Опубликовано: 25 июля 2024 г., 07:00 Обновлено: 25 июля 2024 г., 07:00

80K

Эпоха и фильмы: лучшие экранизации отечественных детективов, созданные в СССР

118 понравилось 22 комментария 61 добавить в избранное

“Тебе еще не опротивели детективы?
В них всегда одно и тоже: преступление, пьяница-полицейский,
следствие, неудачная любовь
и в конце изобличенный преступник.”

Марк Леви «Не такая как все»

О нет, мне нисколько не опротивели детективы, наоборот! Детективы, перешедшие со страниц книг на киноэкраны, я готова пересматривать не один раз, при условии, что время создания их пришлось на советскую эпоху.

Советский детектив как особый жанр

Кинозрителям 21-го века вероятно почти не знаком жанр советского детектива. А между тем, это совершенно особый жанр, имевший, да и сейчас еще имеющий многочисленную армию поклонников.

Этот жанр родился не сразу, не вдруг. Он рос и развивался вместе со своей страной, отражая в своих произведениях ее историю.

В 1917 году в России отправили на «свалку истории» государственный строй вместе со всеми его государственными институтами, в том числе институтом полицейского сыска, чтобы создать новый мир, в котором будет и новая правоохранительная система — советская милиция. Пройдет несколько лет, и первые шаги советской милиции со всеми ее ошибками и первыми успехами найдут свое отражение в литературе, а потом и на киноэкране. По этим произведениям можно проследить историю страны, и начать, пожалуй, стоит с произведений Павла Нилина (настоящая фамилия писателя Данилин).

Павел Нилин «Жестокость», «Испытательный срок»

В начале 20-х годов будущему писателю довелось поработать в уголовном розыске в Тулуне, под Иркутском, благодаря чему спустя несколько лет на свет появились два очень серьезных и интересных произведения: повести «Жестокость» (о работе уголовного розыска в те годы и о судьбах его молодых и еще неопытных сотрудников, о борьбе с бандой Кости Воронцова, «императора всея тайги», в глухом сибирском городке), и «Испытательный срок» (о двух молодых ребятах, по комсомольской путевке направленных на работу в угрозыск с испытательным сроком, по истечении которого на работу возьмут только одного). И хотя в полной мере назвать эти произведения детективом нельзя, но в этих произведениях есть и преступления, и преступники, и те, кто их обезвреживает, а кроме того, перед читателем разворачивается сложная драма характеров главных героев произведений. Обе повести были экранизированы в 1959 и 1960 годах соответственно и полюбились зрителям.

В фильме «Жестокость» одну из главных ролей сыграл Георгий Юматов, знакомый всем нам по фильму «Офицеры», но считавший именно роль в фильме «Жестокость» своей любимой ролью.
картинка Arlett

В фильме «Испытательный срок» главные роли сыграли совсем еще молодые Олег Табаков и Вячеслав Невинный, чей актерский талант ярко проявился в этом фильме.
картинка Arlett

Гелий Рябов, Алексей Нагорный «Повесть об уголовном розыске»

Это произведение стало основой 10-серийной киноэпопеи «Рожденная революцией», рассказывающей о первых днях и последующей деятельности советских правоохранительных органов от лица главного героя — сотрудника петроградской милиции Николая Кондратьева в период с 1917 по 1970-е годы. Сериал создавался в течение нескольких лет с 1974 по 1977 годы, и каждую новую серию зрители ждали с большим нетерпением, ведь для советского кинематографа было редкостью создание столь длинной киноэпопеи, да и фильм был снят очень добротно и качественно. Гелий Рябов имел высшее юридическое образование, опыт работы следователем, был внештатным консультантом министра внутренних дел. А его соавтор Алексей Нагорный был кадровым офицером, летчиком, участником Великой Отечественной войны.
картинка Arlett

o-o.jpeg Советские бестселлеры: что читали наши бабушки и дедушки в XX столетии
На долю тех, кто уцелеет в безумной круговерти 20-го столетия и в последствии станет нашими бабушками и дедушками, выпало огромное количество потрясений. Пережитое просилось на бумагу. Многие из тех, кто прошел через все эти испытания, стали писателями, создали новую литературу и новых героев... Читать дальше

Александр Козачинский «Зеленый фургон»

История создания произведения не менее захватывающая, чем его сюжет. В 1938 году Александр Козачинский написал, по сути, биографическую повесть «Зеленый фургон» о лихом налетчике по кличке Красавчик (это и был сам Козачинский, инспектор уголовного розыска и по совместительству… главарь налетчиков) и милиционере Володе Патрикееве, прототипом которого послужил гимназический друг Козачинского Евгений Петров (настоящая фамилия Катаев, будущий соавтор «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» и к тому же брат писателя Валентина Катаева ).

