Больше рецензий

8 марта 2017 г. 17:54

773

4

Очень функционально, без рассусоливаний, без экивоков, без попыток привести примеры из собственной жизни; сухо, по существу, с необходимым минимумом ссылок на мировую историю. Эрнест Геллнер довольно подробно рассматривает национализмы, составляет их типологию, подводит базу под рассуждения о том, что является национализмом, а что - нет, рассматривает причины и псевдопричины его зарождения, питательную среду, изучает, почему одни национализмы выживают, а другие умирают в младенчестве, можно ли избежать его появления и насколько оно неизбежно... Выверенно, спокойно, тщательно, с холодным блеском электронного микроскопа - Кювье в мире капитализма, индустриализации и классовой борьбы.

Частая конфронтация с марксистской теорией (ну не нравится Геллнеру Маркс, ничего с этим не поделаешь) сбивает - в восьмидесятых это было оправдано, однако сейчас выглядит анахронизмом, да и плохо я знаю идеи Маркса. Рассуждения Геллнера иногда скучны, я пару раз чуть не засыпал над книгой (хорошо, что объем ее весьма невелик), иногда - наоборот - увлекательны, оригинальны и остроумны: про модель руританского национализма в Мегаломанской империи читать было реально смешно.

Отсутствие ссылок и примеров имеет двоякий результат - с одной стороны, автор прикрылся от критики, с другой стороны - это сваливается в не то чтобы беспредметный, но как-то не очень основательный, абстрактный треп, когда и нет смысла ни соглашаться, ни спорить - человек так видит. Парадокс - автор подводит к тому, что национализма как такового нет, но и игнорировать факт его существования тоже нельзя и любая критика национализма льет воду на его мельницу.

Изначально показавшаяся несколько устаревшей, в итоге оказалась весьма своевременным чтивом - рассуждения Геллнера очень здорово укладываются в нынешний расцвет националистической и популистской риторики в Европе и США, вызванный массовой эмиграцией, наплывом беженцев с Востока и их экспортом "низкой" культуры в страны с устоявшейся "высокой" культурой.

Это не история, но скорее философия, не исследование, но публицистика - впрочем, публицистика очень качественная и высокого порядка. Я лично предпочитаю исследования конкретных периодов истории конкретных стран, нежели общие теории, но наверное, без них обойтись нельзя - иногда нужно отойти подальше, чтобы увидеть всю картину.

Комментарии


Что, правда хорошо? А с чем (хотя бы один пример) у Маркса он спорит?


Ну, например, он считает, что основа государства - это не монополия на насилие, а монополия на образование. Что теория классовой борьбы не учитывает и игнорирует национальные сентименты. Что Маркс ошибался всегда и во всем. Что национализм вышел не из капитализма, а из индустриализации. В общем, много чего.


Ну, например, он считает, что основа государства - это не монополия на насилие, а монополия на образование.

Э, что? А когда образования не было, не было и государства? Или он как-то расширительно толкует "образование"?

Что национализм вышел не из капитализма, а из индустриализации.

А разве это не аксиома? Хобсбаум о том же пишет.


Или он как-то расширительно толкует "образование"

Под образованием он имеет в виду всеобщее, конечно, а о государствах говорит о модерных, национальных. Мне тоже показалось, что эта идея сомнительная - в Штатах например, нет госмонополии на образование, но да - термины "образование", "культура" он иногда трактует в очень широком смысле

Хобсбаум о том же пишет

Ну критикует-то он не Хобсбаума, а Маркса.