Абрахам Вормсский, собственно Абрахам бен Рабби Шимон бар Иегуда бен Рабби Шимон (нем. Abraham von Worms, род. ок. 1362 г. — ум. 1458 г. Вормс) — родившийся в Германии еврейский учёный — маг и каббалист, автор сочинения в четырёх книгах по практической магии.
Название первого печатного издания (на немецком языке) этого сочинения, вышедшего в 1608 году в Вольфенбюттеле, звучал: «Иудея Абрахама из Вормса книга истинной практики в древнейшей божественной магии и об удивительных вещах, сообщаемых священной Каббалой и Элохимом, включая власть духов и чудес, о которых узнал Моисей в пустыне из горящего кустарника, включая все тайны Каббалы». В первом же предложении I книги автор представляется как Абрахам бен Рабби Шимон бар Иегуда бен Рабби Шимон.
Учёный Абрахам происходил из Ашкеназим в регионе рек Рейн-Майн-Мозель, из населявших эту западно-германскую область евреев. Жизненные обстоятельства учёного частично изложены в главах 1-12 первой книги его сочинения, в которых описываются его путешествия между 1383 и 1404 годами, предпринятыми Абрахамом в поисках божественной мудрости. В это время каббалист посещает Чехию, Венгрию, Австрию, Грецию с Константинополем, Палестину, полуостров Синай. В некоем местечке Араки в Верхнем Египте севернее Луксора, близ Наг-Хаммади, Абрахам встречается с мудрецом Абрамелином, у которого год изучает Каббалу. Затем через Константинополь, где Абрахам заболел и провёл полтора года, Италию и Францию он возвращается на родину.
После возвращения в Вормс Абрахам достигает достаточно высокого положения и становится советником нескольких антипап и императора Священной Римской империи Сигизмунда. Так, Абрахам упоминается в регистрах императора Сигизмунда за 1418 и 1426 годы. В 1426 году, «за верную службу» Абрахам, его семья и всё имущество получают пожизненно имперскую защиту.
Абрахам Вормсский, собственно Абрахам бен Рабби Шимон бар Иегуда бен Рабби Шимон (нем. Abraham von Worms, род. ок. 1362 г. — ум. 1458 г. Вормс) — родившийся в Германии еврейский… Развернуть
Святитель Симеон Солунский (конец XIV в. — 15 сентября 1429) — архиепископ Солунский (Фессалоникийский), святой православной церкви в лике святителей.
Родился в Константинополе. Принял монашество с именем Симеон. Проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно, в монастыре близких ему святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Был приверженцем исихазма, богословия Григория Паламы. В дальнейшем был рукоположён во иеромонаха. Как сообщают историки, посещал патриарший двор.
Май 1416 — апрель 1417 года — рукоположён во архиепископа Солунского. На новом месте Симеон подорвал своё здоровье, но, по его словам, благодаря молитве к великомученику Димитрию Солунскому, покровителю кафедрального города, смог укрепиться.
Июнь 1422 г. — посещение Константинополя, на обратном пути — святой горы Афон.
Был в сане архиепископа 13 лет, до своей кончины в 1429 году. Во время его архипастырства город удерживал верность Православной церкви, испытывая искушение войти в полное каноническое подчинение католикам ради получения защиты от турок. Благодаря усилиям святителя Солунь, осаждённая султаном Мурадом II, не сдалась туркам. Однако после кончины святителя город был взят (1430).
За свои добротедели, справедливость и заботу об обездоленных святителя чтили уже при его жизни, а после кончины его оплакивали и католики-венецианцы с евреями.
1981 г. — святитель был канонизирован Священным Синодом Вселенского Патриархата.
Память в Русской православной церкви — 15 (28) сентября.
Святитель Симеон оставил множество творений на самые разные темы, главным образом, литургические. Также святитель писал на пастырские, канонические, догматические, апологетические, моральные, исторические и политические темы. Являлся активным апологетом Православия, что отразилось в следующих его словах: «Истинное благо для людей — быть православными, а если не быть, то лучше умереть». Написал ряд полемических сочинений, направленных преимущественно против католиков.
Симеон Солунский признан величайшим византийским литургистом. Он дал подробнейшее истолкование всех богослужебных чинопоследований. Как экзегет богослужения, Симеон придерживался преимущественно мистического толкования, следуя, главным образом, Дионисию Ареопагиту. Аллегорическое толкование служб было воспринято русскими богословами 19 в. (архиепископом Вениамином и др.), однако впоследствии о его правомерности возникли споры.
Впервые его труды опубликованы патриархом Иерусалимским Досифеем в Яссах в 1683 году, переведены на новогреческий в 1791 году, на русский в 1856—1857 гг., включены в Patrologia Graeca (том 155), Париж, 1866. В 1940 году Давид Бальфур открыл рукопись с 20 неизданными творениями Симеона, опубликованных в 1979 и 1981 годах.
Будущий святитель родился в Константинополе. Он горячо любил эту древнюю столицу и превозносил её как средоточие мирового Православия даже в эти последние годы умалившейся Восточной Римской империи.
Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно в монастыре свтятых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, к которым он был очень близок. Симеон был твёрдым сторонником паламитсого богословия, исихастом, ревностным последователем монашеских идеалов, зилотом Православия. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, по предположению историков, возможно бывал при патриаршем дворе.
В конце 1416 или начале 1417 года Симеон был рукополжен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тящким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам передаёт, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города.
Святитель Симеон служил архиепископом Солунским в течении последних тринадцати лет существования города под державой Византийских царей, почти до самого взятия турками в 1430 году. В течении почти всего его архипастырства, Салоники былы под угрозой немедленного турецкого захвата или полного венецианского диктата. Многие жители хотели сдать город чтобы избежать участи завоёванных, или же сполна ввериться венецианцам-католикам. Бескопмромиссная верность святителя как своему императору так и Святому Православию стяжали ему немало врагов, но он сумел удержать город в верности этим идеалам до своей кончины в сентябре 1429 года. Уже через шесть месяцев после этого оставшаяся без своего стойкого предстоятеля Солунь пала и митрополичий собор был превращён в мечеть.
