Бальдассаре Кастильоне, граф Новилары (Castiglione; 1478—1529) — итальянский писатель. Автор трактата «Придворный» (итал. Il Cortegiano), одного из самых знаменитых сочинений итальянского Возрождения.
Кастильоне родился близ Мантуи. В январе 1491 года, во время торжеств по случаю бракосочетания Беатриче д’Эсте и Лодовико Моро, был представлен Изабелле д’Эсте, молодой жене мантуанского маркиза Франческо Гонзага. Получил гуманистическое образование в Милане. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. В 1503 году впервые побывал в Риме; в составе свиты герцога Мантуанского сражался во франко-итальянских войнах; в октябре того же года участвовал в битве при Гарильяно. С 1504 года — на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507).
В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Поддерживает дружеские отношения с художниками и писателями из круга папы Льва X: Пьетро Бембо, Якопо Садолето, Бернардо Довици да Биббиена, Томмазо Ингирами, Рафаэлем, Микеланджело, Антонио Тебальдео, Федерико Фрегозо. В 1515 году королём Франции становится Франциск I; Кастильоне предпринимает дипломатические усилия для налаживания отношений Льва X с новым монархом, но безрезультатно. В 1516 году отправляется в ссылку в Мантую вслед за отстранённым от власти Франческо Марией делла Ровере.
С 1519 года на службе у Федериго Гонзага. Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию. В мае 1523 года в составе свиты Изабеллы д’Эсте путешествует в Падую и Венецию.
После избрания римским папой Климента VII (ноябрь 1523 года) был назначен папским нунцием в Испании, куда прибывает в марте 1525 года. К 1527 году относится острая полемика Кастильоне с секретарём императора Карла V Альфонсо де Вальдесом (братом известного мыслителя Хуана де Вальдеса). В знак высочайшего почтения к заслугам Кастильоне император предложил ему стать епископом Авильским, однако тот отклонил это предложение из-за неурегулированности взаимоотношений Карла V с папой.
После кончины Кастильоне (возможно, от бубонной чумы) мать перевезла его прах в Мантую. В соответствии с завещанием писателя Кастильоне похоронен рядом со своей женой в церкви Санта Мариа делле Грацие близ Мантуи. Надгробный памятник выполнен Джулио Романо.
Бальдассаре Кастильоне , граф Новилары (Castiglione; 1478—1529) — итальянский писатель. Автор трактата «Придворный» (итал. Il Cortegiano), одного из самых знаменитых сочинений… Развернуть
Испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 году открывший для европейцев Америку.
Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море. Он положил начало исследованию Южной и Центральной Америки. Он открыл все Большие Антильские острова — центральную часть Багамского архипелага, Малые Антильские острова (от Доминики до Виргинских островов включительно), а также ряд мелких островов в Карибском море и остров Тринидад у берегов Южной Америки.
Первооткрывателем Америки Колумба можно назвать с оговорками, ведь ещё в Средние века на территории Северной Америки бывали европейцы в лице исландских викингов (см. Винланд). Поскольку за пределами Скандинавии сведений об этих походах не было, именно экспедиции Колумба впервые сделали сведения о землях на западе всеобщим достоянием и положили начало колонизации Америки европейцами.
Всего Колумб совершил 4 плавания к Америке:
Первое плавание (2 августа 1492 — 15 марта 1493).
Второе плавание (25 сентября 1493 — 11 июня 1496).
Третье плавание (30 мая 1498 — 25 ноября 1500).
Четвёртое плавание (9 мая 1502 — ноябрь 1504).
информация с сайта Википедия
Испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 году открывший для европейцев Америку. Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический… Развернуть
Полициано Анджело (итал. Angelo Ambrogini detto Poliziano, настоящее имя Анджело Амброджини ) - итальянский поэт, драматург, один из крупнейших представителей гуманистической литературы 15 века.
Родился в городке Монтепульчано, недалеко от Сиены (от латинской формы названия города – Mons Politianus – поэт впоследствии возьмет свой псевдоним).
Род Амброджини был обычным купеческим родом, однако отец поэта, юрист, принадлежал уже к новой интеллигенции.
В 1464 г., после смерти отца, который не оставил ему ни денег, ни связей, мальчик перебрался во Флоренцию.
В 1469—1474 гг. Полициано посещал университет (Студио), где слушал лекции Иоанна Аргиропуло, Кристофоро Ландино, Андроника Каллиста. В студенческие годы Полициано приобрел феноменальное знание греческой, латинской и итальянской литературы. В это же время он сблизился с Фичино и с Платоновской Академией. Однако гораздо больше, чем Аристотель, Платон и Плотин, его занимал Гомер. Полициано, более дерзкий, чем римские классики, решил перевести «Илиаду» латинскими гексаметрами. В 1470 г. он посвятил Лоренцо Медичи перевод второй песни «Илиады», а в 1472 г. Полициано поднес Лоренцо третью песнь. Перевод первых песен «Илиады» был огромным событием в литературной жизни Италии, и гуманисты наперебой восхваляли поэтичность перевода.
Перевод «Илиады» открыл перед Полициано дом Медичи: Лоренцо предоставил в его распоряжение богатейшую библиотеку и собрание античных скульптур и монет. Полициано исполнял при Лоренцо обязанности секретаря, а с 1475 г. воспитывал его сыновей Пьеро и Джованни, будущего папу Льва X.
Покровительство Лоренцо, для которого Полициано в эти годы составил первую антологию итальянской поэзии на вольгаре под названием «Арагонское собрание» («Raccolta aragonese»), включавшую тексты от поэтов сицилийской школы до современников, обеспечивало поэту достойные условия существования.
Некоторое время живет вместе с семьей Лоренцо на вилле Кафаджоло, однако – возможно, из-за размолвок с женой Великолепного Клариче Орсини, которая не поддерживала его методов воспитания, - вынужден вернуться во Флоренцию.
