Опубликовано: 6 декабря 2016 г., 18:17 Обновлено: 7 декабря 2016 г., 16:21
747
Почему П. Г. Вудхаус заслуживает место среди классиков литературы
Фото: некоторые из обложек Анджея Климовски к сериям Вудхауса
Автор: Charlotte Runcie
Помню, как в студенческие годы я в черном отчаянии пробиралась через 1000-страничные тома английской литературы 18 века. Чтобы приободрить меня, мама на Рождество подарила мне собрание сочинений Вудхауса. Каждый вечер я выбирала историю, ныряла в нее, и мое настроение мгновенно зашкаливало. На следующее утро я просыпалась от того, что три-четыре томика тыкались под мои ребра, призывая меня немедленно вставать, словно Дживс с лекарством от похмелья.
Все время эти книги были моей маленькой слабостью, побегом от работы с заданной литературой.
Десятилетиями самой тесной связью Вудхауса с великой литературой было то, что однажды он играл в крикет с Артуром Конан Дойлем. Но на днях Британская библиотека радушно принимает собрание сочинений Вудхауса в архив, посвященный 20 веку, наряду с такими гениями как Вирджиния Вулф, Гарольд Пинтер и Джеймс Баллард.
Наконец-то! Курьезный мир эдвардианских аристократов и их шалости в межвоенное время полюбились всем со дня их первого появления в 1920-х гг. Вудхауса не остановило, что он был отвергнут литературой как «выступающая блоха» ( Performing Flea ), как продавец приятной ерунды; что его репутация была запятнана симпатией к Гитлеру из-за его участия в немецких радио передачах во время нахождения нацистов во Франции.
Не имело значения, что Секретная разведывательная служба оправдала его, и позже он был посвящен в рыцари. Он был уже по уши в грязи. Даже после того, как Джордж Оруэлл написал очерк в защиту Вудхауса, сказав, что «он не виновен ни в чем, кроме глупости», его избегали в литературных кругах, считая одноразовым юмористом, замаравшим себя постыдной связью с фашизмом.
У нас непонятный дефицит уважения к гениям, которые умеют рассмешить. Юмористические книги обычно игнорируются литературными премиями, и мы, как правило, настаиваем на памяти к Шекспиру и Остен, благодаря их романам и трагедиям, отказываясь принять тот факт, что эти книги могли бы быть невероятно смешными.
Имена персонажей Вудхауса достойны вечной славы. Где вы еще найдете «Газеку» Ферби-Смита, Стилтон-Д'Арси Чизрайтера или любителя тритонов Гасси Финк-Ноттла и его заклятого врага Родерика Споуда?
Слишком часто, когда мы думаем о литературе, мы представляем себе упорное продвижение вперед через гигантские пласты выдающихся русских авторов. Мы предполагаем, что если книгу легко читать, то ее легко и писать. На самом деле – наоборот, что и доказывают произведения Вудхауса, в данный момент направляющиеся к Британской библиотеке.
Он провел годы, тщательно работая над каждым шедевром, убеждаясь, что каждая шутка идеальна и стилистически точна, поэтому его великолепный летний мир загородных домов и сумасбродных забегов по городским улицам никогда не пошатнется. На его книгах печать гениальности, вы плывете по ним с хохотом, открывая свое сердце на каждой странице.
Флобер писал, что его самое заветное желание – это написать «книгу ни о чем… которая держалась бы в сознании людей только силой стиля, как наша планета держится в космосе силой гравитации, которую нельзя увидеть». Там, где Флобер, возможно, испытал неудачу, Вудхаус празднует победу. Его книги практически ни о чем, но, фактически, обо всем: о веселье, забавах, приключениях и глупостях.
Вудхаус – истинный мастер, не хуже других, и я знаю, кого я предпочту взять с собой в кровать.
Вудхауса обожаю! Его книги дарят прекрасное настроение и защищают от депрессии.
И приятно было прочитать про "выдающихся русских авторов".