Больше рецензий
5 января 2021 г. 20:09
389
3 Не мода, а целая философская система.
РецензияНе думайте, исходя из названия, что это книга полна историй из жизни моделей и кутюрье. Это очень серьёзное чтение со схемами, матрицами, сложными терминами и подчас трудно воспринимаемыми смыслами.
В книге - несколько частей: 1. Структура означающего. 2. Структура означаемого. 3. Структура знака. 4. Риторическая система.
По Барту мода представляет собой систему означающего, означаемого и знака, а вся одежда делится на виды: настоящая одежда, представляемая одежда и используемая одежда.
"Настоящая" одежда существует в системе производства, "используемая" - в системе повседневного бытового потребления, а "представляемая" - в сфере журналов и магазинов.
Как раз "представляемая" одежда и анализируется в книге, как часть мифологической системы, которую формируют средства массовой информации, модная фотография и механизмы продаж.
Барт утверждает, что сначала формируется миф, возникающий вокруг одежды "представляемой", и лишь затем возникает одежда реальная.
"Настоящая" одежда не существует вне системы моды и подчинена ее принципам.
Мода становится системой потребления мифа.
Для Барта мода - это всего лишь идеальная модель смыслообразования вообще, зафиксированная в модных журналах и статьях о модных тенденциях.
В результате оказывается, что именно слово наделено могуществом акцентировать, подчинять костюм детали, развенчивать один аксессуар как старомодный и провозглашать другой символом морального здоровья и социального успеха.
Язык, делает вывод Барт, осуществляет в современном обществе абсолютный диктат над действительностью.
Очень интересно наблюдать, как автор раскладывает в рамках своих матриц, например, юбку-колокол или хлястики с бретелями.
Как вам такая выдержка из книги:
" для появления смысла нужно, чтобы некоторый элемент мог то сращиваться с главным
предметом, то освобождаться от него; иначе говоря, нужны такие элементы, которые по природе
своей ни слишком независимы, ни слишком паразитичны; обычно так обстоит дело со вставными
деталями - например, с хлястиком, подкладкой и воротником, так может обстоять дело (реже) и с
предметами изначально подвижными, но которые можно, вообще говоря, вшить или вставить в основной предмет (берта, пелерина, пояс); здесь мы вплотную сближаемся с накладными элементами - то есть с вариантом искусственности. "
Боюсь, что такое чтение осилит не каждый.