В конце 1479 г., когда Лоренцо находился в Неаполе и вел сложные дипломатические переговоры с неаполитанским королем, Полициано (который был против поездки Лоренцо) покидает город и направляется в Мантую, где останавливается у кардинала Франческо Гонзага.
В июне того же года Лоренцо призывает его обратно во Флоренцию и назначает преподавателем греческой и латинской словесности во флорентийском университете «lo Studio». В этой должности Полициано останется до 1493 г., занимаясь комментариями различных текстов античной литературы.
Кроме того, Лоренцо, создававший в это время большую библиотеку, посылает поэта в различные итальянские города (Болонью, Феррару, Венецию) в поисках древних рукописей.
Смерть Великолепного в 1492 г. настолько потрясла его, что поэт намеревался найти себе другое место службы в Риме, при Ватиканской библиотеке, однако ему это не удалось. Вернувшись во Флоренцию, Полициано умер в ночь с 28 на 29 сентября 1494 г.
Полициано Анджело (итал. Angelo Ambrogini detto Poliziano, настоящее имя Анджело Амброджини ) - итальянский поэт, драматург, один из крупнейших представителей… Развернуть
Мазуччо Салернитанец (итал. Masuccio Salernitano; литературный псевдоним; настоящее имя — Томмазо Гуардати, итал. Tommaso Guardati; в ЭСБЕ его называли Мазуччио (итал. Tommaso Masuccio); 1410 / 1420, Салерно — около 1475, Салерно) — итальянский писатель.
Был секретарём (с конца 1450-х гг.) салернского князя Роберто дель Сансеверино. Его сборник «Новеллино» («Novellino») — значительнейшее итальянское собрание новелл XV века (в 5 книгах 50 новелл). Оно вышло в Неаполе в 1476 году и не раз переиздавалось — это один из самых значительных памятников прозы Возрождения. Образцом для него служил «Декамерон» Дж. Боккаччо, которому, однако, Мазуччо Салернитанец уступает в искусстве изображения характеров. Книга посвящена Ипполите Марии Арагонской, герцогине Калабрийской, бывшей покровительницей писателя.
33-я новелла посвящена истории любви Mariotto и Giannozzo, которая затем была использована Луиджи да Порто в его произведениях «Giulietta e Romeo» и «Historia novellamente ritrovata di due nobili amanti». Эти три произведения наряду с более поздней версией Маттео Банделло и переводом на английский Артуром Бруком являлись источником для написания Шекспиром его знаменитой поэмы Ромео и Джульетта.
Джованни Понтано посвятил своему другу и собрату Мазуччо следующую эпитафию:
Он повестушки слагал для забавы и прелестью красил,
Шуток искусной игрой речь расцвечивая свою.
Духом высокий, высокий и родом, в степени равной
Он и ученым был друг, и сановитым мужам.
Имя Мазуций ему, Салерн знаменитый — отчизна
Здесь подарен земле, здесь и похищен он был.
Мазуччо Салернитанец (итал. Masuccio Salernitano; литературный псевдоним; настоящее имя — Томмазо Гуардати , итал. Tommaso Guardati; в ЭСБЕ его называли Мазуччио (итал.… Развернуть
Гарси Ордоньес де Монтальво (de Montalvo) — испанский писатель, живший около 1500 г. Ему принадлежит испанская обработка романа "Amadis de Gaula", продолжением к которому послужил написанный Монтальво роман "Las sergas de Esplandian".
Гарси Ордоньес де Монтальво (de Montalvo) — испанский писатель, живший около 1500 г. Ему принадлежит испанская обработка романа "Amadis de Gaula", продолжением к которому… Развернуть
Анто́нио Франче́ско Пигафе́тта — итальянский мореплаватель, участник первого в истории кругосветного плавания — экспедиции Магеллана-Элькано. Дневники Пигафетта стали основным источником сведений об экспедиции Магеллана, а также первым доступным в Европе документом о себуанском языке Филиппинских островов.
Анто́нио Франче́ско Пигафе́тта — итальянский мореплаватель, участник первого в истории кругосветного плавания — экспедиции Магеллана-Элькано. Дневники Пигафетта стали основным… Развернуть
Якопо Саннадзаро (итал. Jacopo Sannazaro) — итальянский поэт и писатель. Писал на латыни, тосканском и неаполитанском наречиях. Наиболее известен как автор написанного прозиметром романа «Аркадия» и поэмы «Рождение Девы».
Якопо Саннадзаро родился в 1458 в Неаполе. Его отец умер приблизительно 1462, отрочество Якопо Саннадзаро провел в Ночера-Инферьоре и в Сан-Чиприано-Пичентино. Сельская атмосфера этих мест украсила поэзию Саннадзаро. Был близок с гуманистом Джованни Понтано, являлся членом понтановской академии, в стенах которой Саннадзаро взял литературный псевдоним Actius Syncerus.
В течение многих лет преданно служил государям Арагонского дома. В 1483-85 он с Альфонсом II дважды участвовал во вторжениях в Папскую область. Он быстро достиг известности как поэт и стал придворным поэтом. После смерти его главного патрона, Альфонсо II (1495), в 1499 он получил виллу Мерджеллина возле Неаполя от Федериго. После того как Федериго потерял корону, Саннадзаро последовал за ним в изгнание во Францию в 1501, откуда вернулся после смерти Федериго в Плесси-ле-Тур (1504).
Последние годы поэт провел в Неаполе, где умер в 1530.
Творчество.
В качестве придворного поэта писал фарсы, комические монологи, развлекавшие придворное общество, любовную лирику в стиле Петрарки.
Роман «Аркадия», написанный прозиметром, автор начал в 1480-х гг. и завершил около 1489. «Аркадия» была опубликована в Венеции в 1504 году и (в сильно отредактированном виде) там же в 1524 году. Саннадзаро черпал вдохновение в работах античных авторов, писавших в пасторальном жанре — латинских (Вергилия, Кальпурний) и греческих («Идиллии» Феокрита). В центре повествования страдающий от любви поэт («Sincero»), который уходит из города (в данном случае Неаполя), чтобы жить в безмятежности и простоте Аркадии. В сельской Аркадии он пускается в странствия, прислушивась к любовным или печальным песням пастухов.