Почитание
Его справедливость и забота о бедных стяжала святителю Симеону всенародное признание уже при жизни, так что даже иноверные венецианцы с евреями оплакивали его смерть. Почитание владыки не пресекалось из поколения в поколение, а память о святителе и его дух жили во множестве его выдающихся трудов. Его официальное прославление наконец состоялось в 1981 году, когда святитель был канонизирован Священным Синодом Вселенскго Патриархата. Открытая православная энциклопедия "Древо"
Святитель Симеон Солунский (конец XIV в. — 15 сентября 1429) — архиепископ Солунский (Фессалоникийский), святой православной церкви в лике святителей.
Родился в… Развернуть
Каби́р, Каби́р Дас (Сант Кабир Сахиб, хинди: कबीर, панджаби: ਕਬੀਰ, урду: کبير) (1440, Бенарес, Пенджаб — 1518, Индия) — средневековый индийский поэт-мистик, поэт-сант, выдающийся реформатор движения бхакти, классик литературы хинди. Основоположник учения сурат-шабд-йоги и её Учительско-ученической линии преемственности[1][2][3]. Его имя хорошо известно в Индии.
В истории религиозной мысли Индии Кабир занимает уникальное место. Для хинду он бхакта-святой, для мусульман — пир, для сикхов — бхагат, для членов ордена кабирпантх, в настоящее время более 1 млн последователей его идей, — аватара, которому сооружены храмы, главный из них «Кабир чаура матх» в Бенаресе. Для неоведантистов он покровитель Универсальной религии или Религии Человека. В прогрессивных кругах Индии Кабира признают как поэта-реформатора, открытого врага брахманизма и кастовых различий, института неприкасаемых и всех форм социальной дискриминации, как певца индо-мусульманского единства.
Также гимны Кабира, как авторитетные источники Истины включены в священную книгу сикхов «Адигрантх», или «Гуру Грантх Сахиб», составление которой было завершено в 1604 году при пятом гуру сикхов — Арджуне.
Духовная поэзия Кабира давала эстетическое приобщение человека к миру божественному, духовно поднимала человека средневековой Индии, заставляло его задуматься над смыслом бытия, своего места и назначения на земле. Кабировская поэзия ниргун-бхакти, вобрала в себя гуманистические идеи философии веданты, демократическую идеологию традиций сиддхов и натхов, и идеи мистической любви суфизма.
Каби́р, Каби́р Дас (Сант Кабир Сахиб, хинди: कबीर, панджаби: ਕਬੀਰ, урду: کبير) (1440, Бенарес, Пенджаб — 1518, Индия) — средневековый индийский поэт-мистик, поэт-сант,… Развернуть
Итальянский математик, один из основоположников современных принципов бухгалтерии.
Крупнейший европейский алгебраист XV века, автор трактатов «Сумма арифметики» (энциклопедический расчётный справочник) и «Божественная пропорция», положившего начало теории пропорционирования в архитектуре.
Итальянский математик, один из основоположников современных принципов бухгалтерии.
Крупнейший европейский алгебраист XV века, автор трактатов «Сумма арифметики»… Развернуть
Ян Длугош (польск. Jan Długosz; 1 декабря 1415, с. Бжезьница (ныне Паенченский повят, Лодзинское воеводство) — 19 мая 1480, Краков) — польский историк и дипломат, крупный католический иерарх, автор «Истории Польши» в 12 томах.
Учился в Краковском университете (1428—1431), где изучал диалектику и философию. Краковский каноник (с 1436), в 1439 году был принят секретарём краковского епископа Збигнева Олесницкого. На этой должности, посвященный Збигневом в священники и принятый в число краковских каноников, оставался до самой смерти епископа в 1455 году, приобрел доверие и расположение епископа, поручившего ему все свои личные и имущественные дела.
Олесницкий оказал влияние на карьеру Длугоша и на склад его понятий и направление деятельности. В 1448 году епископ отправил Длугоша в Италию хлопотать у папы Николая V о присылке кардинальской шляпы, давно обещанной Збигневу. Успешное выполнение этого поручения послужило началом дипломатической карьеры Длугоша. Вначале регентство, в отсутствие короля, затем сам король Казимир IV начинают пользоваться услугами Длугоша в сношениях с Чехией, Венгрией и Тевтонским орденом.
Дипломатическая деятельность прерывается по смерти Збигнева, когда, в возникшем между королём и краковским капитулом споре из-за права выбора епископа, Длугош, верный идеям Збигнева о самостоятельном значении церкви в государстве, принял сторону капитула и тем навлек на себя опалу короля. В 1464 году он, однако, опять уже вел переговоры в Пруссии, а в 1466 году был в числе польских уполномоченных при заключении Торнского договора с орденом.
С 1467 года на него возложена была обязанность учителя королевских детей. Когда по смерти Йиржи Подебрада, в 1471 году, старший сын Казимира и воспитанник Длугоша, Владислав, избран был чешским королём, Длугош вместе с ним отправился в Чехию, в качестве как бы наставника и опекуна молодого короля; но вскоре болезнь принудила его возвратиться на родину. Незадолго до смерти он был избран львовским архиепископом, но, не дождавшись посвящения, умер в 1480 году. Останки Яна Длугоша покоятся в крипте в основанной им церкви на Скалке.
Ян Длугош (польск. Jan Długosz; 1 декабря 1415, с. Бжезьница (ныне Паенченский повят, Лодзинское воеводство) — 19 мая 1480, Краков) — польский историк и дипломат, крупный… Развернуть
Леон Баттиста Альбе́рти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля 1404, Генуя — 20 апреля 1472, Рим) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения. Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внёс существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 года «Трактат о шифрах» идею многоалфавитного шифра.
Родился в Генуе, происходил из знатной флорентийской семьи, оказавшейся в изгнании в Генуе. Учился гуманитарным наукам в Падуе и праву в Болонье. В 1428 г. закончил Болонский университет, после чего получил должность секретаря у кардинала Альбергати, а в 1432 г. — место в папской канцелярии, где прослужил более тридцати лет. В 1462 г. Альберти оставил службу в курии и до своей кончины жил в Риме.
Архитектура. Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения. Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре. По его проектам был построен палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446—1451), перестроены церковь Сантиссима-Аннунциата, фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456—1470), церквей Сан-Франческо в Римини, Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе — здания, определившие основное направление в архитектуре кватроченто.
Альберти занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве» (De re aedificatoria) (1452), и небольшим латинским трактатом «О статуе» (1464).
