Больше рецензий
13 августа 2023 г. 10:40
466
5 Клоаки* Каира и торжество возвышенного
РецензияКульминационный момент этого метаромана - то переживание, которое необходимо каждому в самые черные дни нашего существования.
Метароманом его делает развитие и раскрытие сюжета, неразрывно связанного с пьесой, основанной на событиях романа. Аббас Юнес, автор пьесы под названием "Торжество возвышенного", которого все считают идеалистом на фоне морально-нравственного упадка его окружения, сам был непосредственным участником описанных в пьесе трагических событий. По сути эта была первая пьеса автора, которая наконец по-настоящему удалась - недаром самой сильной вещью становится пропущенное через себя с накалом на максимуме, заряженной силой переживаний плюс реалистичное описание современного ему общества и достаточно трагизма, чтобы зрителю понравилось - пьесу взяли для постановки в театре. Остается ждать премьеры, где будут присутствовать все участники тех событий, либо играя на сцене, либо в качестве сидящих в зале зрителей. Однако, вопросы к поворотам описанных событий, причины которых могли быть неизвестны всем участникам, возникают у актёров уже на стадии репетиций. Особенно у одного из них - завистника, соперника и злейшего врага автора пьесы и его семьи - Тарика Рамадана. Главная дилемма: являются ли подробности фантазией автора, или официальная версия что-то упустила?
Читается до примитивности легко. Тот самый стиль, который не мешает восприятию сюжета, не делает текст претенциозным.
Этим романом в "жанре" социального реализма неожиданно продолжилось мое знакомство с народными районами Каира, которое началось с трагической истории проститутки Наваль Эль Саадави - Ich spucke auf euch. Bericht einer Frau am Punkt Null . Наркотики, проституция, убийства и самоубийства и, конечно, "обыденные" такие избиения жён и просто подруг.
Все главные герои тут работают в одном и том же театре под названием "Завтра": кто-то актером, кто-то суфлером, а кто-то костюмершей (или имеют какое-либо отношение к нему). Они связаны не только работой, но знакомы или состоят в родственных отношениях за пределами театра.
Казалось бы при всех их несчастьях тут сочувствовать некому - какие сами, такие и сани. Но работает мудрый прием - предоставить рассказать одну и ту же историю четырем ее участникам. Когда человек рассказывает что-то от первого лица, читатель автоматически ставит себя на его место, и уже понимаешь - осуждать нельзя (если только не уловишь фальши, лжи).
Отличный роман, из тех немногих, которые обогащают, несут с собой нечто неоценимое для духовной/душевной жизни и никогда не забываются. Почему именно этот автор стал нобелевским лауреатом за другую свою книгу, вопросов не возникает.
*"Клоаки" - слово, которое использует однажды сам автор, в переносном значении - "безнравственное общество".