Больше рецензий
7 сентября 2023 г. 22:40
3K
4.5 Прах и пепел
РецензияКнига погружает читателя в одну из наиболее мрачных страниц истории, которая началась с вторжения Японии в Манчжурию.
Лоуренс Рис провёл ряд интервью с ветеранами Второй мировой войны. Среди интервьюируемых было много ветеранов из Японии и США.
Книга поднимает такие темы, как ответственность, раскаяние, плавающие этические нормы, которые коррелируют с изменчивой конъюнктурой, а также коллективная память.
Бывшие бойцы японской армии, вынужденные комментировать совершённые варварские акты, обычно отвечали в духе «мы служили императору, которого мы тогда считали Богом». Беспрекословное подчинение правилам и вера в безграничную власть императора считались императивом в императорской Японии того периода. Не все испытывали энтузиазм по этому поводу, не все это одобряли, но таков был контекст.
Один из выводов, к которому подводит книга, - каждая из воюющих сторон совершала то, что можно назвать моральным преступлением.
Лоуренс Рис разбирает зверства Императорской армии Японии против китайцев, групповые изнасилования, жестокое обращение японцев с военнопленными, марши смерти, случаи каннибализма и массированные бомбардировки японских городов силами союзников.
Жестокость японской армии стала следствием комбинации факторов, начиная от доминирующих в обществе норм и кончая логистикой. Значительную роль сыграл тот факт, что японские солдаты подвергались регулярному насилию со стороны вышестоящих чинов. Насилие против китайского мирного населения, которое японцы были приучены считать, мягко выражаясь, «неразвитым», становилось чем-то рутинным. Резня в Нанкине была лишь одним из страшных эпизодов. Другим значимым факторов было японская концепция чести и понимание стыда.
У плохого обращения с военнопленными из западных стран тоже несколько причин. Одна из низ заключается в том, что японцы не планировали брать такое большое количество пленных. Следовательно, у них не было достаточно провизии, чтобы прокормить столько людей. Японцы, готовые предпочесть «почётную» смерть сдаче в плен, могли искренне презирать тех, кто «малодушно» сделал другой выбор.
Важно отметить, что во время Первой мировой войны японцы обращались с многими военнопленными достойно. Автор справедливо акцентирует внимание на том, что не следует повторять мифы о якобы присущей японцам какой-то особой жестокости.
Книга высвечивает печальные последствия, к которым приводят предрассудки. И японцы, и представители западных держав страдали от предрассудков и грешили ложными представлениями друг о друге. Хотя кое-какие представления корректировались по ходу военных действий, предрассудки сохранялись до конца войны.
Американцы продолжали считать японцев «низшими» войнами и после нападения на Пёрл-Харбор и быстрых побед Японии в Юго-Восточной Азии. Японские военные теперь воспринимались как более серьёзный противник, но по-прежнему «нецивилизованный» и от природы жестокий.
Японцы, в свою очередь, считали своих врагов «слабыми» воинами, которые не готовы к долгому противостоянию. В немалой степени в результате такой недооценки японское руководство практически до конца продолжало верить в возможность одной решительной победы, которая спасёт их страну от назревающего поражения.
После капитуляции Японии император Хирохито потерял власть, но остался сидеть на императорском троне. Возможно, этот факт повлиял на отношение японского общества к роли, которую их страна играла во Второй мировой.
Нельзя не отметить, что большинство респондентов, опрошенных автором, не испытывали чувства вины за те страдания, которые их действия приносили гражданским людям. В этом отношении показательны, к примеру, свидетельства американского военного лётчика Пола Монтгомери, по свидетельствам, человека достойного и заботливого.
Историк, стремясь разобраться в сложных и порой запутанных мотивациях участников событий, говорит о таком понятии, как ситуативная этика. Рассматривается роль, которую она играет в согласии людей, выраженном или молчаливом, следовать в фарватере тоталитарных режимов и идеологий. Ситуативная этика позволяет многим людям не только принимать правила игра, но и чувствовать, что они поступают правильно, поддерживая своё правительство. Остаётся только добавить, что стремление разделять ценности, принятые в обществе на том или ином промежутке времени и быть хорошим в глазах окружающих, особенно тех, кто обладает властью, видимо, являлось и по-прежнему является одним из общечеловеческих свойств.
