Больше рецензий
31 января 2017 г. 21:01
3K
4 Хорошо поведение разумное и рассудительное...
РецензияОтсутствие веры в Бога - Неразумно
Вторая половина XVII век: неверие в Бога представляется следствием беспутной жизни. Вера-элемент порядка, в этом именно качестве ее надлежит блюсти. Атеист опасен не силой неверия, а а слабостью религиозного чувства и неупорядоченностью жизни. Изоляция играет функцию «нравственного пробуждения», изолятор -нечто вроде смирительного отделения, созданного «во имя истины». К человеку нужно применить настолько строгие меры принуждения, чтобы его прозрение стало неизбежным. Лабрюйер, Ларошфуко, Паскаль пишут примерно одинаково:- Покажите мне воздержанного, умеренного, целомудренного и справедливого человека, который решился бы отрицать существование Бога… Беда в том, что такого нет.» Если человека, заявившего, что Бога-нет, сделают «воздержанным и умеренным и т.д.», он потеряет охоту к заявлениям подобного рода, следовательно, признает, что Бог - есть. В этом была цель и значение изоляции «неразумных».
Кто есть «Неразумные»
В стенах изоляторов содержались вместе -венерические больные, расточители, богохульники, гомосексуалисты, алхимики, развратники, мнимые ведьмы, и …помешанные. Столь многоликая цельность «Неразумия» закончилась в 1801 г. изгнанием маркиза де Сада из изолятора в Шарантоне: - Обитает в Шарантоне один человек, каковому дерзостная безнравственность доставила премного славы . Это автор гнусного романа «Жюстина». Бред его есть единственно бред порока, и сей разряд порока подлежит исправлению не в больнице…в суровом тюремном заключении».
Мораль и Неразумие
24 марта 1726 г. лейтенант Эро при содействии господ заседателей тюрьмы Шатле в Париже оглашает приговор, по которому Этьенн Бенжамен Дешоффур, «подобающим образом допрошенный, объявляется сознавшимся в совершении преступлений содомических. Сказанный Дешоффур приговаривается к сожжению на Гревской площади с развеянием пепла оного по ветру и конфискацией имущества оного в пользу Короля». То был один из последних смертных приговоров во Франции за содомию. Но подобная жестокость уже возмущала современников, в том числе и Вольтера. В большинстве случаев мерой пресечения для таких служила пожизненная ссылка в провинцию или изоляция в Общем госпитале или в одном из тюремных замков…
Содомию, которая прежде считалась преступлением того же ряда, что ворожба и ересь, то есть профанацией религии, осуждают теперь исключительно по моральным соображениям…Так складывается целостная мораль, близкая к современным формам виновности. В Новое время выбор ставится иначе: либо любовь разумная-либо неразумная. Гомосексуализм относится к неразумной любви, находя свое место в стратификации «безумия». Сегодняшний психоанализ не может пройти мимо: источником всякого безумия являются нарушения в сексуальной сфере. Наша культура поместила сексуальность на границе между Разумом и Неразумием(Безумием.)…
Безбрачие и разврат - признак Неразумия
… Отныне священна не любовь, священен только брак, заключенный в присутствии нотариуса. Область Разумного очерчена институтом семьи, вне семьи человек вступает во власть стихии Неразумия. Все, что противоречит интересам семьи-Неразумие. Так, маркиза д,Эспар требует признать мужа недееспособным: он вступил в связь, противоречащую интересам семьи; с точки зрения правосудия это-явный признак умопомешательства. Разврат ,мотовство, скандальная связь, позорный брак- вот распространенные мотивы изоляции. Абсолютизм сделал ИЗОЛЯЦИЮ орудием господства буржуазной семьи.
В 1771 г. Моро пишет:- «Некое семейство видит, что что в лоне его взрастает презренная личность, от которой можно ждать любого бесчестья. И дабы не легло на нее позорное клеймо, семейный суд спешит решением своим упредить судебный приговор.» Лишь к 1784 г. власть пытается отмежеваться от требований семьи:- «Лицо совершеннолетнее может запятнать себя позорным браком либо разориться через необдуманные расходы, либо предаться всем крайностям разврата и вести беспутный образ жизни- все это не дает оснований, чтобы лишать свободы».
В XIX веке конфликт «личность-семья» становится частным делом, психологической проблемой.
Симптомы безумия
Безумие есть Негативность…особого рода, чьи «богатства» выстраиваются в систему. Ученый медик Виллизий попробовал классифицировать: - К болезни ума всех ближе стоит Слабоумие:-«идеи мешаются , подобно типографским литерам, собранным в кучу без смысла и понимания»; Тупоумие- отсутствие разумения и способности суждения ;закончив тем, что Слабоумие-присутствие НЕРАЗКМНОГО НАЧАЛА в любой форме, нарушающий механизм работы мозга,фибр и духа. Но тогда - есть еще «тупость, глупость, тупоумие, идиотия, простоватость».. - термины, не поддающиеся «медицинскому опыту». А ведь живы еще «мании» и «меланхолии»!!! В газете за 1762 г. врач спрашивает, не «рискуем ли мы принять слепца или глухонемого за имбецила»?
Верно ли, что Меланхолия - это «безумие, протекающее без горячки и приступов буйства и сопровождаемое страхом и грустью»? Нужно лечить? В к. XVIIIв. к Меланхолии причисляются любые виды безумия, не сопровождающиеся бредом, а всего-то- апатией, чувством безнадежности, угрюмым ступором; мания же осталась «буйным помешательством, не сопровождающемся горячкой»…А ведь проявились еще «Истерия»и «Ипохондрия» - болезни, при которых «женщины выдумывают, раздувают и упорно твердят все возможные нелепицы, на какие только способно расстроенное воображение, болезни эти делаются иногда заразными, принимая характер эпидемий».
Любовь-то же Безумие
К 19 веку рушится понятие «безумия», принятое в классическую эпоху. Возникает «научная психиатрия» , источником которой послужили «истерии». Лечит все виды ипохондрически и истерически заболеваний, то есть ЛЕЧИТЬ ЧЕЛОВЕКА психиатрическая наука предлагает … с ПОМОЩЬЮ ЧЕЛОВЕКА. То, что было причиной греха и смерти, станет причиной исцеления и жизни.
-Против конвульсий хорошо помогает человеческая кровь…
- Свежая моча хороша …против истерики
Человеческие волосы хорошо осаждают истерические пары, если их жечь и давать нюхать больным…
-Яд гадюки должен быть самым действенным средством против истерических паров и женских болезней.
Оттого –то мадам де Севинье предпочитает не лекарства и порошки. изготовленные аптекарем, а добрых полевых гадюк :- Порошок горячит, разве что принимать его вместе с кашей. Пришлите натуральных гадюк…по три-четыре в ящике., с отрубями и мхом, чтобы им было уютно. Берите каждое утро две из них, отрубите им головы, велите снять кожу и нарезать на куски. Начините ими тушку цыпленка»…
Впрочем, для влюбленных действенна и «Ртуть, охлажденная киноварью»: растереть ее с 2 драхмами золота, нагреть на золе с купоросом, продистиллировать пять раз, пять часов раскалять на горящих углях. Все это затем «растереть и дать юной девушке, чье воспаленное воображение порождает пламенные химеры». Пожар этой Истины убьет постыдный любовный жар…
Символика и образы, оказывается, тоже лечат безумных, коими влюбленные являются…