Больше рецензий
15 марта 2013 г. 17:59
962
5
РецензияСтранный парень этот Бог
Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал: «Почем опиум для народа?». После Остапа опиум, казалось бы, продолжал дешеветь: совершенствовалась теория эволюции; расшифрован геном человека; кое-кто слетал в космос и никакого Бога не видел, — но атеистический XX век был лишь краткой передышкой перед новым триумфальным наступлением религии. За карикатуры теперь убивают, за танцы тоже готовы убить: именно в фанатичном изводе религиозность все чаще мелькает в новостях.
1.
До 2009 года в Черновицкой области, что на Украине, жизнь текла размеренно и спокойно, как в каменном веке, пока в летний воскресный вечер на стене сельского дома культуры местным жителям не явились Божья Матерь и Иисус Христос. Один из аборигенов рассказывает: «У меня сигарета упала изо рта, у него тоже. И не могли ничего спросить друг у друга, стояли, может быть, полминуты стояли». Уже на следующий день здесь начали проводить богослужения. Стали съезжаться паломники со всей округи — молиться, некоторые целовали лик Христа. На месте сельского чуда установили крест, вскоре кто-то принес коробочку — стали копить на храм всем миром, раз такое дело. Ведь чудотворный дом культуры построен из кирпичей когда-то разрушенной церкви, находившейся в соседнем селе.
И все бы хорошо, кабы не председатель сельсовета, покусившийся на коробочку. Он сказал, что никаким Христом здесь не пахнет, а отдает аммиаком. Проще говоря, это естественный химический процесс. Расплывчатый силуэт образовался из-за большого количества соли: стена постоянно служила местом отправления естественных потребностей во время горячих дискотек. Провели экспертизу — гипотеза подтвердилась. Теперь селяне только посмеиваются над своей наивностью.
2.
В 1986 году четырехлетний Слава Крашенинников получил сотрясение мозга, после чего стал пророчествовать. Сначала к этим прорицаниям никто серьезно не относился. Дар Славика первой заметила его учительница, а затем и старец Наум из Троице-Сергиевой Лавры, куда мальчика возили в 1990 году. Его мать вспоминает: «Он сказал, что знает мысли нашего президента, американского президента, да и вообще мысли всех людей знает: где, какие ядерные ракеты стоят и сколько, что секретов для него на земле совершенно нет». Мальчик будто бы кого-то в школе даже лечил. Весть о Славике стала быстро распространяться — хлынули паломники. Мальчик умер в 1993 году от рака крови, не дожив несколько дней до 11-летия. Паломников только прибавилось.
Славика Чебаркульского изображают на иконах, на его могилу приезжают исцелиться и почитать сложенные в его честь акафисты. Отец мальчика постоянно привозит кусочки мрамора, паломники их разбирают: кто просто носит при себе, кто выдерживает в воде и потом эту воду пьет (вроде как она заряжается). Сам Славик говорил, что мрамор разгоняет бесов. Уже в нулевых про святого отрока вышло несколько книжек и снят документальный фильм, главным источником информации стала мать, с ее слов как раз записывались все пророчества. В 2007 году митрополит Иов заявил о недопустимости поклонения чебаркульскому лжесвятому. Спустя три года в РПЦ запретили распространение через церковную книжную сеть книг о Славике: «Ах, мама, маменька…» и Бог говорит избранникам своим... .
***
Внимание! Теперь вопросы:
· Как люди дошли до целования сельского клуба?
· Почему никому в голову не пришло происхождение пятен на упомянутой стене?
· Почему Славик Чебаркульский так быстро набрал клуб почитателей?
· Отчего люди готовы тысячу лет верить, например, в кусочки мрамора?
· Зачем вообще нужны святые?
· Почему в случае с клубом украинская церковь поддержала паству, а русская Славика не приняла?
· Главное: почем все-таки опиум для народа?
За ответами стоит обратиться к книге «Мастера иллюзий. Как идеи превращают нас в рабов». Историк Илья Носырев, мне кажется, написал бомбу, которую, однако, в наше малотиражное и нелюбопытное время мало кто заметит. Автор на протяжении долгих лет изучал различные аспекты религии, собирал факты, сравнивал их и сопоставлял, но стройной теории не получалось. И на помощь пришла меметика — детище знаменитого биолога Ричарда Докинза. Религиозные идеи Носырев уподобил мемам, главная задача которых — собственное сохранение и распространение. Получается так: религиозные идеи используют человека просто в качестве носителя информации, почти как флэшку. Особенно в этом контексте интересен рассказ о секте скопцов — между прочим, русском явлении. Применение естественнонаучного инструментария к гуманитарному знанию перспективно потому, что отвечает на непростые вопросы. Я не специалист, поэтому не знаю, получилось ли у историка полностью раскрыть механизмы функционирования религий, но повод для религиоведческого мордобоя диспута появился точно.
Ветка комментариев
рассказ шел так бодренько, живенько так, про глупых, готовых верить во все подряд людишек, пока не дошел до людей-флэшек. Опа! Живые и мыслящие "религиозные идеи", О-О!
Это покруче будет, чем малолетние пророки. Эдак вы скоро в сатанинские штрих-коды поверите.
Что-то вы все скинули в одну кучу - не разберешься так сразу.
Это ваша интерпретация. Заметьте, от себя я не давал никаких оценок описываемым событиям.
Не стоит воспринимать эту простенькую метафору как красную тряпку. Разумеется, я здесь утрирую. У автора про мемы все подробно излагается.
Эдак вряд ли))