Больше историй
16 августа 2014 г. 10:57
353
Экранизация со знаком минус
Некоторое время назад, в процессе очередного перечитывания повести, обнаружила, что оказывается, существует её экранизация - и конечно, сразу захотела посмотреть.
Увы, осталась разочарована. Такая великолепная повесть - и так как-то никак экранизирована. То есть нет, не совсем никак. Дети замечательные, музыка очень хороша, антураж - чудесно. Как живые иллюстрации к повести фильм очень хорош. Актёры выбраны очень удачно - чисто внешне попадание у всех стопроцентное. Но сюжет и характер главной героини - увы, всё очарование теряется.
В повести такая глубина, столько точных деталей, мелочей. Важен каждый эпизод - всё вытекает одно из другого, ничто не случайно. А тут галопом по европам. Нет - всё правильно, фильм не может передать всё до мельчайших подробностей, иначе его пришлось бы делать сериалом. Но всё-таки есть моменты, без которых нельзя было обойтись, пусть даже были бы две серии. Но я даже могу понять, что напрочь убрали целый ряд сюжетных линий из-за нехватки времени - маму Нади, аппендицит Коли, сына Аполлона Апполинарьевича и Елены Евгеньевны, Тузиковых и Поварёшкиных и прочее и прочее. Но ужасно обидно, что характер главной героини совсем не тот. В книге она за несколько месяцев проходит огромный путь, она по-настоящему взрослеет, учится очень многому, становится не просто "воспиталкой", а хорошим учителем, близким человеком детям. Она не пытается от детей отделаться, раздав их по семьям, она искренне ищет им друзей, учится понимать и детей, и взрослых. И если в начале повести она, как сама признаёт, совсем маленький глупый мокроносый щенок, то в конце она вырастает в ответственного человека, который действительно может хотя бы отчасти заменить этим детям родителей. А в фильме что? В самом уже конце она ведёт себя как какая-то бестолковая истеричка, она дёргает детей, словно пытается от них отделаться, она озабочена, кажется, только одним - права она была или нет.
Обидно. Из глубокой и важной повести вышел фильм в стиле "ах-какие-бедные-сиротки". И при этом не сказать, чтобы он в целом был сделан плохо. Его снимали весьма талантливые люди - многие детали поданы очень интересно. Ощущение такое, что делали наспех, не успели, не продумали, не прочувствовали.
А ещё меня взволновал вопрос: а как же дети? Дети, надо сказать, потрясающие, играют так, что дух захватывает. Как, какими словами их научили показать всё это? Это неподдельное горе, эту недетскую печаль? Ну, допустим, озвучили-то их взрослые - это заметно, но играли-то дети сами. Как им удалось это? А я даже, кстати, не знаю, стал ли кто-нибудь из этих детей потом артистом. Одна из девочек очень похожа на Пеппи Длинный Чулок (Светлану Ступак), но не она.