Больше рецензий

6 ноября 2024 г. 16:44

496

4 Успех = случайные обстоятельства + счастливые возможности + упорнейший труд

Открывая эту книгу, я была уверена: чтобы быть успешным в любой выбранной области, нужно очень много работать, а еще тебе должно повезти. Закрывая эту книгу, остаюсь при том же мнении, но с большей уверенностью и коллекцией подтверждающих аргументов в рукаве.

Мы не можем уравнять шансы всех людей на успех в той или иной области: сыграет все - от достатка ваших родителей до даты рождения. Автор утверждает: успех объясним закономерностями - например, мы можем объяснить, почему шансы стать профессиональным хоккеистом у рожденного в январе гораздо выше, чем у рожденного в ноябре. Есть здесь и тонкий момент. Глобально, успех остается непредсказуемым: мы не знаем, какие навыки потребуются людям через 10-15 лет, чтобы оказаться в мировой элите. Успех остается случайностью.

Впрочем, многое из книги поддается вполне практическому использованию:
- работать, совершенствоваться, овладевать навыками и учиться всегда лучше, чем ничего не делать,
- успех зависит от случайных возможностей, но никогда не свалится на голову, вы должны быть в чем-то очень хороши,
- не нужно быть самым умным, чтобы преуспеть, нужно всего лишь быть "достаточно" умным, чтобы попасть в определенную группу,
- недостаточно быть умным в смысле IQ и математических способностей, вам потребуются навыки взаимодействия с людьми,
- культурный бэкграунд имеет значение.

Разверну некоторые из обозначенных мыслей. Во-первых, книга действительно оказалась полезна в культурном смысле! Мы бегло рассмотрели менталитет Китая, России, Кореи и некоторых групп иммигрантов США. Меня удивила связь между способом возделывания земли и преуспеванием в математике, вызванная отношением к работе. Автор приводит в пример две пословицы, русскую: "Бог не даст - и земля не родит" и китайскую: "Семья человека, который круглый год встает до зари, бедствовать не будет". Различное отношение к труду (обусловленное различными выращиваемыми культурами!) видно сразу.

Во-вторых, автор несколько раз возвращается к одной и той же теме под разным углом: ваше детство и юность могут сработать на вас и против вас. То, как родители общались с вами, какие кружки вы посещали, как много учились, как взрослые учили вас общаться с миром. Когда я была маленькой, я очень любила летние каникулы: время законного безделья! Автор приводит результаты исследования, показывающего, что дети высшего класса зачастую опережают в навыках детей из бедных семей исключительно за счет тех знаний и навыков, которые они приобретают в период летних каникул: музеи, выставки, лагеря, книги - то, чего у бедных детей зачастую не оказывается. Буду честна, вышло неожиданно - получается, длинные летние каникулы скорее вредны, чем полезны? Особенно, если не наполнены чем-то содержательным.

Наконец, вернусь к теме культуры. Эта книга позволила мне осознать, что мое стремление к полной определенности и естественное принятие иерархии - это результат того, в какой стране я выросла. И что далеко не во всех странах люди думают также. Понимание своей культуры и культуры окружающих позволяет использовать ее в свою пользу, а еще вооружиться большим принятием к окружающим. Вообще измерения Хофстеда оказались крайне занимательной тематикой.

Минус для меня был всего один: иногда одна и та же мысль рассказывалась уж очень длинно. А еще с правилом 10000 часов не все так уж гладко, хотя суть понятна: времени в освоение навыка на мастерском уровне придется вложить достаточно много!

Книгу рекомендую, интересного много, полезного тоже.