Больше рецензий
25 марта 2025 г. 00:00
103
2 Кого, говорите, вы увидели?
РецензияБез памяти ты отрезан от себя самого.
Не знаю, на что надеялся Ксандер Шют, в прошлом — программист и выпускник Кембриджа, в настоящем — бездомный с провалами в памяти, по чистой случайности ставший свидетелем убийства женщины, но никто ему не поверил. Ни полицейские в участке, когда он сообщил, что забрался в чужую квартиру переночевать и увидел преступление, ни я. Так уж повелось, что обрывочные воспоминания главного героя и путанница в показаниях сразу вызывают подозрение. И если здесь полисмены подозревают Ксандера в убийстве лишь потому, что так выгоднее, проще и легче, ввиду отсутствия каких-либо других улик и доказательств, то я подозреваю главного героя из-за «ненадёжного рассказчика», уже не раз вводившего меня в заблуждение и всплывавшего постфактум.
Ксандер не плохой человек — в этом мы успеваем убедиться и не раз на протяжении всего повествования, но иногда и у хороших людей случаются роковые и непростительные ошибки.
И так уж заведено, что наша психика может заботливо и осторожно прятать страшные события в самые глубокие и тёмные уголки сознания, не вводя в курс дела своего хоста: спросите у Билли Миллигана, уж кому-кому, а ему не понаслышке известно о том, на какие крайности может пойти психика, чтобы упрятать калечащие нас воспоминания до того момента, пока мы не будем готовы столкнуться с их природой.
У книги интересная структура этакой саморефлексии и домашней терапии: вместе с Ксандером мы отправляемся на задворки его подсознания, узнаём о том, что, неожиданно, бездомным тот был не всегда: успешная карьера, любящая его женщина, лучшие друзья, семья и большие накопления в банке — всё, о чём только можно было бы мечтать, у него было, и в достатке. Почему такой, казалось бы, преуспевающий молодой человек, оказывается на улице и ночует на картонке за кустами в парке, подбирает окурки и ест просроченные продукты?
Имран Махмуд раскрывает тайну постепенно, одна за другой, позволяя своему главному персонажу вспоминать, размышлять и разгребать завалы памяти самостоятельно, проявляя общую картину в первую очередь для себя самого. Наверное, именно поэтому конец книги завершается на открытой ноте: читатель остаётся на берегу, гадать всё ли он правильно понял, а Ксандер учиться жить со своим открытием наедине, поделившись с нами лишь необходимым минимумом.
В такие моменты задаёшься вопросом: «А стоило ли оно того?», и не лучше ли некоторым тайнам так и оставаться таковыми? Но, думаю, есть вещи сильнее нашего разума: совесть, чувство долга...человеческое любопытство, в конце концов. Ксандера они привели к неутешительной правде, ему нужной и важной. А меня — к прочтению «Я знаю, что я видел» Имрана Махмуда, британского писателя из Ливерпуля и практикующего адвоката. Книжка любопытная за счёт своей психологической составляющей, но временами утомительна и эмоциональна до крайности.