Вспоминается цитата из другой книги, «что тогда было законом, сегодня не может быть беззаконием». Эта формула в некоторой степени иллюстрирует рассказы многих ветеранов, с которыми беседовал Лоуренс Рис.
Изучая мировоззрение той эпохи, автор приводит одно наблюдение, которое заслуживает отдельного упоминания и размышления. Законопослушные люди бывают наиболее склонны поддерживать статус-кво в ситуации, когда нормой объявляется то, что они сами бы в другой ситуации осудили.
Что же можно противопоставить изменчивости этических установок? Если очень коротко, наличие чётких представлений, разделяемых большинством, о том, что некоторые вещи недопустимы в любом случае и что базовые права человека распространяются на всех без исключения. Иными словами, расширение и распространение гуманистической этики.
Мне кажется, такой подход правилен, хотя, конечно, это намного легче сказать, чем сделать. О чём пишет и сам Рис, приводя примеры из совсем недавней истории.
Резюмируя, это было познавательное, хотя и тяжелое чтение. В книге меньше 200 страниц, но текст плотный и насыщенный информацией.
Также приводится много фотографий, которые помогают лучше прочувствовать текст.
Несмотря на небольшой объём работы, чтение заняло у меня достаточно много времени. Слишком много ужасных вещей в ней описывается.
Моя оценка ~ 4.75
#Нон-фикшн 2023
Комментарии
Источник
Отличная рецензия, Ника, прямо огонь. А источник твой тем временем заблокировали, теперь только с ВПН.
Хорошо бы, но да, ты права, это очень тяжело без примера власть имущих, поскольку рыба гниёт с головы и
А власть имущие все психопаты, поскольку в конкурентной борьбе за власть нормальные люди не способны победить. Да и не будут нормальные люди стремиться получить возможность указывать другим, что им делать и как им жить.
Поэтому пришли туда, откуда начинали, к курице и яйцу…
Спасибо за отклик, Милена!)
Да? Не знала... ну, раз уж я поместила коммент, пусть повисит пока)
Согласна. Даже если перевести на элементарный бытовой уровень, мне было бы очень некомфортно кому-то советовать, как надо и не надо жить и прочее в таком духе... Но эта, казалось, очевидная мысль действительно возвращает к тезису о том, что очень многое зависит от того, как определять и что считать нормой.
Даже непрошеные советы давать крайне неприятно, да. А представь, ты смогла бы дать указание поднять пенсионный возраст миллионам отчаявшихся людей? Я сразу после повышения была в музее, где гардеробщики и смотрители проклинали власти за это. Каково это быть предметом заслуженной ненависти тех, кого ты ранил даже не для собственной выгоды, а просто для развлечения или идеологии? Это как убить животное не для еды, а просто бросить труп валяться позади. И это я даже не беру дачу указаний начинать бомбёжки.
Только психопаты смогут отмахнуться и не думать об этом.
Да, но это нам так. Для меня вообще уважение личных границ очень важно. Но кому-то, наверное, приятно давать непрошеные советы. Это больше о том, что люди разные и нам надо выбирать, с кем общаться. Справедливости ради, я не уверена, что все те, кто любит поучать других, психопаты. Но это вопрос определений. И я тебя поняла.
Как ты говоришь, некоторые умеют отмахиваться и, возможно, не только не думать об этом, но считать, что их одобряет большинство. Думаю, это ещё и про связь с реальностью, утратить которую, возможно, проще, чем кажется на первый взгляд. К сожалению.
Но и люди, будучи иррациональными агентами, вполне способны поддерживать то, что в итоге делает их жизнь хуже. Особенно когда с регулярностью воздействуют на их болевые точки и манипулируют общ. сознанием.
Не, те, кто считают себя вправе поучать других – это бытовые мудаки :) Они могут как быть психопатами, так и не быть. Но в быту они довольно безопасны, хотя и неприятны. Вот если доберутся до вершин власти, тогда это докажет, что они психопаты :)
Про потерю связи с реальностью с одной стороны и неосознанный мазохизм с другой – это гениально сказано.