Литература. Первые работы Альберти написал в 20-е гг. — комедии «Филодокс» (1425), «Деифира» (1428) и др. В 30-е — начале 40-х гг. создал ряд сочинений на латинском языке — «О преимуществе и недостатках учёных» (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс» (1437); диалоги на вольгаре на этические темы — «О семье» (1434—1441), «О спокойствии души» (1443).
В 50-60-е гг. Альберти написал сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы» — свои главные сочинения в области литературы, ставшие образцами латинской гуманистической прозы XV в. Последние произведения Альберти: «О принципах составления кодов» (математический трактат, впоследствии утраченный) и диалог на вольгаре «Домострой» (1470).
Альберти одним из первых выступал за использование итальянского языка в литературном творчестве. Его элегии и эклоги — первые образцы этих жанров на итальянском языке.
Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону, Аристотелю, Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Этика Альберти — светская по характеру — отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. Он возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творческие возможности, разум человека. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Способности человека. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.
Леон Баттиста Альбе́рти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля 1404, Генуя — 20 апреля 1472, Рим) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой… Развернуть
Амброджо Контарини - венецианский чиновник, автор мемуаров по истории России XV века, написанных на основе личных впечатлений.
Великий эмир Турана Тимур Гурган ибн Тарагай Барлас (تيمور ابن ترغيى برلس) — выдающийся средневековый тюрко-монгольский государственный деятель, непобедимый военачальник и завоеватель, меценат. Основатель империи Тимуридов (1370-1507) со столицей в Самарканде, включавшей в себя территории нынешних Афганистана, Ирана, Ирака, Пакистана, Узбекистана, государств Кавказа, Закавказья, Малой и Средней Азии. Дальновидный правитель и талантливый организатор, оставил после себя десятки монументальных архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
Из всех сыновей Чингис-хана Чагатай был единственным, имя которого перешло к его династии и основанному этой династией государству Чагатайский улус. Особенным значением среди чагатаев пользовались четыре рода: Арлат, Барлас, Джалаир и Каучин. Отец Тимура, Мухаммад Тарагай, был военными землевладельцем из тюркизированного монгольского племени барласов. В 1347 году Чагатайский улус распался на два отдельных государства — Мавераннахр и Могулистан, враждовавших между собой.
Великий эмир Турана Тимур Гурган ибн Тарагай Барлас (تيمور ابن ترغيى برلس) — выдающийся средневековый тюрко-монгольский государственный деятель, непобедимый военачальник… Развернуть
Видьяпати Тхакур (Биддепоти) — крупный индийский кришнаитский поэт-лирик, писавший на майтхили и санскрите. Современник великого бенгальского поэта Чандидаса.
Родился в деревне Бишпхи, что в современном округе Мадхубани штата Бихар, Индия. Происходил из брахманского рода. Отец и дед Видьяпати по отцовской линии были министром при дворе правителя Митхилы, которая в те времена была одним из важнейших культурных центров Индии. Видьяпати по праву рождения занял место придворного поэта и пользовался покровительством власть имущих.
Видьяпати писал на санскрите, апабхранше и на майтхили, который был его родным языком. Язык майтхили во времена Видьяпати был близок как к диалектам хинди, так и к бенгали. Впоследствии, стихи Видьяпати приобрели наибольшую популярность в соседней с Митхилой Бенгалии и стали частью бенгальской литературы. В XVI—XVII века кришнаитские бенгальские поэты признали Видьяпати родоначальником своей школы. В тот исторический период, поэты Бенгалии писали свои произведения на языке браджбули, который представлял собой смесь бенгали и майтхили.
Именно стихи на майтхили принято считать самым ценным в поэзии Видьяпати. Они делятся по тематике на кришнаитские и на составленные в честь Шивы и других индуистских богов.
Видьяпати Тхакур (Биддепоти) — крупный индийский кришнаитский поэт-лирик, писавший на майтхили и санскрите. Современник великого бенгальского поэта Чандидаса. Родился в деревне… Развернуть
Один из первых крупных шотландских поэтов эпохи Возрождения. Роберт Генрисон, по-видимому, обучался в Сент-Эндрюсском университете, а позднее в Париже. В зрелом возрасте он преподавал право в университете Глазго и был директором школы в Данфермлинском аббатстве. Работал также нотариусом.
Генрисон стал первым крупным шотландским поэтом, творившем не на гэльском или английском, а на собственно шотландском языке равнинной части страны. В своих произведениях, «Завещание Крессиды» (англ. The Testament of Cresseid), «Орфей и Эвридика» (англ. Orpheus and Eurydice), «Моральные Басни» (англ. The Morall Fabillis), Генрисон отстаивал гуманистические идеалы Ренессанса. Его поэмы создавались под сильным влиянием Чосера. Творчество Генрисона отличается мастерством раскрытия взаимосвязей проблем добра и зла, души и тела, а также своеобразной иронией в освещении серьёзных тем. (с)
Один из первых крупных шотландских поэтов эпохи Возрождения. Роберт Генрисон, по-видимому, обучался в Сент-Эндрюсском университете, а позднее в Париже. В зрелом возрасте он… Развернуть
Юлиана Норвичская или Нориджская — английская духовная писательница, автор первой книги, написанной женщиной на английском языке.
О её жизни сохранилось очень мало сведений, даже имя, под которым она осталась в веках, условно дано по собору в Нориче, близ которого она была затворницей в скиту. Принадлежала к римской католической церкви. В тридцатилетнем возрасте перенесла тяжелую болезнь, во время которой пережила несколько сильнейших духовных озарений. От болезни Юлиана оправилась и через двадцать лет записала свои видения в книге Шестнадцать откровений Божественной любви (ок.1393). Её опыт был широко известен в Англии, её навещала для духовных бесед Марджери Кемп.
Вместе с Роллом из Хэмпола и анонимным автором трактата Облако неведения принадлежит к крупнейшим мистикам английского Средневековья.
Юлиана Норвичская или Нориджская — английская духовная писательница, автор первой книги, написанной женщиной на английском языке. О её жизни сохранилось очень мало сведений,… Развернуть
Руй Гонсáлес де Клави́хо — представитель древнего и богатого рода, камергер Энрике III, дипломат и путешественник, посетивший двор Тамерлана в Самарканде (Мавераннахр).
