Больше рецензий
15 марта 2013 г. 17:59
961
5
РецензияСтранный парень этот Бог
Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал: «Почем опиум для народа?». После Остапа опиум, казалось бы, продолжал дешеветь: совершенствовалась теория эволюции; расшифрован геном человека; кое-кто слетал в космос и никакого Бога не видел, — но атеистический XX век был лишь краткой передышкой перед новым триумфальным наступлением религии. За карикатуры теперь убивают, за танцы тоже готовы убить: именно в фанатичном изводе религиозность все чаще мелькает в новостях.
1.
До 2009 года в Черновицкой области, что на Украине, жизнь текла размеренно и спокойно, как в каменном веке, пока в летний воскресный вечер на стене сельского дома культуры местным жителям не явились Божья Матерь и Иисус Христос. Один из аборигенов рассказывает: «У меня сигарета упала изо рта, у него тоже. И не могли ничего спросить друг у друга, стояли, может быть, полминуты стояли». Уже на следующий день здесь начали проводить богослужения. Стали съезжаться паломники со всей округи — молиться, некоторые целовали лик Христа. На месте сельского чуда установили крест, вскоре кто-то принес коробочку — стали копить на храм всем миром, раз такое дело. Ведь чудотворный дом культуры построен из кирпичей когда-то разрушенной церкви, находившейся в соседнем селе.
И все бы хорошо, кабы не председатель сельсовета, покусившийся на коробочку. Он сказал, что никаким Христом здесь не пахнет, а отдает аммиаком. Проще говоря, это естественный химический процесс. Расплывчатый силуэт образовался из-за большого количества соли: стена постоянно служила местом отправления естественных потребностей во время горячих дискотек. Провели экспертизу — гипотеза подтвердилась. Теперь селяне только посмеиваются над своей наивностью.
2.
В 1986 году четырехлетний Слава Крашенинников получил сотрясение мозга, после чего стал пророчествовать. Сначала к этим прорицаниям никто серьезно не относился. Дар Славика первой заметила его учительница, а затем и старец Наум из Троице-Сергиевой Лавры, куда мальчика возили в 1990 году. Его мать вспоминает: «Он сказал, что знает мысли нашего президента, американского президента, да и вообще мысли всех людей знает: где, какие ядерные ракеты стоят и сколько, что секретов для него на земле совершенно нет». Мальчик будто бы кого-то в школе даже лечил. Весть о Славике стала быстро распространяться — хлынули паломники. Мальчик умер в 1993 году от рака крови, не дожив несколько дней до 11-летия. Паломников только прибавилось.
Славика Чебаркульского изображают на иконах, на его могилу приезжают исцелиться и почитать сложенные в его честь акафисты. Отец мальчика постоянно привозит кусочки мрамора, паломники их разбирают: кто просто носит при себе, кто выдерживает в воде и потом эту воду пьет (вроде как она заряжается). Сам Славик говорил, что мрамор разгоняет бесов. Уже в нулевых про святого отрока вышло несколько книжек и снят документальный фильм, главным источником информации стала мать, с ее слов как раз записывались все пророчества. В 2007 году митрополит Иов заявил о недопустимости поклонения чебаркульскому лжесвятому. Спустя три года в РПЦ запретили распространение через церковную книжную сеть книг о Славике: «Ах, мама, маменька…» и Бог говорит избранникам своим... .
***
Внимание! Теперь вопросы:
· Как люди дошли до целования сельского клуба?
· Почему никому в голову не пришло происхождение пятен на упомянутой стене?
· Почему Славик Чебаркульский так быстро набрал клуб почитателей?
· Отчего люди готовы тысячу лет верить, например, в кусочки мрамора?
· Зачем вообще нужны святые?
· Почему в случае с клубом украинская церковь поддержала паству, а русская Славика не приняла?
· Главное: почем все-таки опиум для народа?
За ответами стоит обратиться к книге «Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов». Историк Илья Носырев, мне кажется, написал бомбу, которую, однако, в наше малотиражное и нелюбопытное время мало кто заметит. Автор на протяжении долгих лет изучал различные аспекты религии, собирал факты, сравнивал их и сопоставлял, но стройной теории не получалось. И на помощь пришла меметика — детище знаменитого биолога Ричарда Докинза. Религиозные идеи Носырев уподобил мемам, главная задача которых — собственное сохранение и распространение. Получается так: религиозные идеи используют человека просто в качестве носителя информации, почти как флэшку. Особенно в этом контексте интересен рассказ о секте скопцов — между прочим, русском явлении. Применение естественнонаучного инструментария к гуманитарному знанию перспективно потому, что отвечает на непростые вопросы. Я не специалист, поэтому не знаю, получилось ли у историка полностью раскрыть механизмы функционирования религий, но повод для религиоведческого мордобоя диспута появился точно.
Комментарии
отличная рецензия!
Спасибо!
Очень хочу почитать, жду в электронке :) Спасибо за рецензию!
