Опубликовано: 30 декабря 2023 г., 07:00 Обновлено: 30 декабря 2023 г., 15:01
128K
Советские бестселлеры: что читали наши бабушки и дедушки в XX столетии

Празднуя наступление нового, 1900-го года, мало кто догадывался, что век кисейных барышень и французских романов навсегда остается в прошлом, и наступает век 20-й, жесткий и стремительный, век кровавый, огневой, век строительства нового мира, необыкновенных научных открытий, век новой литературы и новых героев.
На долю тех, кто уцелеет в безумной круговерти 20-го столетия и в последствии станет нашими бабушками и дедушками, выпало огромное количество потрясений: несколько кровавых и разрушительных войн, революций, невероятные по своему размаху и напряжению человеческих сил коллективизация и индустриализация, масштабное строительство и восстановление разрушенного хозяйства и промышленности страны и долгие годы репрессий, оставивших свой след почти в каждой семье.
Пережитое просилось на бумагу. Многие из тех, кто прошел через все эти испытания или принимал непосредственное участие в некоторых из них, стали писателями, создали новую литературу и новых героев, в которых читатели узнавали черты своих односельчан, однополчан, тех, с кем делили трудности и невзгоды. И тогда на свет появлялись не просто романы, а романы-эпопеи, ибо только этот жанр мог отразить то, что выпало на долю им, ровесникам века, еще помнившим дедовские обычаи и устои, знавшим всю тяжесть крестьянского труда и цену хлеба.
Много позже кто-то додумается называть этих писателей представителями «деревенской прозы», писателями-«почвенниками», писателями-«деревенщиками» и так далее. Мне же чудится в этих характеристиках что-то снисходительно-пренебрежительное, словно судьбы героев книг этих писателей не есть сама народная история 20-го века со всеми ее взлетами и падениями.
и роман «Бруски»
В квартире моей бабушки, на старенькой этажерке, пережившей немало переездов из одного города в другой, стояли книги в невзрачных обложках, довольно потрепанные. Среди них запомнилось странное название — «Бруски». Много позже узнала имя автора — Федор Панферов, который был родом из семьи крестьянина-бедняка. Роман Федора Ивановича Панферова «Бруски» был первым в советской литературе многоплановым произведением о коллективизации, где созданы яркие образы представителей новой деревни и сопротивляющегося мира собственников. В первой и второй книгах романа рассказывается об одной из начальных попыток коллективного ведения хозяйства, о становлении сельской коммуны «Бруски», в третьей книге романа описывается крупный кулацкий мятеж, в четвертой — показана Москва, где идет строительство металлургического и тракторного заводов, на котором трудятся главные герои романа.
К сожалению, по каким-то причинам Максим Горький и поддержавший его Михаил Шолохов подвергли резкой критике роман «Бруски», что в общем-то не способствовало широкой популярности этого произведения, хотя еще в 1939 году по этому произведению и был снят фильм «В поисках радости».
и его произведения: «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека», «Они сражались за Родину»
В 1965 году третий русский писатель (после Ивана Бунина и Бориса Пастернака), Михаил Шолохов, был удостоен Нобелевской премии по литературе за роман-эпопею «Тихий Дон», о судьбе донского казачества в годы Первой мировой войны, революции и Гражданской войны. Популярность этого произведения была и есть просто невероятная: 4 экранизации романа раскрывают его по-новому в каждой постановке. Первая киноверсия романа была создана в 1930 году и была поначалу немой, а озвучены фильм был лишь в 1933 году.
В 1958 году Сергей Герасимов снял трехсерийный фильм-эпопею с одноименным названием, его неоднократно демонстрировали по телевизору, и каждый раз сердца моей бабушки и ее подруг, собиравшихся у нее дома у экрана тогда еще черно-белого телевизора для совместного просмотра, просто замирали. А потом разгорались дебаты и споры о главных героях: Гришке Мелехове, Аксинье Астаховой, Дарье и Наталье Мелеховых. Их образы невероятно реалистичными и запоминающимися создали великолепные актеры и актрисы: Петр Глебов, Зинаида Кириенко, Элина Быстрицкая, Людмила Хитяева, Борис Новиков и другие.