В 1403 г. король Кастилии и Леона поставил его во главе посольства к Тамерлану. С его письмом де Клавихо отплыл 22 мая из Кадиса и через Родос, Константинополь и Трапезунд добрался к сентябрю 1404 г. до Самарканда. Здесь он оставался около полугода, лично ознакомился с положением земель, находившихся под властью Тамерлана, с редкой наблюдательностью подметил местные обычаи и живо описал их. После смерти Тамерлана в феврале 1405 г. посольство Гонсалеса де Клавихо потеряло смысл, и он отправился назад, вернувшись в Кастилию в марте 1406 г.
Все три года путешествия Гонсалес де Клавихо вёл дневник. До настоящего времени рукопись дошла в двух списках, которые хранятся в Национальной Мадридской библиотеке. Дневник этот впервые напечатан издателем Арготе де Молина с краткой аннотацией в начале и конце книги в «доме Анреа Писционе» в Севилье под заглавием «Жизнь и деяния великого Тамерлана, с описанием земель его империи» (исп. «Vida y hazañas del Gran Tamorlán, con la descripción de las tierras de su imperio y señorío»; Севилья, 1582).
Руй Гонсáлес де Клави́хо — представитель древнего и богатого рода, камергер Энрике III, дипломат и путешественник, посетивший двор Тамерлана в Самарканде (Мавераннахр).
В… Развернуть
Преподобный Иосиф Волоцкий, в мире Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года (по другим данным - 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями и чрезвычайным прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок за один год изучил Псалтирь, а в следующем году - все Священное Писание. Он стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались его необычайной памяти. Часто, не имея в келлии ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтирь, Евангелие, Апостол, положенные по уставу.
Еще не будучи иноком, Иоанн проводил иноческую жизнь. Благодаря чтению и изучению Священного Писания и творений святых отцов, он постоянно пребывал в Богомыслии. Как замечает жизнеописатель, он "зело ненавиде сквернословия и кощун, и смех бесчинный от младых лет".
В двадцать лет Иоанн избирает путь иноческих подвигов и, оставив родительский дом, уходит в пустынь, что была близ Тверского Саввина монастыря, к известному старцу, строгому аскету-подвижнику Варсонофию. Но монастырские правила показались юному подвижнику недостаточно строгими. По благословению старца Варсонофия, он уходит в Боровск, к преподобному Пафнутию Боровскому, постриженику старца Высоцкого монастыря Никиты, ученика преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Высоцкого. Простота жизни святого старца, труды, которые он разделял со своей братией, и строгое исполнение монастырского устава соответствовали настроению души Иоанна. Преподобный Пафнутий с любовью принял прибывшего к нему юного подвижника и 13 февраля 1460 года постриг его в иночество с именем Иосиф. Так осуществилось самое большое желание Иоанна. С усердием и любовью нес молодой инок возложенные на него тяжелые послушания в поварне, пекарне, больнице; последнее послушание преподобный Иосиф исполнял с особенным тщанием, "питая и напояя больных, поднимая и постели устрояя, яко сам боля и чисте всем работая, яко Христови Самому служа". Великие духовные способности юного инока проявлялись в церковном чтении и пении. Он был одарен музыкально и владел голосом так, что "в церковных песнопениях и чтении толик бе, якоже ластовица и славий добро-гласный, услажаше слухи послушающих, якоже ин никтоже нигде-же". Преподобный Пафнутий вскоре поставил Иосифа экклесиархом в церкви, чтобы он наблюдал за исполнением церковного устава.
Около восемнадцати лет провел Иосиф в монастыре преподобного Пафнутия. Суровый подвиг иноческих послушаний под непосредственным руководством опытного игумена явился для него прекрасной духовной школой, воспитавшей в нем будущего искусного наставника и руководителя монастырской жизни. По кончине преподобного Пафнутия (+ 1 мая 1477 года) Иосиф был рукоположен во иеромонаха и, согласно завещанию почившего настоятеля, назначен игуменом Боровского монастыря.
Преподобный Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Однако это встретило сильное противодействие со стороны большинства братии. Лишь семеро благочестивых иноков были единомысленны с игуменом. Преподобный Иосиф решил обойти русские общежительные монастыри, чтобы исследовать наилучшее устроение иноческой жизни. Вместе со старцем Герасимом он прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь, который представлял собой образец строгого подвижничества на началах общежительного устава. Знакомство с жизнью монастырей укрепило взгляды преподобного Иосифа. Но, возвратившись по воле князя в Боровский монастырь, преподобный Иосиф встретил прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав. Тогда, решив основать новую обитель со строгим общежительным уставом, он с семью иноками-единомышленниками отправился в Волоколамск, в родные, с детства известные ему леса.
В Волоколамске в то время княжил благочестивый брат великого князя Иоанна III Борис Васильевич. Наслышанный о добродетельной жизни великого подвижника Иосифа, он радушно принял его и разрешил поселиться в пределах своего княжества при слиянии рек Струги и Сестры. Избрание этого места сопровождалось знаменательным явлением: налетевшая буря повалила лес на глазах изумленных путников, как бы расчищая место для будущей обители. Именно здесь в июне 1479 года подвижники воздвигли крест и заложили деревянную церковь в честь Успения Богоматери, освященную 15 августа 1479 года. Этот день и год вошли в историю как дата основания обители Успения Пресвятой Богородицы на Волоке Ламском, называемой впоследствии именем святого его основателя. Довольно скоро монастырь был отстроен. Много трудов положил при строительстве обители сам ее основатель. "Он был искусен во всяком деле человеческом: валил лес, носил бревна, рубил и пилил". Днем трудясь со всеми на монастырском строительстве, ночи он проводил в уединенной келейной молитве, всегда памятуя, что "похоти ленивого убивают" (Притч. 21, 25). Добрая слава о новом подвижнике привлекала к нему учеников. Число иноков скоро увеличилось до ста человек, и авва Иосиф во всем старался быть примером для своих иноков. Проповедуя во всем воздержание и умеренность, он внешне ничем не отличался от других - простое, холодное рубище было постоянной его одеждой, лапти из древесных лык служили ему обувью. Он прежде всех являлся в церковь, читал и пел на клиросе наряду с другими, говорил поучения и последним выходил из церкви. Ночами святой игумен обходил монастырь и келлии, оберегая покой и молитвенное трезвение вверенной ему Богом братии; если доводилось ему услышать праздную беседу, он стуком в дверь извещал о своем присутствии и скромно удалялся.
Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им "Уставу", которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь: "и в хождении, и в словесех, и в делех". Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее. Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келлию, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Иисусова не сходила с их уст. Праздность рассматривалась аввой Иосифом как главное орудие диавольского прельщения. Сам преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания. Много занимались в обители перепиской Богослужебных и святоотеческих книг, так что вскоре волоколамское книжное собрание стало одним из лучших среди русских монастырских библиотек.
С каждым годом обитель преподобного Иосифа все более благоустраивалась. В 1484 - 1485 годах на месте деревянного был сооружен каменный храм Успения Богоматери. Летом 1485 года его расписывали "хитрые живописцы русской земли" Дионисий Иконник с сыновьями Владимиром и Феодосием. В росписи церкви участвовали также племянники и ученики Преподобного иноки Досифей и Вассиан Топорковы. В 1504 году была заложена теплая трапезная церковь в честь святого Богоявления, затем сооружена колокольня и под нею - храм во Имя Пресвятой Богородицы Одигитрии.
Преподобный Иосиф воспитал целую школу знаменитых иноков. Одни из них прославили себя на поприще церковно-исторической деятельности - были "пастырями добрыми", других прославили труды просвещения, иные оставили по себе благоговейную память и были достойным примером для подражания своими благочестивыми иноческими подвигами. История сохранила для нас имена многих учеников и сподвижников преподобного игумена Волоколамского, впоследствии продолжавших развивать его идеи.
Жизнь святого аввы Иосифа не была легкой и покойной. В трудное для Русской Церкви время Господь воздвиг его как ревностного поборника Православия на борьбу с ересями и церковными несогласиями. Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей (духоборческих, христоборческих, иконоборческих), так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению жидовствующих и создать первый свод русского православного Богословия - великую книгу "Просветитель". Еще к святому равноапостольному Владимиру приходили из Хазарии проповедники, пытавшиеся совратить его в иудейство, но великий креститель Руси гневно отверг притязания раввинов. После этого, пишет преподобный Иосиф, "Русская великая земля пятьсот лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, диавол, не привел скверного еврея в Великий Новгород". Со свитой Литовского князя Михаила Олельковича в Новгород прибыл в 1470 году иудейский проповедник Схария (Захария). Пользуясь несовершенством веры и учености некоторых клириков, Схария и его приспешники внушали малодушным недоверие к церковной иерархии, склоняли к мятежу против духовной власти, соблазняли "самовластием", то есть личным произволом каждого в делах веры и спасения. Постепенно соблазнявшихся толкали к полному отречению от Матери-Церкви, поруганию святых икон, отказу от почитания святых, являющегося основой народной нравственности. Наконец, вели ослепленных и обманутых к отрицанию спасительных Таинств и основных догматов Православия, вне которых нет Богопознания, нет жизни, нет спасения - догмата о Пресвятой Троице и догмата о Боговоплощении. Если бы не было принято решительных мер - "погибнуть всему православному христианству от еретических учений". Так был поставлен вопрос историей. Великий князь Иоанн III, обольщенный жидовствующими, пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами - одного в Успенском, другого - в Архангельском соборах Кремля, звал в Москву и самого ересиарха Схарию. Все приближенные князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Феодора Курицына, брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь. Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка. Наконец, на кафедру великих московских святителей Петра, Алексия и Ионы был поставлен митрополит-еретик Зосима.
Борьбу с распространением ереси возглавили преподобный Иосиф и святитель Геннадий, епископ Новгородский (+ 1505; память 4 декабря). Первое свое послание преподобный Иосиф написал "О таинстве Пресвятой Троицы" еще будучи иноком Пафнутьева Боровского монастыря - в 1477 году. Успенский Волоколамский монастырь с самого начала стал духовным оплотом Православия в борьбе с ересью. Здесь написаны главные богословские творения святого аввы Иосифа, здесь возник "Просветитель", создавший ему славу великого отца и учителя Русской Церкви, здесь родились его пламенные противоеретические послания, или, как сам Преподобный скромно их называл, "тетрадки". Исповеднические труды преподобного Иосифа Волоцкого и святого архиепископа Геннадия увенчались успехом. В 1494 году был сведен со святительской кафедры еретик Зосима, в 1502 - 1504 гг. были соборно осуждены злейшие и нераскаявшиеся жидовствующие - хулители Святой Троицы, Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Церкви.
Существует мнение о разномыслии и несогласии двух великих руководителей русского иночества конца XV - XVI столетий - преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского (+ 1508; память 7 мая). Их представляют обычно в исторической литературе как возглавителей двух "противоположных" направлений в русской духовной жизни - внешнего делания и внутреннего созерцания. Это глубоко неверно. Преподобный Иосиф в своем "Уставе" дал синтез русской иноческой традиции, непрерывно идущей от афонского благословения преподобного Антония Печерского через преподобного Сергия Радонежского до наших дней. "Устав" пронизан требованием полного внутреннего перерождения человека, подчинения всей жизни задаче спасения и обожения не только каждого отдельного инока, но и соборного спасения всего человеческого рода. Большое место в "Уставе" занимает требование от монахов непрерывного труда в соединении с внутренней и церковной молитвой: "никогда монаху праздным не быть". Труд, как "соборное дело", представлял для Иосифа самую сущность церковности - веру, воплощенную в добрых делах, осуществленную молитву. С другой стороны, преподобный Нил Сорский, сам подвизавшийся несколько лет на Афоне, принес оттуда учение о созерцательной жизни и "умной молитве", как средстве исихастского служения иноков миру, как постоянном духовном делании, в сочетании с необходимым для своего жизнеобеспечения личным физическим трудом. Но труд духовный и труд физический - две стороны единого христианского призвания: живого продолжения творческого действия Божиего в мире, охватывающего как идеальную, так и материальную сферу. В этом отношении преподобные Иосиф и Нил - духовные братья, равные продолжатели святоотеческого церковного предания и наследники заветов преподобного Сергия. Преподобный Иосиф высоко ценил духовный опыт преподобного Нила и посылал к нему своих учеников для изучения опыта внутренней молитвы.
