Опубликовано: 30 декабря 2023 г., 07:00 Обновлено: 30 декабря 2023 г., 15:01
128K
Советские бестселлеры: что читали наши бабушки и дедушки в XX столетии

Празднуя наступление нового, 1900-го года, мало кто догадывался, что век кисейных барышень и французских романов навсегда остается в прошлом, и наступает век 20-й, жесткий и стремительный, век кровавый, огневой, век строительства нового мира, необыкновенных научных открытий, век новой литературы и новых героев.
На долю тех, кто уцелеет в безумной круговерти 20-го столетия и в последствии станет нашими бабушками и дедушками, выпало огромное количество потрясений: несколько кровавых и разрушительных войн, революций, невероятные по своему размаху и напряжению человеческих сил коллективизация и индустриализация, масштабное строительство и восстановление разрушенного хозяйства и промышленности страны и долгие годы репрессий, оставивших свой след почти в каждой семье.
Пережитое просилось на бумагу. Многие из тех, кто прошел через все эти испытания или принимал непосредственное участие в некоторых из них, стали писателями, создали новую литературу и новых героев, в которых читатели узнавали черты своих односельчан, однополчан, тех, с кем делили трудности и невзгоды. И тогда на свет появлялись не просто романы, а романы-эпопеи, ибо только этот жанр мог отразить то, что выпало на долю им, ровесникам века, еще помнившим дедовские обычаи и устои, знавшим всю тяжесть крестьянского труда и цену хлеба.
Много позже кто-то додумается называть этих писателей представителями «деревенской прозы», писателями-«почвенниками», писателями-«деревенщиками» и так далее. Мне же чудится в этих характеристиках что-то снисходительно-пренебрежительное, словно судьбы героев книг этих писателей не есть сама народная история 20-го века со всеми ее взлетами и падениями.
и роман «Бруски»
В квартире моей бабушки, на старенькой этажерке, пережившей немало переездов из одного города в другой, стояли книги в невзрачных обложках, довольно потрепанные. Среди них запомнилось странное название — «Бруски». Много позже узнала имя автора — Федор Панферов, который был родом из семьи крестьянина-бедняка. Роман Федора Ивановича Панферова «Бруски» был первым в советской литературе многоплановым произведением о коллективизации, где созданы яркие образы представителей новой деревни и сопротивляющегося мира собственников. В первой и второй книгах романа рассказывается об одной из начальных попыток коллективного ведения хозяйства, о становлении сельской коммуны «Бруски», в третьей книге романа описывается крупный кулацкий мятеж, в четвертой — показана Москва, где идет строительство металлургического и тракторного заводов, на котором трудятся главные герои романа.
К сожалению, по каким-то причинам Максим Горький и поддержавший его Михаил Шолохов подвергли резкой критике роман «Бруски», что в общем-то не способствовало широкой популярности этого произведения, хотя еще в 1939 году по этому произведению и был снят фильм «В поисках радости».
и его произведения: «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину»
В 1965 году третий русский писатель (после Ивана Бунина и Бориса Пастернака), Михаил Шолохов, был удостоен Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон», о судьбе донского казачества в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Популярность этого произведения была и есть просто невероятная: 4 экранизации романа раскрывают его по-новому в каждой постановке. Первая киноверсия романа была создана в 1930 году и была поначалу немой, а озвучены фильм был лишь в 1933 году.
В 1958 году Сергей Герасимов снял трехсерийный фильм-эпопею с одноименным названием, его неоднократно демонстрировали по телевизору, и каждый раз сердца моей бабушки и ее подруг, собиравшихся у нее дома у экрана тогда еще черно-белого телевизора для совместного просмотра, просто замирали. А потом разгорались дебаты и споры о главных героях: Гришке Мелехове, Аксинье Астаховой, Дарье и Наталье Мелеховых. Их образы невероятно реалистичными и запоминающимися создали великолепные актеры и актрисы: Петр Глебов, Зинаида Кириенко, Элина Быстрицкая, Людмила Хитяева, Борис Новиков и другие.