Меткое определение и, главное, ёмкое :)
Здесь ещё, думаю, может возникнуть вопрос из разряда "курица или яйцо") Это психопаты добираются до вершин власти или это власть, если она должным образом не ограничена, постепенно способствует развитию психопатического поведения (да простят мне психологи такие формулировки)?
Прежде всего, люди, не являющиеся психопатами, не смогут победить в конкуренции за власть и удержаться там. А дальше власть сама по себе ухудшает ситуацию, чем дольше человек находится у власти.
Вот хорошее высказывание про власть:
https://www.livelib.ru/review/3656212-fungus-albert-sanches-pinol
Высказывание действительно хорошее. Спасибо, что поделилась.
Ответом, наверное, может быть формирование и реальное укрепление институтов… и то, какие изменения происходят с общественным сознанием.
Не стоит ни недооценивать, ни переоценивать роль личности. На мой взгляд, здесь важно соблюдать баланс, иначе несложно всю ответственность переложить на каких-нибудь, условных или не условных, психопатов. В условиях авторитарной системы общественное мнение тоже играет роль. Но я уже своё мнение по этому поводу высказывала, повторяться не буду)
Заголовок - - очень сильный.
Ника, уже по поднимаемым в книге темам вижу, что чтение совсем не из простых. Я так понимаю, ты ее уже ранее прочла, да?
Снова о важной роли контекста...
Страшно подумать, сколько бед в мире связаны с предрассудками и всякими мифами.
Выходит, законопослушные люди большие конформисты? Логично в принципе.
Спасибо за блестящую рецензию, Ника! Как всегда, было познавательно.
Спасибо. Он может напомнить о трилогии Анатолия Рыбакова "Дети Арбата", но я только первую книгу там читала.
Ага, ещё в июле, кажется. Вообще я уже почти месяц как ничего не читаю, хотя киндл с собой таскаю. Выпала совсем из читательской рутины)
Да... Это очень печально.
Можно и так сказать. И это действительно логично. И
само по себе неплохо, даже наоборот. Мне кажется, было бы трудно жить в обществе, где преобладают активные преобразователи и ломатели установленных правил.
Иными словами, конформность становится проблемой в отдельных случаях.
Если дополнить тему, в книге ещё звучит мысль о том, что при любых режимах наиболее активными сторонниками часто становятся люди с достаточно высокой долей конформности, но амбициозные, стремящиеся к успеху и способные на инициативу. Это если упростить, конечно.
Тебе спасибо большое за внимание, Кристина!)
Точно же. Я Рыбакова не читала. Но по этой трилогии был сериал. Я смотрела какие-то серии. это уже очень давно было.
Ника, и даже в аудио ничего не слушала? Не соскучилась по читательской рутине? )
Интересное наблюдение. Надо будет подумать над этим... В сочетании конформности и стремления к успеху ничего плохого я не вижу, но как ты выше написала, в некоторых случаях это становится проблемой.
Интересно. Я не смотрела)
И даже в аудио нет)
Кристин, как раз недавно задала себе этот вопрос... и не смогла однозначно на него ответить. Честно сказать, не особо соскучилась) Вообще в последнее время ощущаю некоторую усталость от книг, обсуждения прошлого и текущего, фактов, интерпретаций и их анализа... Но ладно, не будем отвлекаться на лирику под рецензией на серьёзную книгу)
Конечно, само по себе ничего плохого в этом нет. Это сочетание может быть полезным в зависимости от точки приложения.
... и я бы добавила, что эти случаи не так уж редки(
Совсем не редки:(
Я думаю, немножко лирики нигде не помешает. )
ох, хорошо тебя понимаю, Ника. У меня такое бывает временами, но обычно быстро проходит и появляется желание взяться за книгу, хотя бы маленький рассказ. Но как мне кажется, надо себя не торопить и дать себе отдохнуть. Я уже давно поняла, что отдыхать надо и после отпусков^^ В этом нет ничего предосудительного.
Тоже верно) Главное - не переборщить)
Да, рассказы и небольшие книги обычно хорошо идут в таких случаях)
Твоя правда. Я чувствую, что мне просто необходимо отдохнуть. Побыть пару дней наедине с собой...
Эт точно. )
Ника, взаимно )) Картинка красивая:) А до Сербии ты не доехала? В Белграде, кстати, много интересных граффити ))
Нет, не сложилось у меня доехать до Сербии. По крайней мере, пока.