В 1526 году Саннадзаро опубликовал эпическую латинскую поэму «Рождение Девы» (De partu Virginis), обнаруживающую (в стиле и языке) влияние Вергилия. Несмотря на небольшой размер поэмы (около 1500 стихов), Саннадзаро работал над ней более 20 лет. Ныне «Рождение Девы» оценивается как образец духовно-религиозной лирики Ренессанса и выдающийся артефакт латинской поэзии как таковой в целом.
Якопо Саннадзаро (итал. Jacopo Sannazaro) — итальянский поэт и писатель. Писал на латыни, тосканском и неаполитанском наречиях. Наиболее известен как автор написанного… Развернуть
Фра́нко Сакке́тти (итал. Franco Sacchetti) — итальянский поэт и писатель.
Родился приблизительно в 1332 году в Рагузе в старинной купеческой семье Флоренции. C 1370 принимал деятельное участие в политической жизни, был послом Флоренции в Болонье и Милане, подестой в разных городах.
Умер от чумы в 1400 году в Сан-Миниато в провинции Пиза.
Автор мадригалов, баллад, шуточной поэмы «Бой прекрасных женщин Флоренции со старухами» („La battaglia dellie belle donne di Firenze colle vecchie“), религиозных проповедей. Особенно известен сборником «Триста новелл» (сохранилось 223), отличающихся от новелл Боккаччо большей простотой. Впервые новеллы Саккетти были напечатаны в двух томах в 1724 г., а уже через три года издание попало в Индекс запрещённых книг. Но современники и последующие поколения итальянских новеллистов хорошо знали новеллы Саккетти по рукописным спискам. Многие писатели на него ссылались, а некоторые и прямо использовали его сюжеты.
Фра́нко Сакке́тти (итал. Franco Sacchetti) — итальянский поэт и писатель. Родился приблизительно в 1332 году в Рагузе в старинной купеческой семье Флоренции. C 1370 принимал… Развернуть
Жуанот Мартурель (кат. Joanot Martorell, между 1405 и 1415, Валенсия — март или апрель 1468, Чиривелья, Валенсия) — валенсийский писатель, автор первого рыцарского романа «Тирант Белый», написанного на валенсийском каталанском языке.
Из аристократической семьи. Прожил бурную жизнь, полную путешествий, рыцарских сражений и любовных авантюр. До нас дошли, в форме официальных посланий и заверенных герольдами актов, три его вызова на поединок. В поисках арбитра для первого из них, поводом для которого послужило нарушение брачного обещания, данного его сестре, Мартурель заехал в Лондон. К концу жизни обнищал.
Писал письма о своих боевых подвигах, перевёл староанглийскую поэму «Ги из Варвика» (во время пребывания в Англии), которая частично вошла в роман "Тирант Белый". Остался известен романом «Тирант Белый», о котором с похвалой отозвался Сервантес в «Дон Кихоте».
Жуанот Мартурел ь (кат. Joanot Martorell, между 1405 и 1415, Валенсия — март или апрель 1468, Чиривелья, Валенсия) — валенсийский писатель, автор первого рыцарского романа… Развернуть
Джанфранческо Поджо Браччоли́ни, Поджо Флорентийский (итал. Gianfrancesco Poggio Bracciolini; 11 февраля 1380, Терранова, близ Ареццо — 30 октября 1459, Флоренция) — видный итальянский гуманист, писатель, собиратель античных рукописей. Считается автором романского шрифта.
Родился в тосканском городке Терранова в семье аптекаря, изучал нотариальное дело в университете Флоренции. Затем поступил на службу в канцелярию канцлера Колуччо Салутати, через которого сблизился с кружком гуманистов, обративших внимание на талантливого юношу.
Исполненный честолюбивых замыслов, в 1409 году переехал в Рим, поступил на службу в римскую курию и прослужил здесь с перерывами до 1453 года. Участвовал в Констанцском соборе 1414 года в качестве апостолического секретаря папы Иоанна XXIII. Борьба за папский трон, закончившаяся заключением Иоанна XXIII в тюрьму и избранием Мартина V, заставила Браччолини принять приглашение кардинала Бофора и уехать в 1418 году Англию. По возвращении в Италию в1420 году вновь был назначен апостолическим секретарем.
Только в 1453 оставил службу в римской курии и вернулся во Флоренцию, где занимал место канцлера почти до самой смерти. Конец жизни провел в почете и богатстве, будучи тесно связанным с влиятельными кругами флорентийской крупной торговой буржуазии.
Браччолини побывал во Франции, Германии, Швейцарии и Англии, где в библиотеках монастырей отыскал несколько малоизвестных либо забытых античных рукописей Вегеция, Марка Манилия, Аммиана Марцеллина, Витрувия, Петрония, а также «Воспитание оратора» Квинтилиана, «Сильвы» Стация и др. В 1417 году обнаружил полную рукопись Лукреция О природе вещей , считавшуюся утраченной после падения империи. В 1427 году совместно с Козимо Медичи занимался раскопками античных руин в Остии.
В идейном плане Браччолини близок гражданскому гуманизму, его мировоззрение носит явно светский характер, а сочинения отличают тонкая ирония, острословие, злободневность и элегантный эротизм. Творческое наследие Браччолини включает сочинения на этические темы, письма, диалог «Против лицемеров» (1447—1448), обличавший монашество. В 1438—1452 годах Браччолини написал Фацеции (лат. facētia, — шутка, острота) — образец латинской прозы Возрождения.