Действие происходит в Одессе в начале 20-х годов прошлого века. Невероятный криминальный талант Козачинского позволял ему успешно скрываться от поимки после удачных налетов, слава о которых шла по всей Одессе, пока однажды его не задержал друг детства Евгений Петров, который к тому времени уже два года работал в милиции. Был суд, но Евгений Петров пожертвовал своей карьерой в милиции и добился смягчения приговора для своего товарища.

Друзья «завязали» с милицией и бандитами и спустя 10 лет уже были уважаемыми журналистами и популярными писателями.

Сюжет книги настолько хорош, что первая ее экранизация состоялась в 1959 году, а позднее Владимир Высоцкий очень хотел снять фильм по этой книге, начал писать сценарий, но судьба распорядилась иначе…

В итоге режиссер Александр Павловский снял в 1983 году очень удачный 2-х серийный музыкальный фильм, в котором роли Патрикеева и Красавчика исполнили Дмитрий Харатьян и Александр Соловьев. Кроме них в фильме снимались Александр Демьяненко, Борислав Брондуков, Регимантас Адомайтис и целое созвездие замечательных артистов. Музыку к фильму написал Максим Дунаевский, а песни исполнил Дмитрий Харатьян, после чего он зарекомендовал себя поющим артистом.
картинка Arlett

Фильм получился настолько хорош, что в 2019 году было снято продолжение фильма — телесериал «Зеленый фургон. Совсем другая история». События ретро-детектива происходят там же, в Одессе, только спустя почти 30 лет. Судьба у юного идеалиста Володи Патрикеева оказалась тяжелой. Оказавшийся по доносу в тюрьме в 1939 году, а затем прошедший войну в разведроте от Сталинграда до Берлина, Владимир Патрикеев возвращается в Одессу и берется наводить порядок в родном городе, который захлестнула преступность. В главной роли — Дмитрий Харатьян.
картинка Arlett
Надеюсь, что продолжение получилось не хуже, сама я еще не имела возможности посмотреть этот сериал.

Матвей Ройзман «Дело номер 306»

В 1956 году на экраны вышел очень интересный фильм «Дело номер 306», снятый по одноименной повести Матвея Ройзмана , который сразу же стал лидером кинопроката, а я посмотрела его ну раз, наверное, ….дцать. В нём снимались замечательные советские актеры: Татьяна Пилецкая, Марк Бернес, Валентина Токарская и другие.
картинка Arlett
Заурядное дорожно-транспортное происшествие, в результате которого сбита пожилая женщина, а пытавшийся задержать виновника происшествия милиционер погибает. Фильм держит в напряжении до последнего кадра. Классический детектив, когда только в самом конце становится известно, кто же преступник. И становится это известно только на очной ставке, когда в кабинет следователя на инвалидном кресле въезжает выжившая потерпевшая и смотрит долгим ужасным взглядом на преступника. Это знаменитая сцена получилась вполне в стиле Хичкока. Очень сильно!

Аркадий Адамов и главные герои его книг: сотрудник МУРа Сергей Коршунов и его ученик Виктор Лосев, инспектор уголовного розыска

Многие литературоведы считают, что именно Аркадия Адамова (настоящая фамилия Гибс) можно считать родоначальником советского детективного жанра. Ведь он написал целую серию книг, в которых основным персонажем сначала являлся сотрудник МУРа Сергей Коршунов, а в поздних произведениях — ученик Коршунова Виталий Лосев.

Автор книг вместе с сотрудниками МУРа ходил на операции, участвовал в обысках и засадах, дежурил по ночам в МУРе и выезжал с оперативными группами на место преступления. Короче говоря, он знал дело не по рассказам, пережил, как и его герои, напряженные часы в засаде, когда нельзя ни кашлянуть, ни закурить, ни пошевелиться. Сидел на оперативных совещаниях. Участвовал в обысках, когда точно известно, что крупный преступник скрывается здесь, в этой комнате или в этой квартире, а найти его не удается.