Пожалуйста)
Кстати... вуаля! http://www.flibusta.net/b/317072
Большое спасибо :D
И в fb2: http://flibusta.net/b/319708/
рассказ шел так бодренько, живенько так, про глупых, готовых верить во все подряд людишек, пока не дошел до людей-флэшек. Опа! Живые и мыслящие "религиозные идеи", О-О!
Это покруче будет, чем малолетние пророки. Эдак вы скоро в сатанинские штрих-коды поверите.
Что-то вы все скинули в одну кучу - не разберешься так сразу.
Это ваша интерпретация. Заметьте, от себя я не давал никаких оценок описываемым событиям.
Не стоит воспринимать эту простенькую метафору как красную тряпку. Разумеется, я здесь утрирую. У автора про мемы все подробно излагается.
Эдак вряд ли))
Очередной высер на религиозную тему.
Ссылка
Вот вы цитируете про "Чайник Рассела". А к чему? Что кто-то уже писал о религии, поэтому все остальное - очередной высер?)
Меня не смущает факт написания книги о религии, меня смущает ЧТО там написано, а написаны там, на мой взгляд, очевиднейшие вещи. А писать по-новому, с обязательно выпиющими примерами (да, это то, что требует читатель) прописные истины - это способ зарабатывать деньги.
Весь последний абзац тому подтверждение, и я бы не хотел, чтобы люди, грамотные и образованные, читали второсортные доказательства. "Я не специалист, поэтому не знаю, получилось ли у историка полностью раскрыть механизмы функционирования религий" - вот вам механизм функционирования религии, я не говорю о вере, исключительно - религиозность.
Для начала книгу надо прочитать, нет? По-моему, ваши комментарии - второсортное доказательство.
Вы бы стали читать книгу "теория приготовления чая. как чайнык пакетик превращает тебя в раба. ни дня без чая. чай-опиум для народа." Обществу не историк нужен, а опытный психолог, который будет работать с такими верующими.
Про чай бы не стал. И в таком случае предпочел бы все-таки молчать, но, как говорится, каждому своё. Кстати, аналогия - не лучший пример доказательства. "Из того, что козел имеет два глаза и щука имеет два глаза, оба имеют хвосты, зубы и вытянутые морды, не следует что козел - рыба, подобно щуке"))
Какая-то религиозная главная образовалась:)
Это сейчас актуально)
Интересно написали.
В названии книги, на мой взгляд, заложена ошибка - никакие идеи не превращают человека в раба. Он сам, желая быть рабом, готов конструировать самые нелепейшие идеи и с радостью кидаться целовать стену, окропленную уриной.
Ошибка именно в попытке какого-то абстрагирования от этих идей - как будто бы кто-то извне их навязывает, вместе с тем - эти идеи есть продукт человека. Добровольное навязывание.
Вот как-то так было бы логичнее: "Как мы сами создаем идеи, чтобы почувствовать себя рабами".
По моему скромному мнению - ответ лежит на поверхности. Люди хотят верить. Люди хотят быть рабами. Это снимает с них частично страх перед смертью и вообще необъяснимым и непонятным. Равно как и ответственность за происходящее вокруг. Впрочем, это, наверное, и так понятно. Ваш КО.
Вот и готовы целовать всякие, хм, стены.
Да тут дело не в тиражах. Хоть миллионными издавай. Как в СССР. Будут говорить что атеисты, а сами в домах в подполе иконки хранить.
Это как с нацистами.
- Ведь если подумать, все нацистские идеи - глупы и нелепы до невозможности и стоит только немного подумать, как их бессмысленность станет очевидной!
- Ключевой момент здесь - подумать. А к нацизму тяготеют те, кто думать не умеет и не хочет.
Спасибо за комментарий! Радует, что люди не проходят мимо. Во-первых, надо понять, что "Мастера иллюзий" - не очередное разоблачение религии, а попытка объективно подойти к рассматриваемому вопросу.
Я понимаю вашу позицию насчет того, почему люди обращаются к религии. Однако у Носырева другой взгляд на вещи: культура не меняется по взмаху волшебной палочки, а подчиняется каким-то более или менее объективным законам - можно отталкиваться хотя бы от эволюционной эпистемологии Поппера.
Если, упрощая, сравнить религиозный мемплекс с медиавирусом, то можно объяснить некоторые вещи, связанные с религией. Мне кажется, у автора это во многом получилось - главное, что его выводы основаны и на историческом материале, и на работах предшественников.
Если не трудно - в чем кратко идея Носырева. Точнее - почему, по его мнению, люди обращаются к религии (мне просто интересно, я без всяких задних мыслей)?
Хорошо. Если говорить о причинах обращения индивида к религии, тут все просто - целый набор факторов: чувство психологического комфорта, поддержка общины, иногда почти насильное вовлечение (как в случае с теми же скопцами), миссионерская деятельность церкви. В тот же монастырь люди уходят во многом по этим же причинам. Другой вопрос - почему так происходит и функционирует уже тысячи лет - на него в книге как раз отвечает теория мемов.
Не очень понятно, что за всем этим все-таки стоит.
