Моя оценка

Научно-фантастическая пьеса, действие которой разворачивается на фабрике, производящей «искусственных людей» — они называются роботами, хотя автор представил их по описанию ближе к современному понятию «андроид». Это искусственные люди, компонующиеся из выращенных тканей и органов, они похожи на людей, но сделаны из других веществ. Они вполне способны размышлять, но при этом, кажется, всегда рады служить человечеству. Главный вопрос произведения: справедливо ли эксплуатировать таких искусственных людей, и если да, то какими последствиями это может обернуться.

Получить эту книгу или продать свою

Перейти
  • Дополнительная информация о произведении

    Форма: пьеса

    Оригинальное название: R.U.R.

    Дата написания: 1920

    Первая публикация: 1921

    Перевод: Наталья Аросева

  • Жанры
  • Интересные факты

    Результатом создания «R.U.R.» стала популяризация термина «робот». На чешском языке слово robota означает «каторга», «тяжёлая работа», «барщина» (ср. болг. роб «раб»).

    Этой пьесой драматург первым открыл очень популярную в мировом искусстве ХХ века тему – взаимоотношения человека и машины, выход последней из под контроля своего создателя, бунт машин.

    После экранизации этой пьесы и показа фильма в СССР слово «робот» вошло в русский язык в качестве названия для машины, подобной человеку и выполняющей за него работу.

  • История

    Пьеса «RUR», принесшая Чапеку мировую известность, создавалась весной 1920 года. В ноябре 1920 г. вышла отдельной книгой в издательстве «Авентинум». 2 января 1921 г. ее поставила любительская труппа в Градце Кралове. 25 января того же года состоялась премьера пьесы в пражском Национальном театре.

    В 1923 году пьеса была переведена с чешского на английский Полом Селвером (Paul Selver), и адаптирована для английской сцены Найджелом Плейфейером (Nigel Playfair).

  • Сюжет

    Елена Глори, дочь президента крупной промышленной державы, приезжает на остров, на фабрику Универсальных Роботов Россума. Здесь она встречается с Домином, директором R.U.R., который рассказывает ей историю компании, начинающуюся с ученого Россума-старшего, который когда-то поставил своей целью опровергнуть существование Бога путём создания искусственных людей. Россум-младший отбросил такую философию, и начал производить на заводе упрощённых человекоподобных существ для работы, что и открыло нынешнюю технологию создания роботов (существ, строение тела и разума которых выверено годами экспериментов — ничего лишнего: ни чувств, ни желаний, ни потребностей — одни только знания и умения) и основы экономики, образующей спрос на рабочую силу. Домин демонстрирует Елене пример робота — свою секретаршу, которая столь искусно знает свою работу, что кажется ей обманом — человеком в обличье робота. Затем Елена встречается с немногочисленными основателями фабрики, принимая на этот раз людей за роботов — и долго рассказывает им о том, что она представитель Лиги Человечности, организации по правам человека, цель которой — «освободить» роботов от угнетения со стороны человечества. После выяснения недоразумения и экскурсии по цехам фабрики следует объяснение главных героев — Домин и Елена вскоре обручаются.

    Первый акт

    События, происходящие по прошествии десяти лет: Мечты Домина освободить человека от унизительного труда, создать ему обстановку безграничного благополучия осуществились — на Земле царит мир изобилия (товары и продукты питания в избытке производят роботы) и беззаботности.

    Елена и её няня Нана обсуждают происходящее в мире, Елена ощущает нарастающее беспокойство — она чувствует нарастающий в мире кризис человечества: в руки ей попадает газета с заметкой, где говорится о том, что за последнюю неделю на Земле не родилось ни одного человека. Природа перестала восполнять человечество. Восьми с лишним миллиардов ей вполне хватило. Между тем продолжают поступать данные о спонтанных «мутациях» среди роботов — единицы из них словно эволюционируют до человека, начинают бунтовать. По правилам такие роботы подлежат уничтожению, однако Елена отменяет решение относительно взбунтовавшегося любимца — экспериментального робота Радия. Доктор Гел — руководитель процесса оживления роботов на производстве — также описывает экспериментального робота-девушку, которую также зовут Елена. В тайне от всех Елена Глори сжигает секретную формулу создания роботов. Вскоре люди узнают о том, что роботы во всем мире восстали.