Именно поэтому ему удалось в своих произведениях, таких как «Дело пестрых» , «Петля» , по которым сняты одноименные фильмы, а также «Злым ветром» , «Гастролер», «Квадрат сложности» (по этим трем книгам был снят трехсерийный фильм «Инспектор Лосев»), создать запоминающийся образ работников уголовного розыска инспекторов Лосева, Коршунова, Васильева. А запомнились эти фильмы еще и прекрасным актерским составом: Олег Табаков, Юрий Шлыков, Леонид Филатов, Лариса Удовиченко и многие другие.
картинка Arlett

Аркадий и Георгий Вайнеры «Эра милосердия»

Начиная с конца 60-х годов прошлого века, имена этих двух братьев-писателей становятся известны каждому читателю, а затем и зрителю. Их книги невозможно было купить, взять в библиотеке. Счастливые обладатели книг этих авторов боялись выпускать их из рук, потому что очередь на чтение была бесконечной. И хотя эти книги давали почитать лишь на один день или ночь, книги редко возвращались к своим владельцам достаточно быстро (если вообще возвращались).

o-o.jpeg Дай почитать: истории о знакомых, которые не возвращают книги
Принято говорить: хочешь узнать человека — дай ему в долг. Я могу сказать: хочешь узнать человека — дай ему книгу. Это безошибочный маркер на порядочность. Вернут ли ее в срок или будут держать у себя годами, а если и вернут, то в каком состоянии? К сожалению, такую проверку мало кто проходит. Читать дальше

Почему произведения этих авторов пользовались такой популярностью? Аркадий проработал в милиции более двадцати лет и прошел путь от рядового инспектора до следователя по особо важным делам. Накопленный за годы работы огромный опыт позже был использован в процессе создания романов, поэтому главная особенность их произведений — безупречно выстроенный сюжет и фактическая точность.

В 1976 году братья Вайнеры написали роман «Эра милосердия» о работе московского уголовного розыска сразу после окончания Великой Отечественной войны, о борьбе с неуловимой бандой «Черная кошка», отличавшейся особой жестокостью. А в 1979 году на экраны вышел многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя», снятый по этому произведению. В главных ролях снимались Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Армен Джигарханян и многие другие. Я помню, что творилось тогда в городе: на всех углах и на асфальте дворов мальчишки рисовали черную кошку, учителя в школах хватались за головы, ибо в каждой тетради можно было найти неумело скопированный из фильма силуэт черной кошки. Прошли годы, а я всё еще с интересом пересматриваю этот фильм, цитаты из которого ушли в жизнь. А сейчас на один уровень с этим фильмом я бы поставила фильм Сергея Урсуляка «Ликвидация» — по силе воздействия эти фильмы для меня одинаковы.
картинка Arlett
Кроме этого, братья Вайнеры создали много прекрасных произведений, среди них: «Гонки по вертикали» , «Лекарство против страха» , «Визит к минотавру» , «Я, следователь…» , расследование в которых ведет один и тот же персонаж — следователь Тихонов. Экранизации этих романов тоже получились не менее интересными. В 2016 году режиссеры Сергей Снежкин и Эдуард Оганесян сняли многосерийный фильм «Следователь Тихонов» по мотивам произведений Аркадия и Георгия Вайнеров («Визит к Минотавру», «Лекарство для Несмеяны» , «Гонки по вертикали», «Ощупью в полдень» , «Я, следователь…», «Часы для мистера Келли» , «Город принял» и «Телеграмма с того света» ), роль следователя Тихонова исполнил Михаил Ефремов.
картинка Arlett

Интересно сравнить экранизации 20-го и 21-го века — удалось ли передать дух времени 20-го века или в сериал всё-таки проник дух века 21-го?

Юлиан Семенов «Петровка, 38», «Огарёва, 6» и «Противостояние»

Эти фильмы очень часто демонстрировались по телевидению и получили заслуженную любовь зрителей, как и романы , по которым они были созданы.

При подготовке к созданию этих произведений Юлиан Семенов стажировался в Московском уголовном розыске: выезжал на места преступлений, осматривал трупы, участвовал в операциях по задержанию подозреваемых.

Жорж Сименон высоко оценил произведения Юлиана Семенова, о чём и написал в письме к автору:

«Воспользовался праздниками, чтобы посмаковать Вашу «Петровку, 38». Я нашел живых героев, настоящих полицейских, всамделишных преступников, в общем всё человечество, во всей своей бушующей и поразительной правдивости. Книга эта, надо сказать, пользуется успехом во Франции и удивила многих, кто еще считает русских инопланетянами. Браво, мой дорогой Юлиан.
— Жорж Сименон».

Это ли не свидетельство большого успеха?
картинка Arlett

Николай Леонов и его сыщик Лев Гуров

Еще одно имя автора детективов, которые не сходили с телеэкранов в 70-80-е годы прошлого века. Произведения «Явка с повинной», «Выстрел в спину», «Ловушка» , в которых действует инспектор Лев Гуров, чей образ талантливо воплотил на экране Лев Прыгунов, тоже были очень популярны.