В 1992 году Сергей Бондарчук снял свою версию «Тихого Дона», но зрители увидели картину лишь в 2006 году. У этой киноверсии оказалась сложная и трудная судьба, не менее сложная, чем у литературного произведения. Создавалась она совместно с кинематографистами Италии и Великобритании, и Сергей Бондарчук не увидел окончательную версию картины. Его сын Федор Бондарчук сумел закончить монтаж картины, урегулировать все финансовые, технические и юридические вопросы. И ее стоит посмотреть.
В 2015 году Сергей Урсуляк снял свою версию «Тихого Дона», и она по-своему хороша. Невероятно популярными были и романы Шолохова «Поднятая целина» (о коллективизации на селе, один из персонажей которого — дед Щукарь — особенно полюбился читателям), «Они сражались за Родину», рассказ «Судьба человека». Они также были экранизированы и до сих пор смотрятся с интересом.
и романы «Строговы», «Соль земли», «Сибирь»
В 40-е годы 20-го века сибиряк Георгий Марков написал роман «Строговы», своего рода сибирский «Тихий Дон», о событиях, происходивших в родном крае в период от русско-японской до Гражданской войны, о зарождении революционного и партизанского движения, показав, как отразились эти события на всех членах семьи Строговых, родоначальником которой был бывший батрак Захар Строгов. Роман имел успех, и уже в 50-х годах 20-го века Георгий Марков написал роман-продолжение «Соль земли», в котором показал судьбу детей и внуков сына Захара — Матвея Строгова, занятых преобразованием Сибири в послевоенные годы.
Уже в 70-е годы Марков напишет историко-революционный роман «Сибирь», о событиях 1916-1917 годов, о судьбе революционеров-большевиков, бежавших из сибирской ссылки.
В 1976–1978 годах по этим произведениям будут сняты многосерийные фильмы, очень полюбившиеся зрителям.
и его романы «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов»
«Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову».
И. Шаферан, из песни к к/ф «Тени исчезают в полдень»
Эти слова из песни к многосерийному кинофильму «Тени исчезают в полдень», снятому по одноименному роману Анатолия Иванова, знала вся страна, от мала до велика. Наверное, не было в 70-х годах более популярной песни из кинофильма, чем эта. Анатолию Иванову удалось написать роман, в котором история небольшой сибирской деревни Зеленый Дол стала отражением истории всей России, начиная с последних лет Российской империи, годы революции, Гражданской войны, коллективизации, Великой отечественной войны, годы восстановления разрушенного хозяйства.
«Мы поклонимся России,
Краю дедов и отцов.
Скажем трепетно — спасибо
За священный вечный зов!
С вечной верой в человека
Он живет у нас в крови.
Вечный зов добра и света,
Вечный зов родной земли,
Вечный зов моей земли».
В. Фирсов, из песни к к/ф «Вечный зов»
Писателю удалось невероятное — написать еще один роман-эпопею «Вечный зов», который по популярности, пожалуй, превзошел «Тени исчезают в полдень». И снова великолепная экранизация этого произведения покорила сердца зрителей.
Сам Анатолий Иванов так охарактеризовала роман «Вечный зов»: «Это книга о переустройстве нашего общества, о трудной борьбе народа за социальную справедливость, за человеческое счастье и достоинство. Главная мысль романа в том, что всякая истина, и обыкновенная, житейская, а особенно социальная, достается людям непросто».
И в этом и есть секрет невероятной популярности этих произведений.
и его трилогия «Судьба», «Имя твое», «Отречение»
Если вы спросите людей старшего поколения: кто такой Захар Дерюгин? Вам тут же назовут эти три произведения: «Судьба», «Имя твое», «Отречение».
Первый роман трилогии известного советского писателя Петра Проскурина «Судьба» — широкое эпическое полотно народной жизни. Действие романа начинается в 1929 году и заканчивается в 1944 году. В романе описываются и события войны: отступление, эвакуация, взрыв завода, работа подполья, партизанские действия. Герои романа — люди самых разных профессий, разных, порой драматических, судеб. В центре повествования — председатель колхоза Захар Дерюгин.
В романе «Имя твое» описывается послевоенное время и время 70-х годов 20-го века, время восстановления разрушенного войной хозяйства, время развития науки и полетов в космос.
Фильмы «Любовь земная» и «Судьба», снятые в 1974-1977 годах по роману «Судьба», очень нравились зрителям.
и его тетралогия «Пряслины»