Преподобный Иосиф был активным общественным деятелем и сторонником сильного централизованного Московского государства. Он один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: "русская земля ныне благочестием всех одоле". Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями. Из них исходил в своем учении о Москве как Третьем Риме старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: "два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".
Взгляды иосифлян на значение монастырского имущества для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни в условиях борьбы за централизацию власти Московского князя его противники - сепаратисты старались опровергнуть в своих политических целях, недобросовестно использовав для этого учение преподобного Нила Сорского о "нестяжании" - отречении монаха от мирских дел и собственности. Это противопоставление породило ложный взгляд на враждебность направлений преподобных Иосифа и Нила. В действительности оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, дополняя друг друга. Как видно из "Устава" святого Иосифа, полное нестяжание, отказ от самих понятий "твое-мое" был положен в его основу.
Шли годы. Процветала созданная трудами и подвигами преподобного Иосифа обитель, а сам ее основатель, старея, готовился к переходу в вечную жизнь. Перед кончиной он приобщился Святых Таин, затем созвал всю братию и, преподав ей мир и благословение, блаженно почил на 76-м году жизни 9 октября 1515 года.
Надгробное слово преподобному Иосифу было составлено племянником и учеником его иноком Досифеем Топорковым.
Первое "Житие" святого аввы написано в 40-х годах XVI столетия пострижеником преподобного, епископом Крутицким Саввой Черным, по благословению митрополита Московского и всея Руси Макария (+ 1564). Оно вошло в составленные Макарием "Великие Минеи-Четьи". Другая редакция "Жития" принадлежит перу обрусевшего болгарского писателя Льва Филолога при участии инока Зиновия Отенского (+ 1568).
Местное празднование преподобному было установлено в Иосифо-Волоколамском монастыре в декабре 1578 года, к столетию основания обители. 1 июня 1591 года при патриархе Иове установлено общецерковное празднование его памяти. Святитель Иов, ученик волоколамского постриженика святого Германа Казанского, был великим почитателем преподобного Иосифа, автором службы ему, внесенной в Минеи. Учеником святителей Германа и Варсонофия был также сподвижник и преемник патриарха Иова - священномученик патриарх Гермоген (+ 1612, память 17 февраля), духовный вождь русских людей в борьбе за освобождение от польского нашествия.
Богословские творения преподобного Иосифа составляют неотъемлемый вклад в сокровищницу Православного Предания. Как все церковные писания, вдохновленные благодатью Святого Духа, они продолжают быть источником духовной жизни и ведения, сохраняют свою богословскую значимость и актуальность.
Тропарь Иосифу, игумену Волоцкому, чдтв
Яко постников удобрение и отцев красоту, /
милости подателя, рассуждения светильника, /
вси вернии, сошедшеся, восхвалим /
кротости учителя и ересей посрамителя, /
премудраго Иосифа, Российскую звезду, /
молящася Господу /
помиловатися душам нашим.
Преподобный Иосиф Волоцкий, в мире Иоанн Санин, родился 14 ноября 1440 года (по другим данным - 1439 год) в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска, в семье… Развернуть
Георгий Сфрандзи — византийский историк и государственный деятель XV века, бывший очевидцем падения Константинополя в 1453 году. Практически все биографические данные о Сфрандзи мы знаем из его воспоминаний (Малая Хроника), которые также являются одним из основных исторических источников о Византии XV века.
Сфрандзи родился 30 августа 1401 года. Происходил из довольно знатной семьи. Его отец и дядя были воспитателями сыновей императора Мануила II. С детства завязалась дружба между Сфрандзи и будущим императором Константином.
В 1418 Сфрандзи поступил на службу императору Мануилу II. Его первой дипломатической миссией было посольство к османскому султану Мураду II с целью заключить мирный договор. Двадцатидвухлетний Сфрандзи ехал в составе посольства как представитель императрицы Елены, родственницы султана по матери. 22 февраля 1424 г. был подписан договор, по которому Византия вновь лишалась большинства городов на Черном море и обязалась выплачивать Турции ежегодную дань.
После смерти Мануила II Сфрандзи, несмотря на желание императора Иоанна VIII оставить его при себе в Константинополе, решил поступить на службу к Константину Палеологу (братом императора), которого Иоанн отправил управлять Мореей. Сфрандзи уезжает туда в ноябре 1427 года. В Морее историк проведет значительную часть своей жизни, а деятельность его отныне будет неразрывно связана с деятельностью Константина Палеолога. Он участвует в его многочисленных военных компаниях и дипломатических посольствах на территории современной Греции. В январе 1438 г. Сфрандзи женится на дочери императорского секретаря Алексея Палеолога Цамплакона Елене. Крестным отцом их детей стал Константин Палеолог.
В 1448 году Константин становится Византийским императором, а Сфрандзи продолжает оставаться одним из его ближайших сподвижников. Сфрандзи отправляется в двухлетнее посольство в Грузию и Трапезунд с целью найти жену для императора и заручится поддержкой восточно-христианских государств. После возвращения в Константинополь участвует в обороне города в 1453 году и попадает в турецкий плен после падения Константинополя вместе со своей женой и детьми. Освобождается из плена он в сентябре 1453 года и уезжает в Мистру. В 1455 году ему удается выкупить свою жену, но его дети погибают в турецком плену: сына в декабре 1453 г. за проявленную дерзость собственноручно убил султан, а дочь умерла в гареме от чумы в сентябре 1455 г.
После падения Константинополя продолжает активную борьбу против турецкой экспансии в Греции. В 1460 года переселяется на остров Корфу, который в то время принадлежал Венецианской республике и прекращает свою дипломатическую деятельность. Во второй половине 60-х годов живет в бедности и совершает несколько поездок в Италию и к родственникам Палеологов с целью получения материальной помощи. В августе 1468 года вместе с женой решают уйти в монахи и принимают новые имена: Григорий и Евпраксия. О жизни в монашестве известно мало, но судя по всему именно в это время он оформляет свои дневниковые записи в Малую Хронику. События Хроники прерываются на 1477 годе.
Георгий Сфрандзи — византийский историк и государственный деятель XV века, бывший очевидцем падения Константинополя в 1453 году. Практически все биографические данные о Сфрандзи… Развернуть
ТАФУ́Р (Tafur) Перо (ок. 1410—1480), кастильский писатель и путешественник.