А фильм «Трактир на Пятницкой» по одноименному произведению был в 1978 году лидером проката.
картинка Arlett
Не потому ли эти произведения так полюбились читателю и зрителю, что Николай Леонов сам много лет работал в Московском уголовном розыске, где начинал с оперативной работы? Поэтому его книги так реалистичны. В них сохранен дух того времени.

Еремей Парнов и инспектор Люсин

Каким образом могут быть связаны между собой история сокровищ средневекового ордена крестоносцев и... советская милиция? Для этого стоит заглянуть в «Ларец Марии Медичи» — первую из трех книг детективной трилогии Еремея Парнова об инспекторе Люсине, в которую вошли романы «Ларец Марии Медичи» (1972), «Третий глаз Шивы» (1975), «Александрийская гемма» (1991). К сожалению, был экранизирован лишь первый роман.
картинка Arlett

Посмотрев эти фильмы (или прочитав книги, по которым они созданы), можно сказать, что жанр советского детектива характеризуют следующие признаки.

Во-первых, жанр лишен насилия и сексуальных сцен. Любой советский детектив не нуждается в возрастной маркировке, его можно смело давать читать детям.

Гуманистическая направленность советского детектива проявляется в том, что часто преступнику оставляют шанс на исправление, шанс вернуться в общество. Наверняка так далеко не всегда было в жизни, но ведущий расследование в советском детективе очень бережно относится к судьбе преступника, если есть хотя бы малейший шанс на исправление. Советский детектив имеет ярко выраженный назидательный характер, это отнюдь не развлекательное чтиво.

Во-вторых, в советском детективе нет частного сыщика. В обществе отсутствовал частный капитал, частный интерес, поэтому и в детективе нет частника, защищающего особые частные интересы. Жанр советского детектива сведен к произведениям о работе милиции, прокуратуры, угрозыска. Вот тут и начинаешь осознавать, что система сильнее одиночки. Советский опер, вооруженный базами данных, помощью экспертов, усиленный помощью других сотрудников, в реальной жизни в большинстве случаев окажется эффективнее всех этих ниро вульфов и шерлоков холмсов с их дедукцией.

В-третьих, главному герою советского детектива, оперу, не нужно добывать необходимую информацию из обывателей насилием и угрозами, как это обычно делает сыщик из буржуазного детектива. Не всегда так было в жизни, но в книгах простые граждане очень часто добровольно делились с милицией информацией.

Текст: колумнист LiveLib Виктория Лебедева

В группу Новости Все обсуждения группы

Книги из этой статьи

Авторы из этой статьи

118 понравилось 61 добавить в избранное

Читайте также

Комментарии 22

Я бы ещё вспомнила " Деревенский детектив" Виля Липатова и снятую по нему трилогию об Анискине. Это не совсем классика жанра, но одни из любимых.

Спасибо за чудесную статью! Забрала к себе на просмотр несколько фильмов.)

Очень люблю советские детективы. В них есть свое обаяние, передается дух эпохи. И не смотря на то, что это детективы, они все равно какие-то светлые и патриотичные.
Если читать иностранные детективы или современные, то создается ощущение опасного мира, где ужасы преступлений подстерегают на каждом шагу. Советские наоборот подчеркивают, что преступления - это что-то редкое, выходящее за грани нормальной жизни. И самое главное, что доблестная милиция нас бережет и всегда на страже.

Мне ровно пятьдесят лет, я очень люблю детективы как явление, и все перечисленные в этой статье фильмы знаю наизусть :)

Что касается Николая Леонова, по его произведениям сняты ещё два известных детективных фильма:

1) о сыщике Гурове - "Ипподром" по одноименному роману (1979 г., режиссер Радомир Василевский, исполнитель роли Гурова - Валерий Хромушкин)

2) не о сыщике Гурове - "Один и без оружия" по роману Агония (1984 г., режиссеры Павел Фаттахудтинов и Владимир Хотиненко, в главной роли - Василий Мищенко).

Ларец Марии Медици заинтриговал!! спасибо, глянем))

veveiva, в "Ларце Марии Медичи" потрясающе играет Евдокия Урусова - прекрасная актриса и потомственная дворянка, представительница княжеского рода. Что ни говори, а порода в человеке всё-таки чувствуется...

veveiva, вот тоже его для себя отметила! И книгу - тоже.