Джанфранческо Поджо Браччоли́ни, Поджо Флорентийский (итал. Gianfrancesco Poggio Bracciolini; 11 февраля 1380, Терранова, близ Ареццо — 30 октября 1459, Флоренция) — видный… Развернуть
Жан Фруассар (фр. Jean Froissart, род. в 1333 или в 1337 году в Валансьене, † ок. 1405 года) — французский писатель XIV века, автор знаменитых «Хроник» — важнейшего источника по истории начального этапа Столетней войны.
Сведения о жизни Фруассара ограничены тем, что он сам указал о себе в тексте «Хроник».
Годы его жизни остаются объектом дискуссий. Фруассар в своем повествовании говорил о двух датах своего рождения — 1333 и 1337 годы.
В первой версии ссылаются на то место в «Хронике», где Фруассар утверждает, что в 1390 году ему было 57 лет. Этой дате склонен был верить барон Кервин де Леттенхове, один из главных издателей и комментаторов Фруассара в XIX веке.
Однако, в конце «Книги IV» автор вспоминает, что ему было 24 года, когда он присутствовал на прощании королевы Филиппы и принца Уэльского в Берквемстеде, в 1361 году. Эта ссылка датирует его рождение 1337 годом.
Фруассар по своему рождению был валлоном и происходил из Валансьена в Эно (Геннегау). Его отец, вероятно, был ремесленником, изготовлявшим дворянские гербы.
В юности (до 1359 г.) Фруассар некоторое время был торговцем, затем устроился писарем в Праге при короле Карле IV Люксембургском, где познакомился с Петраркой, проживавшим там после Милана и перед переездом в Венецию.
К 24 годам располагал уже рекомендацией короля Богемии Карла IV Люксембургского, аттестовавшего его как придворного поэта, и в 1361—1369 служил хронистом (историком) при дворе английской королевы Филиппы, супруги Эдуарда III.
Много путешествовал по Британским островам и континентальной Европе. В 1364 и 1366 годах, возможно, побывал во Франции.
В 1367—1368 годах находился в Италии, вместе с Джеффри Чосером.
После смерти Филиппы (1369) Фруассар перешёл под покровительство Иоанны, герцогини Брабантской, которая вознаградила его труды поместьем в Эно; доходы от поместья позволяли ему путешествовать в поисках материалов для хроник за собственный счёт.
Помимо исторических изысканий, он до конца жизни продолжал писать стихи. В 1395 году Фруассар вернулся в Англию, но был разочарован произошедшими там переменами и угасанием рыцарского духа военных лет.
Дата его смерти, так же как и дата рождения, является спорной. А. Д. Люблинская и Е. Ю. Акимова сходятся во мнении, что год его смерти — 1404-й. М. В. Аникеев же называет более позднюю дату смерти — 1410 год, объясняя это тем, что начиная именно с 1410 года следы автора теряются и прекращается его историческое повествование.
Жан Фруассар (фр. Jean Froissart, род. в 1333 или в 1337 году в Валансьене, † ок. 1405 года) — французский писатель XIV века, автор знаменитых «Хроник» — важнейшего источника… Развернуть
Лоренцо Валла (Lorenzo Valla, 1407, Рим или Пьяченца — 1457, Рим, Папская область) — итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма. Считал естественным всё то, что служит самосохранению, удовольствию, счастью человека.
По отцовской и материнской линии Валла происходил из семьи куриалов, ученой чиновничьей верхушки папской курии. Отец Лоренцо, Лука, был консисторальным адвокатом. После его смерти в 1420 г. Валла остался на попечении матери Катарины и дяди Мельхиора Скривани. Детство и раннюю молодость он провёл при курии Мартина V, где тогда группировался кружок гуманистов; там он блестяще овладел классической (не средневековой) латынью; он изучал также греческий язык.
Огромное влияние на Валлу оказал Квинтилиан, трактат которого «О воспитании оратора» был обнаружен Поджо Браччолини в 1416; Валла знал Квинтилиана чуть ли не наизусть и в своём первом сочинении «О сравнении Цицерона с Квинтилианом» (не сохранившемся) не побоялся поставить его выше «бога гуманистов» — Цицерона. Не получив места в курии (этому всячески мешал Поджо Браччолини), Валла переехал в Павию, где преподавал риторику с 1429 в частной школе, с 1431 в университете; однако он не поладил со своими коллегами, средневековую учёность и «кухонную латынь» которых резко критиковал. После того как Валла написал резкий памфлет на юристов («О девизах и геральдических знаках»), а профессора-юристы в свою очередь организовали покушение на его жизнь, он был вынужден оставить Павию.
С 1435 Валла — секретарь неаполитанского короля Альфонса Арагонского; так как Альфонс враждовал с папской курией, то Валла, пользуясь его покровительством, писал смелые антиклерикальные вещи, включая знаменитый трактат «О подложности Константинова дара». В 1444 г. Валла попал под суд инквизиции, но был спасён благодаря заступничеству короля. В 1448 вернулся в Рим, получил от Николая V должность апостолического секретаря и каноника Латеранской базилики; кроме того он преподавал риторику в Римском университете.
Лоренцо Валла не был женат, но в Риме в этот период у него была подруга, которая родила ему троих детей. Отказ от брака объясняется, по-видимому, стремлением гуманиста принять посвящение. Умер Валла в 1457 г. и был похоронен в Риме, в Латеранской базилике.
Лоренцо Валла (Lorenzo Valla, 1407, Рим или Пьяченца — 1457, Рим, Папская область) — итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель… Развернуть
Сон Саммун (Мэджукхон; 1418-1456) - поэт и ученый, сделавший много для создания корейского звукового алфавита, один из "шести казненных сановников". В сиджо он говорит о своей верности Танджону.
Один из создателей корейской письменности (его убили по приказу короля Седжо)
Сон Саммун (Мэджукхон; 1418-1456) - поэт и ученый, сделавший много для создания корейского звукового алфавита, один из "шести казненных сановников". В сиджо он говорит о своей… Развернуть
Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный» — флорентийский государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт.