В 1992 году Сергей Бондарчук снял свою версию «Тихого Дона», но зрители увидели картину лишь в 2006 году. У этой киноверсии оказалась сложная и трудная судьба, не менее сложная, чем у литературного произведения. Создавалась она совместно с кинематографистами Италии и Великобритании, и Сергей Бондарчук не увидел окончательную версию картины. Его сын Федор Бондарчук сумел закончить монтаж картины, урегулировать все финансовые, технические и юридические вопросы. И ее стоит посмотреть.
В 2015 году Сергей Урсуляк снял свою версию «Тихого Дона», и она по-своему хороша. Невероятно популярными были и романы Шолохова «Поднятая целина» (о коллективизации на селе, один из персонажей которого — дед Щукарь — особенно полюбился читателям), «Они сражались за Родину», рассказ «Судьба человека». Они также были экранизированы и до сих пор смотрятся с интересом.
и романы «Строговы», «Соль земли», «Сибирь»
В 40-е годы 20-го века сибиряк Георгий Марков написал роман «Строговы», своего рода сибирский «Тихий Дон», о событиях, происходивших в родном крае в период от русско-японской до Гражданской войны, о зарождении революционного и партизанского движения, показав, как отразились эти события на всех членах семьи Строговых, родоначальником которой был бывший батрак Захар Строгов. Роман имел успех, и уже в 50-х годах 20-го века Георгий Марков написал роман-продолжение «Соль земли», в котором показал судьбу детей и внуков сына Захара — Матвея Строгова, занятых преобразованием Сибири в послевоенные годы.
Уже в 70-е годы Марков напишет историко-революционный роман «Сибирь», о событиях 1916-1917 годов, о судьбе революционеров-большевиков, бежавших из сибирской ссылки.
В 1976–1978 годах по этим произведениям будут сняты многосерийные фильмы, очень полюбившиеся зрителям.
и его романы «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов»
«Гляжу в озера синие,
В полях ромашки рву,
Зову тебя Россиею,
Единственной зову».
И. Шаферан, из песни к к/ф «Тени исчезают в полдень»
Эти слова из песни к многосерийному кинофильму «Тени исчезают в полдень», снятому по одноименному роману Анатолия Иванова, знала вся страна, от мала до велика. Наверное, не было в 70-х годах более популярной песни из кинофильма, чем эта. Анатолию Иванову удалось написать роман, в котором история небольшой сибирской деревни Зеленый Дол стала отражением истории всей России, начиная с последних лет Российской империи, годы революции, Гражданской войны, коллективизации, Великой отечественной войны, годы восстановления разрушенного хозяйства.
«Мы поклонимся России,
Краю дедов и отцов.
Скажем трепетно — спасибо
За священный вечный зов!
С вечной верой в человека
Он живет у нас в крови.
Вечный зов добра и света,
Вечный зов родной земли,
Вечный зов моей земли».
В. Фирсов, из песни к к/ф «Вечный зов»
Писателю удалось невероятное — написать еще один роман-эпопею «Вечный зов», который по популярности, пожалуй, превзошел «Тени исчезают в полдень». И снова великолепная экранизация этого произведения покорила сердца зрителей.
Сам Анатолий Иванов так охарактеризовала роман «Вечный зов»: «Это книга о переустройстве нашего общества, о трудной борьбе народа за социальную справедливость, за человеческое счастье и достоинство. Главная мысль романа в том, что всякая истина, и обыкновенная, житейская, а особенно социальная, достается людям непросто».
И в этом и есть секрет невероятной популярности этих произведений.
и его трилогия «Судьба», «Имя твое», «Отречение»
Если вы спросите людей старшего поколения: кто такой Захар Дерюгин? Вам тут же назовут эти три произведения: «Судьба», «Имя твое», «Отречение».
Первый роман трилогии известного советского писателя Петра Проскурина «Судьба» — широкое эпическое полотно народной жизни. Действие романа начинается в 1929 году и заканчивается в 1944 году. В романе описываются и события войны: отступление, эвакуация, взрыв завода, работа подполья, партизанские действия. Герои романа — люди самых разных профессий, разных, порой драматических, судеб. В центре повествования — председатель колхоза Захар Дерюгин.
В романе «Имя твое» описывается послевоенное время и время 70-х годов 20-го века, время восстановления разрушенного войной хозяйства, время развития науки и полетов в космос.
Фильмы «Любовь земная» и «Судьба», снятые в 1974-1977 годах по роману «Судьба», очень нравились зрителям.
и его тетралогия «Пряслины»