    Второй акт

    На протяжении второго акта роботы под руководством робота Радия осаждают фабрику. Домин, его помощники и Елена в осаде. Последним рубежом остается ограда, находящаяся под напряжением. Однако все понимают, что осталось недолго — цех по выработке электричества находится в зоне досягаемости захватчиков. После предложения продать восставшим формулу изготовления роботов, Елена признается в том, что сожгла все рукописи Россума-старшего, содержащие формулу. Все оплакивают крах цивилизации, в то время как роботы штурмуют фабрику и рано или поздно убивают всех, кроме архитектора Алквиста (его пощадили, потому что он, по словам роботов, «работает руками, словно сам — робот»).

    Третий акт

    Прошли годы и все люди были истреблены правительством роботов. Алквист, единственный на Земле оставшийся в живых человек, должен восстановить формулу, чтобы продолжить создание роботов. Без неё из цехов выходят лишь бездушные груды мяса и костей. Однако он архитектор, и поэтому не может преуспеть в порученном ему проекте. Чиновники из правительства роботов обращаются к Алквисту и вначале приказывают, а затем умоляют его закончить формулу. Алквист и сам бы рад это сделать, но не может. Он уже очень стар и разочарован в себе, его угнетает само существование. В ответ он умоляет роботов прочесать Землю и привести ему хоть одного уцелевшего человека. Однако поздно. Таких нет.

    В отчаянии Алквист хочет вскрыть живых роботов, чтобы понять, как оживить вновь созданных, и выбор его падает сначала на робота Примуса, затем на Елену — ту самую, что была создана по подобию Елены Глори. Однако происходит чудо, и роботы Примус и Елена начинают защищать друг друга от смерти, предлагая каждый себя в обмен на другого.

    Вдруг Алквист понимает, что это — любовь, а они — вновь рожденные Адам и Ева среди роботов.

  • Ссылки
  • Издания и произведения

Лучшая рецензия

Смотреть 16
danka

danka

Рецензии

321

Карель Чапек - R.U.R.
4.5

Удивительно, как похожи друг на друга произведения, в которых действуют роботы! Читаешь ли классическую пьесу 20-х годов, роман-антиутопию или ультрасовременную социальную фантастику - везде одни и те же мысли: страх человечества перед чуждым машинным разумом и попытка найти место иного разума в жизни людей. Роботы, киборги, андроиды - сначала люди в восторге от того, что кто-то другой будет отныне выполнять их повседневную работу, но потом эта эйфория сменяется легкой оторопью, затем - отвращением и ужасом, а затем людям приходится спасаться бегством или договариваться с искусственным интеллектом. Пожалуй, единственный фантаст, которому удалось избежать в своих произведениях страха перед восстанием машин - это Айзек Азимов со своими счастливо придуманными законами робототехники. И все…

Читать полностью

Лучшая подборка

Смотреть 22
venusinhell

venusinhell

обновлено 10 лет назадПодборки

60K

 - Эпос о Гильгамеше - Египетская книга мертвыхИ. Бегун - Пиркей Авот. Поучения отцов
Профессор Йельского университета (США) Гарольд Блум — заметная фигура в мировом литературном процессе. Его труд "Западный канон" называют гуманитарным прорывом прошлого. Если человек не может охватить и держать в памяти все, что изобрело человечество в области духа, он должен быть по крайней мере знаком с самым…

Издания

Смотреть 8

Похожие книги

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят здесь, в блоке «Похожие книги».

Новинки

Смотреть 339

Популярные книги

Смотреть 922