Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 марта 2022 г. 08:42

237

3.5 Слишком много думаешь, парень...

Только открыв пьесу я поняла, в какую ловушку попала, но деваться-то уже некуда... Очень не хотелось такой тематики, от слова совсем, и не потому, что практикую страусиную методику, а просто так много информационного трэша вокруг, что впору вспоминать термин "цифровая гигиена"....
Представленная пьеса румынского писателя написана в жанре "короткой" пьесы. Что это такое, поясняет сам автор в предисловии:



Что такое короткая пьеса? Вот вопрос, который я задаю себе много лет, тридцать пять с лишним лет по су­ти, — с тех пор как пишу пьесы для театра, и некоторые выходят короткими. Ко­роткая пьеса это как ребенок, который в какой-то момент решает, что он больше не хочет расти. Он может принять такое решение в три года, в четыре, в семь лет, да­же в одиннадцать, но в любом случае — пока он еще не вышел из детства... Весь жизненный потенциал, по которому угадывается его судьба, при нем, просто он сам остается... малюткой.

И еще один тезис автора, который я обязательно хочу процитировать:



Короткая пьеса есть упражнение — как задеть за живое без лишних слов, стилистическая игра, где ты даешь себе задачу достичь максимум эффекта при минимуме средств. Еще короткая пьеса есть проба на ловкость рук, ставящих время и чувство в обратно пропорциональную зависимость: в краткий отрезок времени тебе надо вложить наибольший заряд чувства.

И это автору удалось совершенно минималистичным способом. В том электронном виде, который обнаружила я, предложены несколько очень малюсеньких пьес-зарисовок, постараюсь отнестись ко всем.
С читай, что ты - Бог
Пьеса состоит из реплик двух действующих лиц, Станко (совсем пацан, лет семнадцати) и Вибко (парень чуть постарше), то есть по сути из диалогов двух парней, сидящих в окопе во время гражданской войны. Вибко, как бывалый и опытный, наставляет своего юного и впечатлительного необстрелянного товарища, правде действий во время такого рода событий. Печально, больно и очень жестоко. Автор, повторюсь, своего эффекта добился, эмоции проявляются поневоле.
Думаешь, будут бить ?
Еще одна зарисовка с диалогом двух персонажей, названных незатейливо "Первый" и "второй". Парни сидят в некоем застенке и слышат крики, кого-то бьют. Ждут своей очереди, мандражируют и обсуждают свои перспективы.... Ключевая часть на мой взгляд, вот эта пара фраз:
В т о р о й . Я не хотел... я никогда никого не бил, ей-богу.
П е р в ы й . Не бил, а умеешь.
Морская Царевна
О, тут прямо людно, целых три персонажа! Хотя не совсем три. Эта история без насилия, но очень тонко раскрывает грани отношений. Когда каждый слышит только себя и проблесками участия поворачивается к партнеру. Когда ценности жизни можно отобразить в паре слов и баночке с прахом, когда за миг может пролететь вся твоя жизнь.
Душа на тачке
Снова два героя, отец и сын. Немного странная история, я не все аллегории смогла уловить явно. Отец решил умереть именно сегодня, и сын тягает его по пустыне в поисках того предмета, в который переселится душа родителя. Родитель привередничает, и этот предмет полон другими душами и другой, а между тем именно отец является инициатором всего происходящего. И, наконец, искомый предмет найден, тут на мой взгляд, этот предмет необычен хотя бы тем, что создан в отличие от предыдущих (а там была и пальма, и камень, и озеро) руками человеческими.
И завершу еще одной цитатой, предоставив слово самому автору:



"Что бы я сказал тому, кто меня читает? — пишет в своей автобиографии Ма­тей Вишнек. — Не забывайте, что театр есть прежде всего литература и его можно читать точно так же, как новеллу или роман. Театральной пьесе необяза­тельно проходить через режиссерский монтаж, чтобы дойти до вашего сердца. Каждый читатель — сам себе режиссер, когда он читает пьесу".

Прочитано в путешествии Вокруг света, Румыния