В 1958 году Федор Абрамов написал роман «Братья и сестры», который стал первым в цикле из 4-х произведений под названием «Пряслины». Вплоть до 1978 года писатель создавал следующие романы цикла: «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом».
Тетралогия «Пряслины» — своего рода хроника, отражающая историческую реальность, социальные отношения. Время действия — от начала Великой отечественной войны до 70-х годов 20-го века. В цикле «Пряслины» показана вся тяжесть жизни в деревне в годы войны, в период восстановления разрушенного войной хозяйства и становления колхозов.
Интересный факт: вся тетралогия в 1984 году была переведена на китайский язык и издана в Шанхае. А уж китайцы чем попало не интересуются!
О том, насколько интересны произведения Федора Абрамова и стоит их читать в 21-м веке или нет, говорит тот факт, что впервые произведения писателя были экранизированы в 2014 году. Фильм состоит из 26-ти серий, называется «Две зимы и три лета», а главные роли сыграли Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Наталья Вдовина, Глеб Пускепалис, Полина Кутепова и другие.
и «Открытая книга»
В 1948–1956 годах Вениамин Каверин написал трилогию «Открытая книга», в которой рассказывается о судьбе молодой ученой Татьяны Власенковой, работающей в области микробиологии. Писатель прослеживает путь героини от ранней юности до открытия пенициллина (выведенного в романе под названием «крустозин»), который оказал глубокое влияние на развитие медицины.
Книга полюбилась читателям 20-го века и будет не менее интересна и читателям века 21-го, поскольку тема микробиологии в наше время стала еще важнее, а вопросы этики в науке и авторства научных открытий были и будут всегда актуальны.
Роман «Открытая книга» оказался настолько увлекателен, что (небывалый случай!) его дважды экранизировали в течение 4-х лет: первая киноверсия вышла в 1973 году и состояла из 2-х серий, а вторая уже была 9-ти серийной и вышла на экраны в 1977 году.
и его «Деревенский детектив», «И это всё о нём»
Кто в 70-е годы прошлого века не знал деревенского участкового Анискина?! Это был полюбившийся многим главный герой повести «Деревенский детектив», в котором главным героем был сельский участковый Анискин, чей образ на киноэкране в кинотрилогии, состоящей из многосерийных фильмов «Деревенский детектив», «Анискин и фантомас», «И снова Анискин», блистательно создал великолепный артист Михаил Жаров. По своему жанру это был комедийный детектив, очень добрый и трогательный.
А вот роман «И это всё о нём» — серьезное произведение, затрагивающее многие вопросы чести и человеческой морали.
В сибирском поселке лесозаготовителей при невыясненных обстоятельствах погибает главный герой, комсомолец Евгений Столетов. Смерть предположительно могла наступить в результате неудачного прыжка с железнодорожной платформы, на которой ехал Столетов. Также не исключается, что он был кем-то сброшен. Но кем? Кому была выгодна гибель молодого, неординарного человека? Что скрывают или о чем умалчивает те, кто с ним общался, работал, кого он любил? Роман экранизировали, роль Евгения Столетова сыграл Игорь Костолевский, а следователя уголовного розыска, пытающегося докопаться до истины, сыграл Евгений Леонов.
Мы всё больше отдаляемся от века 20-го, уходят из жизни или уже ушли те, кто были живыми свидетелями событий, которых никогда не вычеркнуть из истории. Наверное, можно найти во всех этих произведениях и неточности, и излишнюю приукрашенность событий послевоенного периода, что-то может показаться наивным и примитивным, но о том, что все эти и еще многие, не упомянутые здесь произведения, отражают многострадальную историю исчезнувшей страны под названием СССР, говорит любовь и интерес читателей и зрителей к этим книгам и фильмам. Эти произведения издавались в свое время огромными тиражами, от 100 000 экземпляров и выше, и всё равно купить их было очень трудно, в библиотеках за ними стояли очереди. Многие ли современные произведения могут похвастаться такими тиражами? В лучшем случае — 3000–5000 экземпляров. Да, есть еще электронные сервисы книг, но никогда бумажным книгам 21-го века не превзойти тиражи века 20-го…
Текст: колумнист LiveLib Виктория Лебедева
Книги из этой статьи
Авторы из этой статьи
Читайте также
Комментарии 73
Показать все