Доблестная советская милиция и пламенный угрозыск. Советский госзаказ с разной степенью таланта производителей контента. Мои родители, будучи молодыми, среди прочего выписывали журнальчик "Человек и закон", в котором в конце печатался обязательный детектив. Я их тоже читала, когда читать было больше нечего. Зачастую качество было ниже среднего. И действительности редко соответствовало...

nancyka, я тоже в детстве любил читать "Человек и закон", и не только детективы в концовке, хотя их - в первую очередь.

Безусловно, госзаказ. Безусловно, уровень таланта разных авторов мог очень сильно отличаться.

Но я очень рано, ещё в школьном возрасте, открыл одно совершенно неоценимое - ну, лично для меня - свойство советских детективов: они великолепно снимают стресс и дают передышку кипящему мозгу. Конечно, может быть, это только в случае со мной так работает, но работает :)

Поэтому все перечисленные здесь фильмы я смотрел в среднем от 10 до 20 раз и могу цитировать большими кусками. И в виде книг большинство этих произведений тоже читал.

А фильм "Место встречи изменить нельзя" видел раз 30 и роман Эра милосердия перечитывал раз 6-7, поэтому здесь могу вообще говорить за всех персонажей, не боясь ошибиться :)

krokodilych, Советский рынок культурного контента не слишком богатый был. Потребляли то, что было. Читали и перечитывали, смотрели и пересматривали, потому что другого ничего не было. Для меня лет в 12-13 стал открытием сборник Эльзы Триоле "Розы в кредит. Луна-парк". Советские детективы по сравнению с той книжкой без обложки меркли и стирались. Все мы разные, все по-разному воспринимаем и сам мир, и искусство во всех его видах, и стресс каждый снимает по-своему. По поводу Вайнеров, то мне больше Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер - Петля и камень в зеленой траве пришлась, чем остальные. Прочитала я ее уже будучи вполне взрослой и периодически возвращаюсь.

krokodilych, Это антисоветчица и русофобка... Кроме грязи ничего не пишет о нашей стране, которая не её...

Sergej328, чтобы не вводить никого в заблуждение, давайте сразу расставим точки над "i".

Я - не русофоб, но убежденный антисоветчик. СССР застал молодым человеком, но всё же застал, отчетливо помню своё детство и юность. Плюс, будучи историком по образованию, какие-то вещи изучал специально. И категорически не хочу обратно в Советский Союз.

Вас по комментариям на Лайвлибе я тоже помню. У вас, извините, менталитет агента охранки, а в профиле написано, что вы - сталинист.

Из нашей разветвленной семьи при Сталине безвестно сгинули трое - ни за что, ни про что. Судьбу одного из них мы выяснили буквально лет пять назад - его расстреляли в 1938-м. О судьбе двух других не знаем ничего и поныне.

Вы называете себя сталинистом - видимо, искренне, по зову сердца. Мне столь же искренне не дано понять, как можно быть убежденным сторонником параноика и палача. На совести Сталина миллионы невинных жизней, и вы - сталинист? Да как такое вообще возможно? Вы тоже - в душе палач?

Поэтому на будущее учитывайте: на ваши критические комментарии у меня весьма возможна та же реакция, что и у секретарши Верочки в фильме "Служебный роман":

- Значит, хорошие сапоги, надо брать.

krokodilych, отвезти бы этого персонажа ко мне на родину, чтобы своими глазами посмотрел на дело рук своего кумира. Тундра - не пампасы, следы бессмысленного уничтожения собственных граждан до сих пор видны, как и следы раззорения природы. Но таким адептам секты "божьей росы" все ни по чем, к сожалению ...

хорошая подборка

Первым был Лев Шейнин со сквозным персонажем, следователем Ларцевым, были пира экранизаций, первая "Ошибка инженера Кочина", с блестящим Жаровым.

Виктория, спасибо огромное! Прекрасная статья и отличная подборка! Особенно удачно прочитать это прямо перед отпуском: с удовольствием пересмотрю несколько фильмов. А можно сделать такую же подборку про книги про шпионов и их экранизации? Шут с ним, необязательно только советские, но советские в первую очередь. Было бы также интересно :)

LoyolaTactical, Спасибо за отзыв)) Да, в СССР много снимали фильмов о шпионах, я помню что мне они очень нравились, хотя я была тогда очень молода, не имела никакого жизненного опыта, но хорошо помню, что фильмы многие были огонь!
Я постараюсь сделать подборку таких фильмов, спасибо за подсказку).

Большое спасибо за подборку! Она ушла в избранное, и виш-лист пополнился!

Другие статьи