Сын Пьеро Медичи и его жены Лукреции Торнабуони. Стал главой республики в возрасте двадцати лет после смерти своего отца в 1469 году. Однако уже весной 1470 года он столкнулся с вооружённой оппозицией. Изгнанный его отцом из Флоренции Бернардо Нарди вторгся в республику во главе вооружённого отряда и занял Прато, собираясь вторгнуться в саму Флоренцию. К счастью для Лоренцо, местное ополчение Прато во главе с городским головой Чезаре Петруччи пленило Нарди и его сторонников. По приказу Петруччи главари мятежников были повешены на городской площади Прато.
В 1478 году он раскрыл стоивший жизни его брату Джулиано заговор, возглавлявшийся Франческо Пацци и поддерживаемый папой Сикстом IV и пизанским архиепископом. В гневе папа конфисковал всё имущество Медичи, на которое смог наложить руку, закрыл в Риме концессии банка Медичи, отлучил от церкви Лоренцо и всё правительство Флоренции и впоследствии наложил отлучение на весь город. В конце концов папа договорился с неаполитанским правителем Фердинандом I, сын которого — Альфонсо — напал на Флоренцию. Война длилась два года, но крупными сражениями она не отмечена. Войска Папы и неаполитанского короля одержали всего несколько побед, поскольку флорентийцам пришлось рассчитывать только на свои силы: ни венецианцы, ни миланцы не прислали войск в поддержку. Тогда Лоренцо вступил в переговоры с неаполитанским королём. Фердинанд принял его с почётом. Был заключен мир, и Флоренция сохранила все свои владения. Война с папой длилась ещё некоторое время, пока Сикст IV не счёл более важным, чтобы итальянцы общими усилиями изгнали турок, уже овладевших к этому времени Отранто. Кроме того — до Папы дошли слухи, что Лоренцо намерен вступить в союз с королём французским, поэтому Сикст IV радушно принял послов Флоренции. 3 декабря 1480 года был заключен мир, по которому Флоренция обязалась снарядить 15 галер для войны с турками.
Таким образом, возросшая популярность Лоренцо позволила ему ослабить республиканскую систему правления и ввести желательные для него перемены в государственное устройство. Теперь решение всех дел поручалось совету из семидесяти граждан, приверженцев политики Лоренцо. Совет, в частности, назначал на все должности, заведовал финансами и, естественно, он исполнял все пожелания Лоренцо, отдавая ему государственные деньги, в которых он при своей роскошной жизни постоянно имел надобность. Государственные долги росли, и часто приходилось производить финансовые операции дурного характера: насильственно понижались проценты государственного долга, отбирались деньги у благотворительных учреждений. В конце концов государственная казна сделалась едва ли ни личной собственностью Лоренцо, а Флорентийская республика осталась таковой только по названию — фактически Лоренцо обладал властью суверенного монарха.
Был введён закон, согласно которому каждое покушение на жизнь и благополучие Лоренцо рассматривались как «оскорбление величества» и каралось жесточайшим образом. Но, к чести Лоренцо, свою неограниченную власть он употреблял во многом к большей пользе и славе государства.
Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици.
Лоренцо использовал общественные деньги для того, чтобы заручиться поддержкой среднего класса и способствовать возрождению интереса к философии, литературе, скульптуре и живописи. Находящаяся под его патронажем Академия Кареджи, членами которой были Фичино, Пико делла Мирандола и Полициано, стала тем центром, из которого по всей Европе распространилось понятие неоплатонизма. При флорентийском дворе создавали в то время свои шедевры Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти. Желая сохранить политическое равновесие в итальянских городах-государствах, Лоренцо также делал всё возможное для того, чтобы положительный пример флорентийского Возрождения распространился на Рим, Венецию, Милан и Неаполь. Во многом эпоха правления Лоренцо напоминала времена Перикла и Августа, Флоренция достигла при нём культурного и экономического расцвета. Благодаря его уму и военному счастью, государство пользовалось безопасностью. Междоусобицы, от которых в то время страдали многие города Средней Италии, показывали флорентийцам, что они должны дорожить спокойствием, которым пользуются под управлением Лоренцо.
Лоренцо собрал большую коллекцию книг, ставшей впоследствии Библиотекой Лауренциана, или Медичи. Также писал стихи, используя народные мотивы: лирические поэмы, идиллии, зарисовки быта, фольклор и религиозные стихи; был главой банкирского дома Медичи, который постигли финансовые неудачи, но который заложил основы прославленной и могущественной династии.
Последние годы
Вёл активный образ жизни: любил рыцарские турниры и игры, охоту, но страдал подагрой; эта болезнь в конце концов усилилась до того, что он перестал лично заниматься государственными делами, жил в своих загородных дворцах или ездил лечиться на минеральные воды. Теперь его любимым обществом стали ученые. Чувствуя приближение смерти, он пригласил к себе знаменитого проповедника Джироламо Савонаролу, бывшего тогда настоятелем доминиканского монастыря Св. Марка во Флоренции. Биографы Лоренцо говорят, что он исповедовался у Савонаролы, и что выслушав его, последний произнес речь, в которой убеждал его возвратить флорентийцам свободу и отдать законным владельцам всё несправедливо приобретенное имущество; Лоренцо с досадой отвернулся, и Савонарола ушёл, не дав умирающему отпущения грехов. == В начале 1492 года болезнь Лоренцо приняла опасный характер; появилась изнурительная лихорадка, силы больного таяли на глазах. В ночь с 8 на 9 апреля 1492 года он умер в своём загородном дворце в Кареджи. Похоронен в Капелле Медичи рядом со своим братом Джулиано. Флорентийцы очень сожалели о смерти Лоренцо, которому было всего 43 года. Итальянские государи отправили послов во Флоренцию передать гражданам сочувствие их печали.
Лоренцо сочетался браком 4 июня 1469 года с Клариче Орсини.
Дети:
Лукреция (1470—1553),
Пьеро II Невезучий (1472—1503), следующий глава Флорентийской республики
Маддалена (1473—1528),
Джованни (1475—1521), кардинал, затем папа римский Лев X.