Первый раз читала Тихий Дон в школе, еще в советские времена. Книги очень впечатлили, это были одни из моих любимых произведений. В прошлом году решила перечитать и была шокирована. Это же чистой воды антисоветчина. Теперь мучаюсь и пытаюсь понять какие чувства вызывало это произведение в те годы. Меня поразило, как одна и та же книга может совершенно по-разному восприниматься в зависимости от окружающей действительности.
Но в любом случае и в любые времена я отдаю должное автору, написавшему такую мощную вещь.


IrenaOrlova, Хотя в ней тоже не все так однозначно. Но написано так мощно, что даже сейчас читаешь не отрываясь.

Перфилова Екатерина, Живые герои. А эту женщину критик назвал степной Кармен.

а на Вечный зов очередь была в библиотеке .
Несмотря на огромные тиражи, был дефицит книг и дома мог быть только Шолохов, его много раз издавали.
где Пришвин, Паустовский, Грин? Алексей Толстой?

IrenaOrlova, Молодая гвардия, Как закалялась сталь, потом и авторы Айтматов, Паустовский, Пастернак, Булгаков, Пришвин -- всё это стояло дома и любилось бабушкой. А Солженицын, Грин, А.Толстой, даже А.Рыбаков (не знаю, чем не угодил) и прочее, уже не то, стояло не на элитной полке, подальше от глаз и откровенно не любилось.

annapavlova02022002, Солженицына не любили стойкие коммунисты, ТК он показал изнанку сталинизма. Этих авторов можно было купить, но Дети Арбата были в дефиците.

annapavlova02022002, Как интересно, а почему Грина не любили? и А.Толстого?

Sergej328, Неинтересно мне отчитываться дядьке, что живет прошлым!
Но уж не надо врать, что было все! В Москве- не было, а в Саратове было! Разве что ваши местные авторы! Подписку разыгрывали на журналы!

Великие потрясения ломают живую ткань общества, высвобождая колоссальное количество духовной энергии. Можно до бесконечности спорить, кто из авторов той эпохи заслуживает внимания читателя. Я думаю, никто не возразит, что это была ВЕЛИКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Зеркало трагического созидания... И видения будущего. Я предлагаю добавить в почетный список роман "Мы" Евгения Замятина.

Почти все упомянутые авторы и экранизации их произведений известны и популярны и сейчас. Все это шедевры. Незнаком, наверное ,современному читателю лишь Ф. Панферов и его эпопея "Бруски", хотя в свое время роман был очень популярен, да и наград и премий собрал немеряно.

Шершнев Владимир, Что, как известно, вовсе не является показателем литературного качества книги...

Shakhovskaya Larisa, Да, конечно, согласен не в наградах дело, в популярности конечно и известности, ведь статья как раз об этом, именно о том, что читали наши бабушки и дедушки. В свое время упомянутый роман В. Панферова был очень известен, сейчас почти забыт.


Абдюшева Гульнара, Дело не в тиражах, а в том, кого издают.
В СССР без конца издавали русских и советских классиков, а люди хотели читать современных авторов, зарубежных и детективы!
Сейчас зарубежных авторов издают намного больше, чем тогда и часто весьма посредственных. Но есть выбор для читателя.