Придворный короля Хуана II (1406—54), по собственной инициативе в 1436—1439 гг. объездил все тогдашнее Средиземноморье и ряд государств германского мира. Его книга «Странствия и путешествия» (Andancas e viajes; 1453—1454) — автобиография с элементами рыцарского романа, написанная в форме воспоминаний о путешествии.
Главный герой книги — молодой, богатый и благородный идальго, не только жаждущий подвигов и приключений во славу своего древнего рода и дивящийся заморским диковинам, но и внимательно изучающий жизнь дальних стран в поисках всего, что может быть полезным для его родной Кастилии. Тафур в подробностях описывает Рим, Константинополь, Каир, Венецию и другие города — историю и великие памятники, государственное устройство и повседневную жизнь. Он посещает дворы многочисленных государей — императоров, султанов, королей, герцогов, графов, многие из которых становятся чуть ли не его личными друзьями. Византийский император Иоанн Палеолог принимает кастильского идальго как своего близкого родственника, ибо его придворный историограф подтверждает, что Тафур — потомок одного из византийских наследных принцев. Путешественник рассказывает о внешности и привычках монархов, организации двора и военного дела, к которому испытывал особый интерес. Наконец, он становится свидетелем важнейших церковно-политических событий 15 в.— Ферраро-Флорентийского и Базельского соборов.
Книга Тафура — энциклопедия 15 в. Но главное в ней — не историческая информация, а неповторимое ощущение лично пережитого, богатство встреч, анекдотов, описаний, легенд, увлекательных подробностей. Читатель подпадает под обаяние наблюдательного живого ума и умения наслаждаться самыми разными вещами. Тафур жаждал идеального общества, где благородство крови соответствовало бы моральному благородству, где жизнь была бы удобной и красивой без ущерба для веры и нравственности.
ТАФУ́Р (Tafur) Перо (ок. 1410—1480), кастильский писатель и путешественник.
Придворный короля Хуана II (1406—54), по собственной инициативе в 1436—1439 гг. объездил все… Развернуть
Ким Сисып (кор. 김시습?, 金時習?), также встречается Ким Си Сып (1435, Каннын — март 1493, Хонсан, Чхунчхон-Намдо) — корейский поэт и писатель раннего периода Чосон (1392—1598). Псевдоним — Мэвольдан, Тонбон.
В молодости занимал административную должность при дворе короля Танджона. Когда власть захватил Седжо, Ким Сисып, не желая служить узурпатору, обрил голову и стал странствующим буддистским монахом. В 30 лет поселился на горе Кымосан возле Кёнджу, где прославился эксцентричным поведением. Ким Сисып вернулся в Сеул после смерти Седжо, но больше не занимал государственную должность. Писал стихи в основном для своих рассказов.
Название сборника его новелл «Кымо Синхва» («Новые рассказы с горы Золотой Черепахи») происходит от названия места жительства поэта — Кымо и написаны по-китайски. Сохранилось пять новелл из 17 томов, изданных в 1471 году, и по содержанию они связаны с творчеством китайского новеллиста XIV века Цюй Ю. Эти произведения включают любовные описания между людьми и призраками, а также сны-путешествия в Подземный мир и в Дворец Дракона. Они проникнуты буддийской идеей непрочности земных радостей и тщетности стремлений человека к счастью. Так в корейской литературе появился жанр новеллы, в которой и воплощается буддийское представление о земном счастье как мимолетном сне. Автор стремился к объединению конфуцианства, даосизма и буддизма, но особенно известен неоконфуцианскими взглядами.
Ким Сисып (кор. 김시습?, 金時習?), также встречается Ким Си Сып (1435, Каннын — март 1493, Хонсан, Чхунчхон-Намдо) — корейский поэт и писатель раннего периода Чосон (1392—1598).… Развернуть
Марсилио Фичино — итальянский философ, гуманист, астролог, католический священник, основатель и глава флорентийской Платоновской академии. Один из ведущих мыслителей раннего Возрождения, наиболее значительный представитель флорентийского платонизма — направления, связанного с возобновлением интереса к философии Платона и направленное против схоластики, в особенности против схоластизированного учения Аристотеля.
В 2015 году появились документальные свидетельства о том, что Фичино приписывается авторство «Марсельского Таро».
Марсилио Фичино — итальянский философ, гуманист, астролог, католический священник, основатель и глава флорентийской Платоновской академии. Один из ведущих мыслителей раннего… Развернуть
Леонардо Бруни (итал. Leonardo Bruni из Ареццо, поэтому называл себя Аретинским — Aretino; 1370 или 1374, Ареццо — 8 марта 1444, Флоренция) — итальянский гуманист, писатель и историк, один из знаменитейших учёных, украсивших собой век итальянского Возрождения.
Леонардо Бруни родился ок. 1370 года в Ареццо. Изучал во Флоренции и Равенне сначала юриспруденцию, а потом по совету грека Эмануила Хрисолора занялся во Флоренции изучением классической древности. Занимая с 1405 года должность папского секретаря, он сопровождал в 1415 году папу римского Иоанна XXIII на Констанцский собор. После низложения этого папы (антипапы), Бруни вернулся во Флоренцию, где принял участие в делах республики. Своим сочинением «Historiarum Florentinarum libri XII» (Страсбург, 1610), которое, по приказанию правительства республики, Донато Аччиайуоли перевёл на итальянский язык (Венеция, 1473), он заслужил право гражданства во Флоренции и впоследствии был государственным секретарём республики.
После его смерти Флоренция и Ареццо соперничали за право почтить своего достойного гражданина устройством ему великолепных похорон и сооружением памятника. Заслуги Бруни по распространению и поощрению изучения греческой литературы состоят, главным образом, в его переводах Аристотеля, Демосфена, Плутарха и проч. Известная повесть «De amore Guiscardi et Sigismundae filiae Tancredi» была несколько раз напечатана и неоднократно переведена на итальянский и французский языки. Его сочинение «О правильном переводе» — одна из первых попыток создать теорию перевода.
Основа мировоззрения учёного — вера в безграничные творческие возможности человека и его извечное стремление к добру. Бруни также проповедовал идею всестороннего развития личности и осуждал аскетизм.
