Больше историй

26 марта 2014 г. 13:36

1K

ОТЕЛЬ "ГРАНД-БУДАПЕШТ"


Не поклонница Цвейга. Тоненькую книжку новелл прочла в юности, чтобы быть в курсе, по большей части оставшись равнодушной. "Письмо незнакомки" только, но там такая боль и безнадежность, что не проникнуться нельзя. А когда тебе больно, это не есть хорошо. Да и не знала, идя на фильм, что условно по Цвейгу. Условно - потому что создатели оговаривают вдохновленность его произведениями, не конкретизируя.

А и знала бы - пошла. Чего стоил один постер, с месяц назад увиденный. Пятнадцать портретов, большинство мужские, женщин мало и страшненькие, значит не о любви. Но каковы типажи! Не обманул плакат. Фильм дивным оказался. Такая, знаете, ностальгия по тому исчезнувшему, чего не было.

Поясню, сожаления о прошедшем времени рыцарей все слышали, кое-кто и сам сокрушался. Но вернись сейчас грязные, неуклюжие в своих консервных банках, воняющие потом и мочой (а в походе всякий раз не разоблачишься для этого самого) мужланы. Походя насилующие селянок и вытаптывающие посевы, боюсь, застонут первыми те, кто сегодня страдает. И не от наслаждения.

Примерно такой стереотип сложился в отношении времени, предшествовавшего Первой Мировой. Дамы грациозны, мужчины сплошь джентльмены с эрастовскими тонкими усиками, чувства прекрасны, корабль плывет. Нам это и покажут. И еще другое. Вовсе не такое притягательное, но настоящее. Потому что фильм о событиях в известной европейской гостинице в период, предшествовавший Первой Мировой (не между двумя, что бы ни говорила об этом википедия). И по элитным ее постояльцам камера только скользнет. В центре - обслуга.

Ах, да что пересказывать, смотреть нужно. Тонко, умно, невероятно стильно (именно, что невероятно, не для красного словца). Смешно все время, так, хм-хм. Но есть там эпизод с санями, во время которого чуть с кресла не свалилась, смеясь. Это если кто будет смотреть, хочется сравнить, потому что начала минуты на полторы раньше, чем весь зал, а к кульминации уже только стонать могла. После спросила у дочери, почему она не смеялась сразу, отвечает - да нет же. смеялась. И снова вдвоем.

И, таки-да, это все же о любви. И дружбе. И порядочности, где ее не ищешь. И о прекрасном ушедшем мире, который может создать вокруг себя один человек. Но может.

Комментарии


А Цвейга можно читать изредка всего по одному рассказу - повести.
Тогда каждая история, не смешиваясь с остальными, надолго впечатляет.


Спасибо, Анна, примерно об этом думала. И еще, что это чтение для более зрелого человека, чем та, какой была, читая. И, представьте. вчера о вас вспоминала.


Я Цвейга только сейчас начала читать - по чуть. И совсем не жалею, что не читала раньше.

Всегда тепло, когда кто-то вспоминает о тебе. Спасибо)


В одной из любимых моих книг есть такой образ: огоньки, разбросанные по карте и отмечающие похожих на тебя людей. Ну, там все сложнее, но в целом так воспринимаю. И для меня важно, что такие люди есть.


В фильме Елки есть похожая картинка.


Вчера посмотрела фильм, вспомнила эту вашу историю. Фильм,конечно, изумительный. В нем столько любви, в самом повествовании. Ведь это история - воспоминание одного человека, проникнутого, благодарного. Потрясающе!
Могу сказать, что культура таких отелей-санаториев существует и сейчас в Европе. Я как увидела дворец на горе, фуникулер - это же Империал, в Карловых Варах, Чехия! Ну просто с него срисовано! И внутри очень похоже (в варианте до войны). Должна сказать, что полечиться там дешевле, чем в Кисловодске, скажем, но в интерьере как после войны.


Ах, какая прелесть, спасибо, это как подарок.
Кажется так далеко уже и много чего наслоиться успело за прошедшее время.
И, знаете, Наташ, простой и четкий ответ на вопрос, зачем вообще мы пишем. Это ведь такие яркие куски, которые сегодня сверкают и переливаются, завтра потускнеют и отдалятся, а спустя время вовсе сотрутся. Сохраненное, пригодится кому-то. Да нам самим. Мы - хорошие девочки.
Ах да, будучи в Каровых Варах, непременно побываю в Империале.