Солженицына не любили стойкие коммунисты, ТК он показал изнанку сталинизма. Этих авторов можно было купить, но Дети Арбата были в дефиците. Солженицина можно было прочитать только в журнальном варианте в " Новом мире" опубликованном в одном из номеров в начале 60-х годов Александр Солженицын - Один день Ивана Денисовича В начале 70-х я читала перепечатанные на пишущей машинке " Раковый корпус" и " Архипелаг ГУЛАГ" за несколько вечеров прочитала, а точнее проглотила, было и страшновато, ведь на чай могли пригласить серьезные дяди. Это уже позже в конце 80-х появились эти книги в относительно свободном доступе. Все зависит от того в какую эпоху мы живем. При любой эпохе были свои косяки в политике , сегодня их так же не меньше , чем в прошлом и литература очень четко подхватывает те идеи, которые диктует политика государства и мне кажется не стоит катить бочки на комуняк, как сейчас принято их называть. Многие из них верили в то, что они пытались созидать. У меня иногда складывается мнение, что если бы те, сегодняшние рьяные обвинители комуняк так же бы рьяно выступали бы в прошлом на комсомольских и партийных посиделках обвинителями врагов народа. Так что давайте читать те книги, которые нам по душе и не стоит обвинять прошлое, этим мы обвиняем своих бабушек и дедушек и так далее в глубину своей родословной , без них не было бы и нас.

vollxa55, Не знаю, кто как, а мне и голову не приходить обвинять в чем-то своих родных. Они ничем себя не запятнали и как рядовые коммунисты ничего не решали, хотя и голосовали иногда против своих убеждений на партсобраниях. Об этом кстати прочитала у Полякова в романе " Грибной царь". Он описывал как потомки видных большевиков все хором говорили, что вот их-то дед не участвовал в расстрелах и репрессиях.
Если у кого был блат, то в этом виновата система. У меня на работе было два случая, когда девушки вообще не понимали как же я не имею знакомых в торговле! А другая хвасталась, что мясо у них с более, те не понимала, что оно- краденое.
А насчет выступлений, так сейчас для культуры отмены и, мягко говоря, жалоб есть соцсети и все цветет еще пышнее, чем тогда.
А насчет идей, были те, кто не писал по канонам соцреализма и бедствовал и те, кому приходилось немного кривить душой и те, кто сильно от этого страдал. Иначе почему Фалеев и Маяковский застрелились? Про второго знаю есть много теорий.

IrenaOrlova, Все не однозначно в этом мире: как говорила Мария Антуанетта если нет хлеба пусть кушают пирожные, ее ответ на голод в Париже. Очень много бросают камней в советскую литературу. Я в течении нескольких десятилетий брала книги в своей библиотеке - это одна из самых больших библиотек нашего города, а в городе проживает более 500 тыс. населения, так вот на библиотечной полке стояли книги советского классика Леонида Леонова и в течении того времени пока я ходила в эту библиотеку никто не читал Леонид Леонов - Русский лес . Библиотекари мне говорили , что этой книгой никто не интересовался, та же история была и с С. Н. Сергеев-Ценский - Севастопольская страда. В трех книгах. Книга 1 никто ее не читал. Благодаря одному из мероприятий в группе на ЛЛ я прочитала " Русский лес" Это же гимн русскому и не только русскому лесу. Какая актуальная на сегодня эта книга. Рекомендую прочитать. Да, в ней много плакатных , как сейчас, скажут коммунистических лозунгов, которые читателю 21 века сильно давят на слух, но такова была эпоха. Книгу можно воспринимать : как забота об окружающей среде или гимн советскому строительству и патриотизму как это понимали в то время. Я не ярая коммунистка и никогда ею не была . Без воспевания социализма тогда бы просто не печатали бы книги авторов. Сегодня если в романе отсутствуют постельные сцены в деталях или не традиционная любовь или еще какая нибудь перчинка в книге то это будет выглядеть как суп без соли и книги автора будут туго издавать. В каждом времени свои кумиры и песни. Я не ханжа. Блат в те времена был очень махровый во всех сферах , особенно в союзных республиках он процветал по разному - в зависимости от сферы деятельности. В свободной продаже эти популярные книги за которыми выстраивались очереди у подписных отделов книжных магазинов у нас было практически невозможно купить.и. В 70-е годы я из Средней Азии при каждой своей поездки по несколько посылок с книгами отправляла домой и везла чемоданами, в азиатских республиках было целое море так называемых дефицитных книг русскоязычных книг. В этих республиках можно было одновременно работать на трех-четырех работах, но 50% зарплаты отдавать начальнику и часто даже не присутствовать на рабочем месте.