Но ведь оно возникает и после хорошего приема пищи. Хорошего похода в туалет. Сначала физическое облегчение, затем ощущение комфорта.
То есть - чувство психологического комфорта человек может получить, наевшись и вступив в кружок дудочников-затейников, тоже будет чувствовать общность. Какой комфорт дает именно религия?
Зазывалы на рынке предлагают купить какое-то ненужное барахло. Но человек покупает то барахло, которое хочет купить. А не то, которое предлагают. (Если не совсем дурак, конечно). Почему человек откликается на призыв миссионера?
Так в чем она, в двух словах?
Вы все время приводите аналогии, от которых я должен как бы отталкиваться.
Чувство психологического комфорта - это надежда на то, что после смерти будет все хорошо, а значит, то, что в жизни происходит плохого, - это ничего, нужно только немного потерпеть. Согласитесь, большое утешение.
К сожалению, люди часто покупаются на ненужные вещи. Посмотрите какой-нибудь телемагазин или понаблюдайте за стратегией компании Apple.
Если хотите поближе познакомиться с меметикой в религии - пожалуйста.
Ничего подобного. Не воспринимайте это как нападки на вас или на вашу рецензию.
Разве я говорю не об этом же (выше) – компенсация страха смерти и снятие ответственности за то, что происходит вокруг:
Получается, что то же самое?
Вы же писали:
Получается, что то же самое. Просто под другим соусом. А я про это и спрашивал.
Ни в коем случае не воспринимаю. Я за любой диалог.
Прочитайте уже всё-таки книгу.
Там есть ответы на все ваши вопросы.
Теория мемов - это Докинз? В какой книжке он про это пишет, не подскажете?
Да, изначально Докинз: Эгоистичный ген (1976) Бог как иллюзия (2006)
правильно говорить "в Украине" , если Вы решили просветить неосведомлённых
Давайте просвещу и Вас)
"В Украине" - это украинский язык, "на Украине" - это русский язык. Как Вы заметили, свой отзыв я писал на русском языке, который для меня является родным.
"Грамота.ру" - пожалуй, наиболее авторитетный сайт, посвященный русскому языку. Так вот, справочная служба сайта пишет:
Я Вас убедил?
Согласен.
Что еще за попытки украинизации?
попытка открыть занавес; одна журналистка до сих пор, уже 20 лет, считает Беларусь "Белоруссией" ((
Англичане/Американцы называют Россию Russia (Раша) - требовать, чтобы они называли Россию - Rossia (Россиа)?
Мы называем Германию Германией - если завтра немцы начнут требовать называть ее Дойчланд - это будет нормально?
Русский и украинский при всей языковой близости - очень разные. Я как-то ехал в поезде из Киева и там были украинцы - я понимал, наверное, процентов 10-15 из разговора, не больше.
Так что языки разные и суть ваших претензий непонятна.
И, кстати, не понимаю сути - неужели "на Украине" звучит оскорбительно?
Мы называем Кыргызстан Киргизией, так для русского языка удобнее, сочетания кы и гы для русского нехарактерны. И что?
Это не "литературная норма", а из разряда языковых курьёзов: вроде "на лисапете".
Относительно чего-либо , находящегося внутири любой страны всегда, везде и во всех языках говорится "в"
Вы сейчас затеваете спор не со мной, а с Государственным институтом русского языка им. А. С. Пушкина.
В Кубе, например?
Совершенно верно, если речь идёт о Республике Куба.
ПУТЕВКИ В КУБУ . ОТДЫХ В КУБЕ . Правила въезда в Кубу и т.д.
Отели в Мальдивах.
Да
Хорошо, здесь я с Вами соглашусь: погорячился)) И все-таки давайте уважать и русский язык. Институт русского языка говорит, что литературная норма - на Украине (я привел Вам ссылку, а Вы говорите курьез - не самая лучшая аргументация). Остальное - чертова политика, которая в данном случае меня не интересует.
Что за бред.
Путевки на Мальдивы, поездка на Кубу.
Нет, конечно)) Это не официальные документы, а писульки интернет-марателей. Вы прекрасно знаете, чего они стоят.
Очень впечатлило
спустя два года, после провозглашения и признания её независимости (скажем Российской Федерацией) )) И я должна всерьёз это воспринимать?)
- веский аргумент, когда меняется карта мира
Да не за что. Стены не самая большая ошибка, которая может случиться :D
Блин! Давно не видел, чтобы так долго спорили с ОДНИМ троллем :)))
Вспоминается В.С.Черномырдин.
Когда он был послом сами знаете где, на пресс-конференции он сказал "что-то такое на Украине". И один из корреспондентов сказал:
-- Виктор Степанович, вы как посол должны бы знать, что правильно говорить не "на", а "в Украине". Как же вы так?
На это В.С. ответил:
-- Молодой человек, а идите вы в хуй!
Вот этим следовало бы сразу завершить дискуссию об использовании предлогов в русском языке. А вообще-то использование предлогов -- одна из самых сложных тем любого языка. На этом погорел не один шпион и в России, и за её пределами.