В 1958 году Федор Абрамов написал роман «Братья и сестры», который стал первым в цикле из 4-х произведений под названием «Пряслины». Вплоть до 1978 года писатель создавал следующие романы цикла: «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом».
Тетралогия «Пряслины» — своего рода хроника, отражающая историческую реальность, социальные отношения. Время действия — от начала Великой отечественной войны до 70-х годов 20-го века. В цикле «Пряслины» показана вся тяжесть жизни в деревне в годы войны, в период восстановления разрушенного войной хозяйства и становления колхозов.
Интересный факт: вся тетралогия в 1984 году была переведена на китайский язык и издана в Шанхае. А уж китайцы чем попало не интересуются!
О том, насколько интересны произведения Федора Абрамова и стоит их читать в 21-м веке или нет, говорит тот факт, что впервые произведения писателя были экранизированы в 2014 году. Фильм состоит из 26-ти серий, называется «Две зимы и три лета», а главные роли сыграли Сергей Маковецкий, Александр Балуев, Наталья Вдовина, Глеб Пускепалис, Полина Кутепова и другие.
и «Открытая книга»
В 1948–1956 годах Вениамин Каверин написал трилогию «Открытая книга», в которой рассказывается о судьбе молодой ученой Татьяны Власенковой, работающей в области микробиологии. Писатель прослеживает путь героини от ранней юности до открытия пенициллина (выведенного в романе под названием «крустозин»), который оказал глубокое влияние на развитие медицины.
Книга полюбилась читателям 20-го века и будет не менее интересна и читателям века 21-го, поскольку тема микробиологии в наше время стала еще важнее, а вопросы этики в науке и авторства научных открытий были и будут всегда актуальны.
Роман «Открытая книга» оказался настолько увлекателен, что (небывалый случай!) его дважды экранизировали в течение 4-х лет: первая киноверсия вышла в 1973 году и состояла из 2-х серий, а вторая уже была 9-ти серийной и вышла на экраны в 1977 году.
и его «Деревенский детектив», «И это всё о нём»
Кто в 70-е годы прошлого века не знал деревенского участкового Анискина?! Это был полюбившийся многим главный герой повести «Деревенский детектив», в котором главным героем был сельский участковый Анискин, чей образ на киноэкране в кинотрилогии, состоящей из многосерийных фильмов «Деревенский детектив», «Анискин и фантомас», «И снова Анискин», блистательно создал великолепный артист Михаил Жаров. По своему жанру это был комедийный детектив, очень добрый и трогательный.
А вот роман «И это всё о нём» — серьезное произведение, затрагивающее многие вопросы чести и человеческой морали.
В сибирском поселке лесозаготовителей при невыясненных обстоятельствах погибает главный герой, комсомолец Евгений Столетов. Смерть предположительно могла наступить в результате неудачного прыжка с железнодорожной платформы, на которой ехал Столетов. Также не исключается, что он был кем-то сброшен. Но кем? Кому была выгодна гибель молодого, неординарного человека? Что скрывают или о чем умалчивает те, кто с ним общался, работал, кого он любил? Роман экранизировали, роль Евгения Столетова сыграл Игорь Костолевский, а следователя уголовного розыска, пытающегося докопаться до истины, сыграл Евгений Леонов.
Мы всё больше отдаляемся от века 20-го, уходят из жизни или уже ушли те, кто были живыми свидетелями событий, которых никогда не вычеркнуть из истории. Наверное, можно найти во всех этих произведениях и неточности, и излишнюю приукрашенность событий послевоенного периода, что-то может показаться наивным и примитивным, но о том, что все эти и еще многие, не упомянутые здесь произведения, отражают многострадальную историю исчезнувшей страны под названием СССР, говорит любовь и интерес читателей и зрителей к этим книгам и фильмам. Эти произведения издавались в свое время огромными тиражами, от 100 000 экземпляров и выше, и всё равно купить их было очень трудно, в библиотеках за ними стояли очереди. Многие ли современные произведения могут похвастаться такими тиражами? В лучшем случае — 3000–5000 экземпляров. Да, есть еще электронные сервисы книг, но никогда бумажным книгам 21-го века не превзойти тиражи века 20-го…
Текст: колумнист LiveLib Виктория Лебедева
Книги из этой статьи
Авторы из этой статьи
Читайте также
Комментарии 73
Только корневые