vollxa55, Мария, как пишут теперь, этого не говорила. Нет, я в те времена начиталась сов.авторов и желания нет. Вот книга Белова попалась Гудят провода и незнакомые повести Стругацких - прочту.
Я об этом тоже выше писала - писателям приходилось. Недавно читала Паустовского и у него явно чужеродные вставки в повести про социализм. Без этого писатель был обречен на нищету. Только степень покривления души была разной. Особо плакатные авторы вообще забыты, такие как Бабаевский. Или попадались детские книги 50х - там без упоминания Сталина никуда.
У нас-то авторов неупрминаюших гендерные вопросы как раз и будут издавать. Постельные сцены и сов.писатели включали называлось " оживляж". Помню как смело Бондарев в романе " Берег" описал посещение Руссо туристами сомнительного клуба в Берлине!

IrenaOrlova, Это мероприятие появилось буквально не так давно У нас-то авторов неупрминаюших гендерные вопросы как раз и будут издавать. посмотрим какие вопросы будут затрагивать в своем творчестве современные авторы. Акунина запретили и некоторых других. Ах, цензура +политика = хотели как лучше, а получилось как всегда...

vollxa55, Популярность книги у читателей зависит не только от темы, содержания, но и от языка, которым она написана. Неудивительно, что "Русский лес" в библиотеках стоял без спроса. "Сарафанное радио" этот роман, так сказать, не рекламировало. Книга поднимает безусловно важную тему, но читать её тягомотно (кстати, и фильм не пользуется большой любовью у зрителей, хотя играли в нём известные артисты - Николай Гриценко, Руфина Нифонтова и др. Так что даже экранизация не прибавила популярности этому роману, удостоенному Ленинской премии за важность темы). Читаешь эту книгу - как будто мешок с картошкой ворочаешь. А вот "Вечный зов", например, читается на одном дыхании, хотя по объёму больше. Друзьям/родственникам "Вечный зов" я хвалила, давала почитать, люди читали и потом благодарили, а вот "Русский лес" к прочтению взахлёб рекомендовать не буду.

