Больше рецензий

Osman_Pasha

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 февраля 2025 г. 13:29

241

3.5

Винсент ван Гог — заманчивый образ для писателей. Для биографов — его судьба с карьерой, которую он вопреки всему двигает вперёд. Для искусствоведов — его картины и методы их написания. Для авторов остросюжетных книг — множество подделок его работ. Найдутся специалисты и на историю с отрезанным ухом. Не менее интересная и тема таинственной смерти ван Гога. В этой теме попытался разобраться и Жан-Мишель Генассия, известный по «Клубу неисправимых оптимистов». В своих книгах он часто использует персонажей из других своих произведений, и мне было любопытно, возникнет ли эпизодически кто-нибудь и здесь. Тем более, что в прологе героиня обращается к читателю из 1949 года. И спойлер — персонажей из других книг здесь нет.

У книги два недостатка. Первый— обещанная разгадка смерти художника получилась не замысловатой. Второй — Винсент тут не основной персонаж, его образ раскрывается преимущественно через главную героиню, и вообще он появляется в сюжете далеко не сразу. Главная героиня — Маргарита — дочь доктора Гаше. У неё две мечты: сбежать из дома и стать художницей, но за время развития сюжета появляется у неё и третье желание. Из её рассказов и размышлений и вырисовывается портрет ван Гога

У Винсента есть профессия, вернее сказать, призвание, которому он отдается каждую секунду своей жизни, как если б он постригся в монахи.

Но участвует в создании собственного портрета и сам Винсент

я могу посвятить себя только живописи и ничему другому
Для меня важно не то, признан я или знаменит, а возможность писать, как я хочу.

В книге создаётся образ вполне нормального, здорового человека, одержимого своим делом, осознающим свои способности и талант, а так же предвидящего успех и признание своих картин.

В основном в книгах о ван Гоге говорится только о Винсенте, как он жил, писал. Здесь есть преимущество — автор перемежает текст цитатами из документов той эпохи. Таким образом вырисовывается картина эпохи в которую творил Винсент: в Париже строят Эйфелеву башню, которую возненавидели многие деятели искусства; относительно недавно произошла франко-прусская война, и к немецкоговорящим во Франции относятся с неприязнью; гремит дело Дрефуса и не только. В таких исторических координатах становится интересно, какое мнение было у ван Гога по вопросам не относящимся к проблемам искусства и написания картин. Было бы интересно, если бы автор дописал отношение Винсента к этим моментам, но тот не основной герой повествования.

o-l.jpg
02:38