Первый раз читала Тихий Дон в школе, еще в советские времена. Книги очень впечатлили, это были одни из моих любимых произведений. В прошлом году решила перечитать и была шокирована. Это же чистой воды антисоветчина. Теперь мучаюсь и пытаюсь понять какие чувства вызывало это произведение в те годы. Меня поразило, как одна и та же книга может совершенно по-разному восприниматься в зависимости от окружающей действительности.
Но в любом случае и в любые времена я отдаю должное автору, написавшему такую мощную вещь.

а на Вечный зов очередь была в библиотеке .
Несмотря на огромные тиражи, был дефицит книг и дома мог быть только Шолохов, его много раз издавали.
где Пришвин, Паустовский, Грин? Алексей Толстой?

Великие потрясения ломают живую ткань общества, высвобождая колоссальное количество духовной энергии. Можно до бесконечности спорить, кто из авторов той эпохи заслуживает внимания читателя. Я думаю, никто не возразит, что это была ВЕЛИКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Зеркало трагического созидания... И видения будущего. Я предлагаю добавить в почетный список роман "Мы" Евгения Замятина.

Солженицына не любили стойкие коммунисты, ТК он показал изнанку сталинизма. Этих авторов можно было купить, но Дети Арбата были в дефиците. Солженицина можно было прочитать только в журнальном варианте в " Новом мире" опубликованном в одном из номеров в начале 60-х годов Александр Солженицын - Один день Ивана Денисовича В начале 70-х я читала перепечатанные на пишущей машинке " Раковый корпус" и " Архипелаг ГУЛАГ" за несколько вечеров прочитала, а точнее проглотила, было и страшновато, ведь на чай могли пригласить серьезные дяди. Это уже позже в конце 80-х появились эти книги в относительно свободном доступе. Все зависит от того в какую эпоху мы живем. При любой эпохе были свои косяки в политике , сегодня их так же не меньше , чем в прошлом и литература очень четко подхватывает те идеи, которые диктует политика государства и мне кажется не стоит катить бочки на комуняк, как сейчас принято их называть. Многие из них верили в то, что они пытались созидать. У меня иногда складывается мнение, что если бы те, сегодняшние рьяные обвинители комуняк так же бы рьяно выступали бы в прошлом на комсомольских и партийных посиделках обвинителями врагов народа. Так что давайте читать те книги, которые нам по душе и не стоит обвинять прошлое, этим мы обвиняем своих бабушек и дедушек и так далее в глубину своей родословной , без них не было бы и нас.

Прелесть была в том, что книги издавались миллионными тиражами и, о чудо, их читали. Они входили в культурный код, и люди могли обсуждать их друг с другом, цитировать и это было остроумно и интересно. Теперь такие любители книг могут встретится разве что на форумах, потому как большинство населения не читает ничего от слова - совсем.

Давайте объективно. Не хочу, чтобы меня обвинили в антисоветской пропаганде и забанили, поэтому буду говорить очень мягко и не всю правду. Вам сказать, каким я был? Верил абсолютно искренне в Ленина, коммунизм и советскую власть, многое воспринимал на голубом глазу, никогда не врал, блатом не пользовался. С возрастом пелена слоями спадалв с глаз. На сегодня я яростный антикоммунист и антисоветсчик. В СССР в относительно либеральное время сидеть бы мне сейчас в психушке. Свое мировоззрение я не изменил, считаю, что честность не продается.Насчет советской литературы скажу следущее. Гайдара до сих пор люблю за его искренность и чистоту, хоть и воевал за советы.А по большрму счету именно большевики уничтожили честную литературу, кто имел мужество, тот пытался намеками говорить полуправду и то уже в относительно либеральные времена. Талант был у многих, но талант на службе лжи поедает сам себя. Книги про чекистов вообще вызывают рвотный рефлекс, как бы талантливо и увлекатетельно написаны не были, а то, что СССР была самой читающей в мире страной это правда, но от этого лучше не становилось. Главное, смотреть в корень, а народ был зомбирован, как и сейчас он зомбирован в наших странах, что в Украине, что в России, не согласны? Ваше согласие мне не нужно. Жаль только, что потому и топчемся по одному кругу, что вы, что мы, а еще кровь льется, и еще много ее прольется.

моя бабушка читала Ромена Роллана, Драйзера, поэмы Пушкина, любила Мцыри Лермонтова. Шолохов дома у нас был, но как-то не помню чтобы его читали. А мечтали про Дюма, которого можно было достать только за макулатуру. "Вечный зов" и "Тени... " и еще Угрюм-река помню без конца показывали по советскому ТВ - на меня эти фильмы производили всегда какое-то муторно-тягостное впечатление, читать это не хочу даже во взрослом возрасте.

Мне несколько раз попадались рассказы, сборники, романы про жизнь рабочих, строительство завода, и жизнь семей в до и после военное время.
Знаю , что был популярен журнал Мурзилка, Юность.
"Анжелика" была самым популярным циклом, наравне с Дюма.
Исторические книги у читателей были любимыми. Наверное либо советский строй, либо исторический роман.
В 90-х переводили многих. Слишком многих, и цензура ушла. Из всех годов 90-е самые слабые в культуре страны - фильмы, книги, музыка.
"Вечный зов", "Тихий Дон", "В бой идут одни старики", "Судьба человека", "Тени исчезают в полдень" -- книги эти были дома, но я до сих пор помню, как моя бабушка, своевременно переделав все тяжелые домашние дела, замирала перед телевизором и смотрела транслируемые по программе экранизации с таким задумчивым лицом, иногда плакала и не делилась со мной, ведь маленькому ребенку не понять всего масштаба событий и соответствующих эмоций... Спасибо большое, стоит перечитать советскую литературу.