Naliana, О предпочтениях не спорят, каждый читает то, что ему больше нравится. кто в восторге от " Вечного зова", кто от " Русского леса" , кто от " Тропика рака" и так далее. Я читала все выше перечисленные советские романы за исключением " Бруски", просто " Русский лес" прочитала в прошлом месяце и он произвел на меня большое впечатление. Благодаря оппонентам главного героя романа сегодня сибирские леса как молодой человек с роскошной шевелюрой на голове резко превращается в старого с залысинами и редкими волосами человека то есть тайгу хищно и беспощадно вырубают. Фильмы по известным книгам никогда не смотрю.
"Вечный зов", "Тихий Дон", "В бой идут одни старики", "Судьба человека", "Тени исчезают в полдень" -- книги эти были дома, но я до сих пор помню, как моя бабушка, своевременно переделав все тяжелые домашние дела, замирала перед телевизором и смотрела транслируемые по программе экранизации с таким задумчивым лицом, иногда плакала и не делилась со мной, ведь маленькому ребенку не понять всего масштаба событий и соответствующих эмоций... Спасибо большое, стоит перечитать советскую литературу.
IrenaOrlova, А вот и нет -- огромная библиотека Большой Советской Энциклопедии загромождала сервант, там же стояли и Тихий Дон, и Вечный Зов, и Шолохов (я еще думала, что... сначала фильм снимают, потом по нему книгу пишут))) потому что Рэмбо тоже был) Вообще, я полагаю сейчас, бабуля -- настоящий библиофил, потому что всё сериями стояло. От Константинэ Гамстахурдия до Маяковского, серии Лирика 30-х, 40-х и т.д., ой всего невозможно перечислить, от научной до художественной, шкафов таких 5, плюс 6 навесных советских полок. А завалы журналов это отдельный разговор.
annapavlova02022002, Извините, не могу повосхищаться, ТК у нее был блат или по должности имела доступ к книгам. Когда моя мама доросла до зама по кадрам, ей предложили две подписки. Рядовой читатель в 80е по кр.мере ничего не мог купить, поэтому и начали печатать книгу за макулатурные талоны.
IrenaOrlova, Не нужно так. Это неприлично про блат тем более незнакомому человеку на литплатформе. Моя бабуля -- рядовой сотрудник больницы была, потом бухгалтер на автостанции.
Насчет изнанки сталинизма и оголтелого коммунизма в мозгу тоже не верно, поскольку бабушка потомственная казачка и даже как-то выразилась, что лучше бы революции не было) но это была её шутка, сказанная в сердцах, я полагаю, потрму что она была истинной патриоткой СССР, живя не в России.
annapavlova02022002, А что такого странного? Блат - родовой признак социализма. Ничего неприличного. Мне тетя дала пару раз талон в свое ателье пошива при министерстве давала. Блатом разного типа гордились!
Сейчас на Авито некоторые распродают собрания сочинений советских времен.= Видимо от умершей родни. Рядовой гражданин ходил в магазин и в лотерею мог выиграть собрание , пару собраний мне уже недопечатали в 90е. А тот, у кого шкафы ломились от собраний - явно имел блат. Не про вашу бабушку говорю.
Возможно в 60е, если ее книги из тех времен, еще было по-другому.
annapavlova02022002, А может и не в сердцах, смотря насколько задиточны они были. Мои дедушки были из чуждых классов и бежали из родных мест, но смогли в начальство выбиться на заводе Москвич. Зная историю сейчас, я бы их спросила о многом.
IrenaOrlova, Извините, я не могу промолчать) Мне тоже удивительно видеть комментарии о том, как трудно было достать книги и найти у кого-то дома "Тихий Дон" и иже с ними. У моей бабушки с дедушкой была огромная библиотека, они были обычные люди без всяких блатов. Дедушка - шахтер на Донбассе, бабушка - школьный учитель. У них целые собрания сочинений классиков, пол-шкафа серии ЖЗЛ, тома разных советских энциклопедий и научно-развлекательных книг - типа "Мир животных", "Мир растений" и т.д.
Вот кстати такие же споры часто вижу и о бесплатном жилье в СССР. Эти же бабушка с дедушкой получили бесплатно 3-хк. квартиру в Крыму, когда переехали туда с Донбасса, в 70-х. Кто-то, слыша это, в интернете удивляется, мол, у них такой халявы сроду не было, а меня удивляет, что не было, т.к. в моем мире это было - ну весь поселок так квартиры получил в новых домах (так как устроились там на работу).
IrenaOrlova, Ещё было такое явление, которое обозначалось словом "выбросили"))) Вспомните, как говорили: "В овощном выбросили бананы!" (к примеру). И если случайно оказаться в нужном месте в нужное время, то можно было урвать дефицитный товар. Так же было и с книгами. Моя подруга жила рядом с книжным и частенько ухватывала интересные книжки. Правда, как правило, к ним в нагрузку заставляли покупать какую-то завалявшуюся на полках ерунду)))
annapavlova02022002, " В бой идут одни старики" Такой книги нет и никогда не было. Только фильм.