Да)) кстати, я наслышана об этом ;)
Ника, только сейчас заметила, что автор книги тот самый историк, который работал над документальным фильмом о Гитлере, что ты мне советовала под моей рецензией на Хафнера. Так ведь?
Да-да, всё так. Называется документалка, кажется, "Тёмная харизма Адольфа Гитлера". Есть и книга Лоуренс Рис - Темная харизма Адольфа Гитлера. Ведущий миллионы в пропасть , где более подробно рассматривается тема.
Да, я помню, что есть и книга.
Кстати, Эрих Фромм называл гуманистическую этику прикладной наукой искусства жить. Утверждая её правильность и сравнивая с этикой авторитарной (антигуманной), он показывал, что источники норм этического поведения могут быть найдены в самой природе человека и что нравственные нормы основываются на врождённых свойствах человека, а их нарушение ведёт к психическому и эмоциональному распаду.
Спасибо за познавательную рецензию, Ника! )
Это звучит обнадеживающе для человечества в целом. Даёт ориентир на общечеловеческие этические нормы, которые должны были бы предотвращать или хотя бы заметно смягчать разного рода эксцессы и вспышки насилия.
Из врождённых свойств, которые могут быть базисом для нравственных норм, первое о чём подумала, это эмпатия. Хорошо бы как-нибудь подробнее почитать об этом у Фромма. Тема непростая.
Спасибо тебе за отклик, Людмила!) Всегда рада тебя слышать)
Хорошая рецензия и интересная книга, жалко, что нет на русском.
По-моему, главную роль сыграл начавшийся раскол между СССР и Японией. США потеряли заинтересованность в наказании Японии подобно Германии. И получилось, что японцам, как бы простили. Ну а дальше уже внутри страны культ героизации всех участников войны. Если посмотреть японские х/ф о II МВ, какие все там прекрасные герои. Порой даже мужчину зрителя пробивает на сентиментальность. Но как вспомнишь другие геройства японской армии и флота, соболезнование героям картин сразу проходит.
Да, жаль.
Думаю, Вы правы. Я тоже об этом читала/слышала. Вероятно, Хирохито позволили остаться на троне (не потребовали, скажем, его отречения в пользу сына) и формально сохранить лицо, чтобы укрепить позиции Японии в условиях начинающейся Холодной войны и противостояния с СССР.
Развитие событий на международной арене привело к тому, что осуждение японских военных преступлений было сведено к минимуму, хотя, если не ошибаюсь, сразу после окончания войны обсуждались разные варианты.
Да уж, мифологизация истории.
То ли читал, то ли смотрел лекцию про японский милитаризм. Там отмечалось, что до 30-ых гг. в армии главную роль играл офицерский состав. Рядовых попросту не замечали, они были словно рабы. Но завязнув в войне с Китаем, роль рядового состава стала увеличиваться пропорционально росту их численности в армии. Появляются статьи в японской прессе, которые восхваляют уже не только отличившихся офицеров, но и простых солдат. Это я все к одной из возможных причин японской жестокости. В нач. ХХв. японский офицер, как правило проходил определенные курсы обучения в странах Европы и был просвещен. Поэтому жесткость свою мог сдерживать или вообще отказаться. Численность войск, даже если брать Русско-Японскую, все-таки была умеренной, а в годы IМВ потребывался лишь ограниченный армейский контингент при взятии Циндао. Следовательно тоже не было места особой жестокости. Но в следующую мировую войну пришли миллионы людей со своей культурой и идеологией, далекой от норм, принятых в "высшем офицерском обществе". Да и теперь уже курсанты не проходили обучение в странах Запада. И вот эта народная "бытовая" культура японцев и выплеснула такое жуткое явление, как нормы обращения с пленниками. Чисто мое мнение, может я не прав.
Скорее всего, Ваши предположения правильны. С одной стороны, происходил существенный рост численности рядового состава. С другой, сознательное, нарочитое поощрение сверху этой самой "бытовой" культуры и её противопоставление чуждым западным нормам. Так, в книге упоминается показательный пропагандистский фильм, который показывали в японских кинотеатрах вскоре после того как Япония вышла из Лиги Наций и, следовательно, освободилась от международных обязательств. В нём отразились растущие националистические настроения и уникальность выбранного пути, высмеивались "прогнившие" западные ценности.