Луиза (1477—1488),
Контессина (1478—1515),
Джулиано (1479—1516), герцог Немурский.
Воспитывал бастарда своего убитого брата, будущего папу римского Климента VII. Музой стихов Лоренцо была его платоническая любовь Лукреция Донати.
Лоренцо ди Пьеро де Медичи «Великолепный» — флорентийский государственный деятель, глава Флорентийской республики в эпоху Возрождения, покровитель наук и искусств, поэт. Сын… Развернуть
Поэтический псевдоним поэта «Насими» предположительно является производным от арабского слова «несим» (лёгкий ветерок). Настоящее имя Сеид Имадеддин, где титул «сеид», указывает на возможное арабское происхождение его родословной от пророка Мухаммеда, о чем писал сам Насими в некоторых своих стихотворениях.
Насими — выдающийся поэт и мистик, писавший на родном азербайджанском, персидском и арабском языках. Его сочинения получили широкую известность на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Насими создал первые шедевры азербайджанской поэзии, заложив основы литературного языка, он считается отцом азербайджанского дивана (около 15 тысяч строк). Также им создан диван на персидском языке (около 5000 строк).
Место рождения Насими точно неизвестно: в качестве предполагаемых мест рождения называются Шемаха, Тебриз, Диярбакыр, Бурса, Халеб (Алеппо) и Багдад. Он вырос среди ремесленников. Изучал математику, астрономию, логику и теологию. Был знаком с художественными произведениями известных ученых-сектантов Востока, знал как азербайджанскую, так и арабскую и персидскую поэзию и философию. В творчестве поэта заметно влияние Джалаладдина Руми, Низами Гянджеви и Шейха Аттара. В его произведениях упоминаются Саади, Ибн Сина, Фаридаддин Аттар.
В начале Насими, подобно его учителю Наими, стоял на позициях суфизма и был последователем знаменитого суфийского шейха Шибли. Кроме того он был поклонником иранского суфия и поэта X века Гусейна Халладжа Мансура, который говорил: «Я — Бог!». Именно так Мансур выражал сектантскую мысль, что Бог, или частица Бога в каждом из нас. Так Насими стал последователем хуруфизма и в своих стихах часто повторял эту фразу. В Шемахе Насими создал общество ученых (меджлис-ул-улема) и музыкантов (муганнилер), в которых объединились талантливые люди. После казни учителя Наими он покидает пределы Ширвана и отправляется в Багдад, посещает другие города Ирака, а также Турции, где он продолжает распространять идеи хуруфизма. За это поэт неоднократно подвергался гонениям и бросался в темницу.
Насими отправляется в Сирию и останавливается в городе Алеппо. Вследствие обвинений, выдвинутых духовенством, был приговорён к смертной казни и должен был принять мученическую смерть. Во время ее ожидания он пишет ряд стихотворений под общим названием «хабсие» («тюремные)», где выразил свои горестные размышления о несправедливости властей, невежестве и продажности судей, осудивших его, и бунтарские по характеру мысли человека, остающегося до конца верным своим убеждениям. Египетский Султан Муайад приказал содрать с него кожу и выставить его тело в Халебе на всеобщее обозрение. Поэт был похоронен там же, на общем кладбище, как и его потомки. В 1970-х годах могилу Насими посетил Первый секретарь ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гейдар Алиев.
Поэтический псевдоним поэта «Насими» предположительно является производным от арабского слова «несим» (лёгкий ветерок). Настоящее имя Сеид Имадеддин, где титул «сеид»,… Развернуть
Васко да Гама — португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий.
Командующий экспедицией, которая впервые в истории прошла морским путём из Европы в Индию. Граф Видигейра (с 1519 года). Губернатор Португальской Индии, вице-король Индии (1524).
Васко да Гама — португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий экспедицией, которая впервые в истории прошла морским путём из Европы в Индию.… Развернуть
Николай Коперник — польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало первой научной революции.
Родился в Торуне в купеческой семье, рано лишился родителей. Торунь вошёл в состав Польши всего за несколько лет до рождения Коперника, до этого же город носил имя Торн и был частью Пруссии, принадлежавшей Тевтонскому Ордену.
Мать его была немкой (Barbara Watzenrode), национальность отца неясна, однако известно, что он был уроженцем Кракова.
В семье Коперника, кроме Николая, были ещё трое детей: Андрей, впоследствии каноник в Вармии, и две сестры: Барбара и Катерина. Барбара ушла в монастырь, а Катерина вышла замуж и родила пятерых детей, к которым Николай Коперник был очень привязан и заботился о них до конца своей жизни.
Потеряв 9-летним ребёнком отца и оставшись на попечении дяди по матери, каноника Лукаша Ватценроде, Коперник в 1491 году поступил в Краковский университет, где с одинаковым усердием изучал математику, медицину и богословие, но особенно его привлекала астрономия.
По окончании университета (1494) Коперник не получил никакого учёного звания, и семейный совет решил, что ему предстоит духовная карьера. Веским доводом в пользу такого выбора было то, что дядя-покровитель как раз был возведен в сан епископа.
Для продолжения образования Коперник уехал в Италию (1497) и поступил в Болонский университет. Помимо богословия, права и древних языков, он имел там возможность заниматься и астрономией. Небезынтересно отметить, что одним из профессоров в Болонье был тогда Сципион дель Ферро, с открытий которого началось возрождение европейской математики. Тем временем, благодаря стараниям дяди, в Польше Коперника заочно избрали каноником в епархии Вармии.
В 1500 году Коперник оставил университет, вновь не получив никакого диплома или звания, и уехал в Рим, В воспоминаниях Ретика говорится, что Коперник преподавал в римском университете ряд дисциплин, включая астрономию, однако другие биографы подвергают этот факт сомнению. Затем, после кратковременного пребывания на родине, уехал в Падуанский университет и продолжил изучение медицины.
