Больше рецензий
14 июня 2020 г. 13:50
288
4 Мозаика с отсутствующими фрагментами
РецензияЭрнста Юнгера, сколь высоко я бы его ни ценил, сложно назвать всецело последовательным мыслителем. Под стать его наследию получился и сборник критических и публицистических эссе разных лет о нём и его творчестве; только если у самого Юнгера всё-таки имеется некий общий framework, в рамках которого он мыслил и творил (можно назвать это определённым, сформированным стилем - стилем письма, стилем мышления), то в этой книге бал правит эклектика.
Некоторые авторы концентрируются на сугубо частных и малоизвестных деталях как произведений, так и биографии Юнгера; из этой категории наиболее ценным показался обзор переписки Юнгера и Карла Шмитта - очень жаль, что содержащий её объёмистый том, вышедший на языке оригинала более 20 лет назад, до сих пор не переведён на русский язык.
Второй условный «блок» образуют эссе, посвящённые попыткам охватить тот или иной период (или отдельное произведение) Юнгера в целом и провести параллели с другими мыслителями и писателями; здесь видится «притянутым за уши» поиск общего с Эволой (вспомнилось даже ироничное «Хайдеггер опять расстроил хайдеггерианцев: читал Эволу»), а вот про Делибеса - интересно, хотя и не бесспорно.
Третий «блок» - это собственно критика (и литературная, и политическая). Тут основной «приманкой» для читателя явно выступает тёзка Юнгера Никиш, представленный критической рецензией на «Уход в лес».
Эклектичность и фрагментарность данного сборника едва ли стоит однозначно считать его недостатком (учитывая аудиторию, см. ниже), а вот «Семьдесят развеянных» (встречается по тексту не единожды) изрядно режет глаз; я не владею немецким, и, возможно, это более правильный перевод названия дневников Юнгера, однако на русском языке этот труд издан под заголовком «Семьдесят минуло», о чём читателю «Отражений» остаётся только догадываться...
Впрочем, кто он - этот читатель? Полагаю, что аудитория книги на 99% состоит из (по)читателей Эрнста Юнгера, которые посредством скомпилированных в ней эссе могут узреть прежде ускользавшие из вида или вовсе сокрытые грани таланта своего кумира.
Можно ли рекомендовать этот сборник в качестве введения в творчество Юнгера? Решительно нет; это равносильно чтению переписки Кандинского и Шёнберга без знакомства с картинами первого и музыкой второго. Вероятно, на роль введения может претендовать также изданная «Тотенбургом» «выжимка» из фундаментальной биографии Юнгера за авторством Кизеля, выпущенная под названием «Эрнст Юнгер: вехи творчества», однако утверждать не берусь, поскольку эта книга ещё ждёт своего часа на моей полке...