Леонардо Бруни (итал. Leonardo Bruni из Ареццо, поэтому называл себя Аретинским — Aretino; 1370 или 1374, Ареццо — 8 марта 1444, Флоренция) — итальянский гуманист, писатель и… Развернуть
Конрад Цельтис (нем. Conrad Celtis; настоящая фамилия Бикель (нем. Bickel или Pyckell); 1 февраля 1459, Випфельд, Германия — 4 февраля 1508, Вена) — выдающийся немецкий поэт, гуманист рубежа XV—XVI веков. Учился в Кёльнском и Гейдельбергском университетах.
C именем Конрада Цельтиса, самого значительного неолатинского поэта в Германии эпохи Возрождения, связан расцвет чувственной, жизнерадостной любовной лирики. Стремясь «приумножить славу отечества», надеясь на то, что центр новой культуры сможет переместиться из Италии в Германию, он основывал, укреплял, вдохновлял все новые гуманистические содружества в разных городах, где вёл научную и преподавательскую деятельность.
Именно Цельтис выдвинул самую широкую программу коллективной работы немецких гуманистов. Он призывал собирать, изучать и издавать источники, освещающие историю родной страны, её этнографические и географические особенности, культурные достижения разных веков. Он выступал за политическую централизацию Германии, мечтая о времени, когда будет положен конец княжеским междоусобицам. Насмехаясь над невежеством и пороками клира, Цельтис отстаивал необходимость тесной связи гуманитарных наук с математическими дисциплинами и изучением природы, с жаром пропагандировал светскую образованность.
Перед читателем его произведений Цельтис представал в разных, мало согласованных обличьях: то как восторженный поклонник античной классики, то как сторонник обновлённого христианского благочестия, окрашенного в тона неоплатонизма, то как апологет древней, якобы исконно германской, но во многом созданной богатым поэтическим воображением самого Цельтиса «религии друидов».
Столь же многогранным оказывался его образ в лирике: в «Четырёх книгах любовных элегий соответственно четырём сторонам Германии» описания любовных переживаний поэта сплетались с характеристиками женских темпераментов разных типов, сложной и многозначной символикой, тонко обрисованным пейзажем. Разносторонняя одарённость Цельтиса способствовала широте его увлечений, но при всей противоречивости взглядов поэта главным стержнем его творчества всегда оставалась гуманистическая настроенность произведений.
Конрад Цельтис (нем. Conrad Celtis; настоящая фамилия Бикель (нем. Bickel или Pyckell); 1 февраля 1459, Випфельд, Германия — 4 февраля 1508, Вена) — выдающийся немецкий поэт,… Развернуть
Пьетро Помпонацци (итал. Pietro Pomponazzi) (16 сентября 1462, Падуя, Венецианская республика — 18 мая 1525, Болонья, Папская область) — итальянский философ-схоласт периода ренессансного реализма; представитель философской школы александристов.
Родился в знатной семье Мантуи в городе Падуя, учился в Падуанском университете, а потом преподавал там же. С 1512 года преподавал в университете города Болонья.
Пьетро Помпонацци (итал. Pietro Pomponazzi) (16 сентября 1462, Падуя, Венецианская республика — 18 мая 1525, Болонья, Папская область) — итальянский философ-схоласт периода… Развернуть
Старец или игумен Трехсвятительского Елеазарова монастыря, писатель XVI века.
Написал три послания к псковскому дьяку Мисюрю Мунехину - фактическому руководителю администрации в Пскове после его присоединения к Русскому государству, послание к "некоему вельможе, в миру живущему", послания к великому князю Василию III Иоанновичу и к царю Иоанну Грозному; кроме того, ему приписываются еще несколько произведений, но их принадлежность ему оспаривается.
В своих посланиях Филофей полемизирует против астрологических предсказаний Николая Немчина, вообще отвергая астрологию; заботится о некоторых местных псковских делах; отстаивает принципы иосифлян, впервые обстоятельно развивает знаменитую теорию о Москве как о третьем Риме, хранителе правой христианской веры.
Литература:
Жмакин, "Один из литературных памятников XVI в." ("Журнал Мин. нар. просв.", 1882);
Малинин, "Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания" (Киев, 1901). Открытая православная энциклопедия "Древо"
Старец или игумен Трехсвятительского Елеазарова монастыря, писатель XVI века. Написал три послания к псковскому дьяку Мисюрю Мунехину - фактическому руководителю администрации в… Развернуть
Джаноццо Манетти (итал. Giannozzo Manetti, 1396—1459) — известный флорентийский гуманист, государственный деятель и оратор, представитель Возрождения.
Манетти родился в семье богатого флорентийского купца. Получил хорошее образование в монастырской школе Камальдолийского ордена, где одним из его учителей был известный гуманист Амброджо Траверсари.
В 1437—1452 годах Манетти ведёт активную государственно-политическую деятельность: занимает различные административные должности, возглавляет посольства в Рим, Венецию, Неаполитанское королевство. В 1454 году конфликт с Козимо Медичи заставил его покинуть Флоренцию, и в последние годы жизни Манетти был апостольским секретарем при курии Николая V, а после смерти этого папы сделался ученым советником Альфонса Арагонского в Неаполе; обе эти должности были синекурами, доставлявшими ему обеспеченный досуг для научных занятий.
Разносторонний и плодовитый писатель, Манетти отличался от других гуманистов интересом к богословским вопросам, и в его творчестве гуманистическое мировоззрение сочеталось с христианским. В целом принадлежал к направлению гражданского гуманизма, отстаивая идеалы активной жизни в обществе, значение гражданских добродетелей, которые понимал в духе Аристотеля. Манетти отвергал христианское принижение природы человека и аскетизм, выдвигая идеал творчески активной, действующей и познающей личности.
Кроме классических языков, Манетти знал еврейский, с которого перевел несколько псалмов. С греческого он перевёл сочинения Аристотеля по этике и весь Новый Завет.
Джаноццо Манетти (итал. Giannozzo Manetti, 1396—1459) — известный флорентийский гуманист, государственный деятель и оратор, представитель Возрождения. Манетти родился в семье… Развернуть
Фабиан фон Ауэрсвальд - немецкий мастер рукопашного боя, автор трактата о приемах рукопашного боя, иллюстрированного Лукасом Кранархом.