В 1503 году Коперник, наконец, завершил своё образование, сдал в Ферраре экзамены, получил диплом и учёную степень доктора канонического права. Он не спешил возвращаться и, с разрешения дяди-епископа, следующие три года занимался медициной в Падуе.
В 1506 году Коперник получил известие, возможно, надуманное, о болезни дяди. Он покинул Италию и возвратился на родину. Следующие 6 лет он провёл в епископском замке Гейльсберг, занимаясь астрономическими наблюдениями и преподаванием в Кракове. Одновременно являлся врачом, секретарём и доверенным лицом дяди Лукаша.
В 1512 году умер дядя-епископ. Коперник переехал во Фромборк, маленький городок на берегу Вислинского залива, где он всё это время числился каноником, и приступил к своим духовным обязанностям. Научные исследования он, однако, не бросил. Северо-западная башня крепости стала обсерваторией.
Уже в 1500-е годы замысел новой астрономической системы сложился у него вполне ясно. Он начал писать книгу с описанием новой модели мира, обсуждая свои идеи с друзьями, среди которых немало его единомышленников (например, Тидеман Гизе, епископ Кульмский). В эти годы (примерно 1503—1512) Коперник распространял среди друзей рукописный конспект своей теории: Commentariolus, или «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям»), а его ученик Ретик опубликовал ясное изложение гелиоцентрической системы в 1539 году. По-видимому, слухи о новой теории широко разошлись уже в 1520-х годах. Работа над главным трудом — «О вращении небесных сфер» — продолжалась почти 40 лет, Коперник постоянно вносил в неё уточнения, готовил новые астрономические расчётные таблицы.
Слухи о новом выдающемся астрономе ширились в Европе. Существует версия, не подтверждённая документально, что папа Лев X пригласил Коперника принять участие в подготовке календарной реформы (1514, реализована только в 1582 году), но он вежливо отказался.
Когда было нужно, Коперник посвящал свои силы и практическим работам: по его проекту в Польше была введена новая монетная система, а в городе Фромборке он построил гидравлическую машину, снабжавшую водой все дома. Лично, как врач, занимался борьбой с эпидемией чумы 1519 года. Во время польско-тевтонской войны (1519—1521) организовал успешную оборону епископства от тевтонов. По окончании конфликта Коперник принимал участие в мирных переговорах (1525), завершившихся созданием на орденских землях первого протестантского государства — герцогства Пруссия, вассала польской короны.
В 1531 году 58-летний Коперник удалился от дел и сосредоточился на завершении своей книги. Одновременно он занимался медицинской практикой (безвозмездно). Верный Ретик постоянно хлопотал о скорейшем издании труда Коперника, но оно продвигалось медленно. В 1542 году состояние учёного значительно ухудшилось, наступил паралич правой половины тела.
Коперник скончался 24 мая 1543 года в возрасте 70 лет от инсульта. Некоторые биографы (например, Тидеман Гизе) утверждают, что автор незадолго до смерти успел увидеть свой труд напечатанным. Но другие доказывают, что это было невозможно, так как последние месяцы жизни Коперник находился в тяжёлой коме.
Книга Коперника осталась как выдающийся памятник человеческой мысли.
Николай Коперник — польский астроном, математик, механик, экономист, каноник эпохи Возрождения. Наиболее известен как автор гелиоцентрической системы мира, положившей начало… Развернуть
Преподобный Максим Грек (XV - XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал языки и науки в европейских странах; побывал в Париже, Флоренции, Венеции. По возвращении на родину прибыл на Афон и принял иночество в Ватопедской обители. Он с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне иночествовавшими греческими императорами (Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузеном). В это время великий князь Московский Василий Иоаннович (1505 - 1533) пожелал разобраться в греческих рукописях и книгах своей матери, Софии Палеолог, и обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой прислать ему ученого грека. Инок Максим получил указание ехать в Москву. По прибытии ему было поручено перевести на славянский язык толкование на Псалтирь, затем толкование на книгу Деяний Апостолов и несколько Богослужебных книг.
Преподобный Максим усердно и тщательно старался исполнять все поручения. Но, ввиду того, что славянский язык не был родным для переводчика, естественно, возникали некоторые неточности в переводах.
Митрополит Московский Варлаам высоко ценил труды преподобного Максима. Когда же Московский престол занял митрополит Даниил, положение изменилось.
Новый митрополит потребовал, чтобы преподобный Максим переводил на славянский язык церковную историю Феодорита. Максим Грек решительно отказался от этого поручения, указывая на то, что "в сию историю включены письма раскольника Ария, а сие может быть опасно для простоты". Этот отказ посеял рознь между преподобным и митрополитом. Несмотря на неурядицы, преподобный Максим продолжал усердно трудиться на ниве духовного просвещения Руси. Он писал письма против магометан, папизма, язычников. Перевел толкования святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных сочинений.
Когда великий князь намеревался расторгнуть свой брак с супругой Соломонией из-за ее неплодства, отважный исповедник Максим прислал князю "Главы поучительные к начальствующим правоверных", в которых он убедительно доказал, что положение обязывает князя не покоряться животным страстям. Преподобного Максима заключили в темницу. С того времени начался новый, многострадальный период жизни преподобного. Неточности, обнаруженные в переводах, были вменены преподобному Максиму в вину, как умышленная порча книг. Тяжело было преподобному в темнице, но среди страданий преподобный стяжал и великую милость Божию. К нему явился Ангел и сказал: "Терпи, старец! Этими муками избавишься вечных мук". В темнице преподобный старец написал углем на стене канон Святому Духу, который и ныне читается в Церкви: "Иже манною препитавый Израиля в пустыни древле, и душу мою, Владыко, Духа наполни Всесвятаго, яко да о Нем благоугодно служу Ти выну..."
Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали под церковным запрещением в Тверь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение "Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении". Вот несколько слов из этого яркого сочинения: "Не тужи, не скорби, ниже тоскуй, любезная душа, о том, что страждешь без правды, от коих подобало бы тебе приять все благое, ибо ты пользовала их духовно, предложив им трапезу, исполненную Святаго Духа..." Лишь через двадцать лет пребывания в Твери преподобному разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но дух его был бодр; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык. Ни гонения, ни заключения не сломили преподобного Максима.
Преподобный преставился 21 января 1556 года. Он погребен у северо-западной стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Засвидетельствовано немало благодатных проявлений, свершившихся у гробницы Преподобного, на которой написаны тропарь и кондак ему.
Тропарь Максиму Греку, глас 8:
Зарею Духа облистаемь, /
витийствующих богомудренно сподобился еси разумения, /
неведением омраченная сердца человеков светом благочестия просвещая, /
пресветел явился еси Православия светильник, Максиме преподобне, /
отонудуже ревности ради Всевидящаго /
отечества чужд и странен, Российския страны был еси пресельник, /
страдания темниц и заточения от самодержавнаго претерпев, /
десницею Вышняго венчаешися и чудодействуеши преславная. /
И о нас ходатай буди непреложен, /
чтущих любовию святую память твою.
Лик преподобного Максима часто изображается на иконе Собора Радонежских святых. Pravoslavie.ru
Преподобный Максим Грек (XV - XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Албания), получил блестящее образование. В юности он много путешествовал и изучал… Развернуть
Нил Со́рский (в миру Николай Майков) — православный святой, знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нём скудны и отрывочны. Память его празднуется 7 (20) мая в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Вологодских святых.
Родился в крестьянской семье; прозванье его было Майков. По другим данным - происходил из рода бояр Майковых. До поступления в монашество Нил Сорский занимался списыванием книг, был «скорописцем».
Более точные сведения о Ниле Сорском известны, когда он стал иноком. Постригся Нил Сорский в Кирилло-Белозерском монастыре, где со времён самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав монашества.
Преподобный Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые предлагались его монастырю благочестивыми мирянами; те же взгляды были усвоены и его ближайшими учениками (см. «заволжские старцы»).
Совершив путешествие на Восток, в Палестину, Константинополь и Афон, Нил Сорский особенно долго пробыл на Афоне, и едва ли не Афону был больше всего обязан созерцательным направлением своих идей.
По возвращении в Россию (между 1473 и 1489 гг.) Нил Сорский основывает скит (впоследствии Нило-Сорская пустынь), собирает около себя немногочисленных последователей, «которые были его нрава», и отдаётся замкнутой, уединённой жизни, интересуясь в особенности книжными занятиями.
Все действия свои он старается обосновать на непосредственных указаниях «божественного писания», как единственного источника познания нравственных и религиозных обязанностей человека.
Продолжая заниматься перепиской книг, он подвергает списываемый материал более или менее тщательной критике. Он списывает «с разных списков, тщася обрести правый», делает свод наиболее верного: сличая списки и находя в них «много неисправленна», старается исправить, «елико возможно его худому разуму».
Если иное место ему кажется «неправым», а исправить, не по чему, он оставляет в рукописи пробел, с заметкой на полях: «От зде в списках не право», или: «Аще где в ином переводе обрящется известнейше (правильнее) сего, тамо да чтется», — и оставляет так пустыми иногда целые страницы. Вообще он списывает только то, что «по возможному согласно разуму и истине».
Несмотря на свои книжные занятия и любовь к замкнутой, уединённой жизни, Нил Сорский принял участие в двух важнейших вопросах своего времени: об отношении к так наз. «новгородским еретикам» — ересь жидовствующих и о монастырских имениях. В первом случае его влияние (вместе с учителем его Паисием Ярославовым) мы можем только предполагать; во втором случае, напротив, он выступил инициатором. В деле о ереси жидовствующих и Паисий Ярославов, и Нил Сорский держались, по-видимому, более веротерпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов, с Геннадием Новгородским и Иосифом Волоцким во главе.
В 1489 г. новгородский архиерей Геннадий, вступая в борьбу с ересью жидовствующих и сообщая о ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими в его епархии учёными старцами Паисием Ярославовым и Нилом Сорским и привлечь их к борьбе. Геннадий и сам хочет поговорить с учёными старцами и приглашает их даже к себе. Неизвестны результаты стараний Геннадия: кажется, они были не совсем таковы, как он желал.
По крайней мере, больше мы не видим никаких сношений Геннадия ни с Паисием, ни с Нилом Сорским; к ним не обращается и главный борец с ересью, Иосиф Волоцкий. Между тем оба старца не относились к ереси безучастно: оба они присутствуют на соборе 1490 г., разбиравшем дело ереси жидовствующих, и едва ли не влияют на самое решение собора.
Когда собор уже близился к концу, Нил Сорский, поддерживаемый другими кирилло-белозерскими старцами, поднял вопрос о монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной территории и бывших причиной деморализации монашества. Ревностным борцом за идею Нила Сорского выступил его ближайший «ученик», кн.-инок Вассиан Патрикеев (Вассиан Патрикеев Косой (до монашества — князь Василий Иванович Патрикеев).
Нил Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы; он умер в 1508 г. Перед кончиной Нил Сорский написал «Завещание», прося своих учеников «повергнуть тело его в пустыне, да изъедят é зверие и птица, понеже согрешило к Богу много и недостойно погребения». Ученики не исполнили этой просьбы: они с честью похоронили его.
Неизвестно, был ли Нил Сорский канонизован формально; в рукописях изредка встречаются следы службы ему (тропарь, кондак, икос), но, кажется, это было лишь местной попыткой, да и то не утвердившейся. Зато на всем протяжении нашей древней литературы лишь за одним Нилом Сорским в заглавиях его немногочисленных сочинений осталось имя «великого старца».
Wikipedia.org
Нил Со́рский (в миру Николай Майков) — православный святой, знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нём скудны и отрывочны. Память его празднуется 7 (20) мая в день… Развернуть