознательным желанием разрушить традиционные способы самовыражения и выразить новые чувства своего времени. Спорно, когда началось модернистское литературное движение, хотя некоторые выбрали 1910 год в качестве приблизительной даты начала и цитируют романистку Вирджинию Вулф, которая заявила, что природа человека претерпела фундаментальные изменения "примерно в декабре 1910 года".

Потом люди много спорили о том, когда начался постмодернизм, что это такое, но это всё абсолютно неважно на фоне того во что выливаются данные формы. Это бескрайний простор в котором можно встретить букеты ромашек, рыхлую землю и глубокие котлованы в которых скрыты не самые приятные вещи. Здесь необязательно разбираться в количестве отсылок, ведь порой нужно просто получать наслаждение и скопище собственных мыслей. Жаль, что это не всегда удаётся и многим по-прежнему не нравится данный жанр, потому что они начали не с нужного списка авторов связанных с этим причудливым стилем. Но однажды я его полюбил...

Именно поэтому одновременно я порицаю некоторых авторов, которые представляют этот жанр, но их произведения выглядят не иначе, как баловство, которое спасает лишь то, что в своё время их поддерживали подобные их таланту писатели и находили в чём-то неприметном величину мысли, которая на самом деле была достаточно примитивной. Публика всё отвергала, а они считали её примитивной, являясь примитивными стоя у зеркала. Часто авторы увлекались лишь формами, забыв о том, что помимо новаторства нужно искать и добавлять наполнение. Сложно сравнивать труды М. Пруста, Д. Джойса, У. Фолкнера, Я. Гашека, Ф. Кафки, Д. Уоллеса, Т. Пинчона, Д. Хеллера, К. Воннегута с определённой группой американских постмодернистов которые переосмысляли "Белоснежку" , "Короля Артура" и "Лукоедов". Эти произведения имеют право на жизнь, как степень сравнения с чем-то великим и напоминание о том, что нужно более тщательно подходить к поиску книг в условиях ограничения времени. Не прикасаясь или прикоснувшись не к тому что нужно было в самом начале легко испортить впечатления и воротить своим носом в целом от данного жанра, который определённо стоит внимания каждого.

"Граф Аверин" - это конечно же замечательно (но это не точно), но чтобы вы сказали о нём, если бы прочитали несколько книг из списка, что указаны ниже?

Для тех, кто хочет попробовать что-нибудь новое и кто практически незнаком с данным жанром, рекомендую следующие книги (пост)модернистов, чтобы выйти из зоны комфорта:

Марсель Пруст - В сторону Сванна

Джеймс Джойс - Портрет художника в юности

Джозеф Хеллер - Поправка-22

Флэнн О’Брайен - А где же третий?

Франц Кафка - Процесс

Andrey Platonov - Happy Moscow

Курт Воннегут - Бойня №5

Саша Соколов - Школа для дураков

Кнут Гамсун - Голод

+ от  Laonov

Фланнери О`Коннор - Мудрая кровь

Гайто Газданов - Призрак Александра Вольфа: роман

Вирджиния Вулф - Орландо


Комментарии


Так мило и забавно было встретить в вашем списке авторов, имя Платонова, единственного русского автора в списке и.. на латинице.
Своего рода, живая визуализация постмодернизма.
А, ещё Саша Соколов, да.
Тоже отрадно его встретить.
Я бы добавил в этот список, женщину.
Фланнери О Коннор, с её первым, во многом, платоновском романом - Мудрая кровь.
Вулф можно было бы добавить, с её Орландо.
Да и Газданова, с его Призраком Александра Вольфа.

Постмоденнизм, опасная штука. Как и балет.
Если он нарочит, не как орган постижения мира, как самолёт был живым органом для Экзюпери или поезда для Платонова, то это будет как искусственный кладбишенский цветок.
Так, клоунада милая и грустная.
Это уже понимали первые постмодерристы, с их милыми ссорами и отзывами друг о друге.

Спасибо за историю.


Так мило и забавно было встретить в вашем списке авторов, имя Платонова, единственного русского автора в списке и.. на латинице.

Это потому что у этой книги самая прекрасная обложка, передающая воздушность того, что скрыто внутри ) А вот экземпляр на русском в отдельном виде никак не достать... Хотел бы на полку безумно.

Я бы добавил в этот список, женщину.

Фланнери О Коннор, с её первым, во многом, платоновском романом - Мудрая кровь.

Вулф можно было бы добавить, с её Орландо.

Да и Газданова, с его Призраком Александра Вольфа.


Из Вулф не знал, что добавить в качестве первой рекомендации, чтобы оценить грани жанра, а остальных сам пока не читал... ) Но добавлю после вашего упоминания, для тех, кто не спустится в комментарии )

Спасибо за ценный и как всегда красивый комментарий )