Спасибо Вам за внимание и комментарии, Сергей.
Спасибо за Ваш комментарий. Совершенно ничего не знал об итальянских преступлениях. Читая это, задумался над тем, почему в Советском Союзе, который вроде рьяно разоблачал факты фашистских преступлений, об итальянцах ничего не говорили? Или это тоже имело политическую подоплеку, т.к. с Италией у нас были довольно тесные экономические связи?
Наверное, потому что сами итальянцы на Восточном фронте не отличились в преступлениях (речь не идёт про "низовой уровень"
вроде "два итальянца изнасиловали девушку"). Да и к тому же, даже во время войны к итальянцам не было ненависти. Знаете же известное стихотворение Светлова про убитого итальянского солдата?
И память о итальянском Сопротивлении 1943-45 годов оказалась очень удобной, чтобы не поднимать тему военных преступлений собственно фашистской Италии.
Ну да, итальянцы в России себя не запятнали. Помню воспоминания одной бабушки из деревни в Поволжье, оккупированной итальянцами, что местные итальянцев подкармливали, больно жалко те выглядели. Конечно, любые воспоминания надо воспринимать осторожно, но, тем ни менее, показательный пример.
Спасибо Вам за такой развёрнутый и информативный комментарий.
Действительно, военные преступления итальянцев в период Второй мировой обычно остаются в тени, они точно не на слуху. Думаю, это тоже один из примеров селективного подхода к истории, который порой неизбежен.
Да. Был же Токийский трибунал, который должен был расследовать эти преступления. Но, насколько мне известно, никого из членов императорской семьи не судили.
Взяла док. фильм на заметку, спасибо. Ответ итальянских солдат по поводу отношения к завоевательным войнам вполне предсказуем, увы.
Вы не читали Yoshimi Yoshiaki, Ethan Mark (Translator) - Grassroots Fascism: The War Experience of the Japanese People? Насколько я знаю, там про развитие имперской идеологии и её проникновение в разные слои общества.
Принц Асака, командовавший штурмом Нанкина, не был привлечён к суду. Вместо него судили генерала Иванэ Мацуи, который был известен своими прокитайскими симпатиями.
В Гражданской войне в Испании Aviazione Legionaria - ВВС итальянского экспедиционного корпуса устраивали бомбардировки Барселоны и других некоторых испанских городов, подчас даже сильнее, чем Герника. Вообще же, итальянское участие в Гражданской войне в Испании оказалось на втором плане в массовой культуре и научной литературе по сравнению с немецкой интервенцией (для примера приведу, что в известном издательстве Osprey по теме войны в Испании выпущены две книги про Легион "Кондор", одна описывает собственно его подразделения, а вторая - его воздушные кампании. В то время как итальянский экспедиционный корпус был описан вкратце в одной из книг про националистов), хотя итальянцы вложились больше, чем немцы, а получили меньше.
Не читал, узнал от Вас, надо будет найти и почитать. Хотя заголовок странный, мне больше кажется, что Японская империя была гибридом Британской империи со Вторым Рейхом.
Да, об этом я читала.
А вот об этом не знала. Вообще поняла, что не знаю никаких подробностей про итальянское участие в Гражданской войне в Испании. Надо будет как-нибудь восполнить пробел, хотя бы по верхам... И фильм, который Вы упомянули, Fascist Legacy, планирую посмотреть.
Я пока только думаю прочесть. Автор, японский историк, вроде бы внушает доверие.
Вы молодец, что находите силы на такие книги. Мне даже что-то ответить на рецензию сложно, хотя прочитала уже давно. Мысли в кучу не собираются, увы(
Мила, спасибо большое, что читаете. Мысли собираются с трудом после таких книг и тем…
Случайно увидела ваш комментарий. Как уже надоели эти глюки на сайте(
Я вообще удивлена, что он опубликован. Вчера никак не добавлялся. Подозреваю, что он задвоилися энное количество раз(
Ага, но не сразу. С опозданием добавились, видимо)
Да уж(
Я просто пару паз нажала добавить на автомате.
У меня тоже так было и не раз, когда комментарии на сайте не отправлялись)
Это привычное дело.