Больше историй

2 июня 2016 г. 02:10

731

Есть несколько книг, которые сформировали из меня то, что я есть на данный момент. Вот эта - из их числа.

Я вовсю коллекционировала книги из "Бестселлеры Голливуда" и этот томик, лежащий в распродаже, пленил моё хищное сердце коллекционера, помноженное на методичное "если начала собирать, надо собрать их всех" (слава Господу, что я почти не знакома с покемонами, я бы точно стала собирать ВСЕХ). Первую часть, то есть про "Крюка", я так и не прочитала по сию пору, полностью захваченная сказочной красотой (а в книге, у кого есть, тот помнит, вклеены страницы с кадрами из фильма) короля гоблинов Джарета.
Книгу я проштудировала раз пятьсот. Обычно читала под партой, специально брала в школу, чтобы высиживать скучные уроки (как сейчас помню, обычно так сидела на физике, так как этот предмет и так знала на отлично, а вот уроки мне казались скучными).
После такой любви к книге фильмы обычно разочаровывают. Со мной произошло всё с точностью до наоборот. Едва у меня появился фильм, как книга была забыта. А когда кто-то подрезал мою кассету с "Лабиринтом", я взамен купила лицензионную кассету с оригиналом и по сию пору могу цитировать кусками на английском с полным сохранением интонации.
Само собой, я долго была влюблена в Боуи (кто не влюблялся в пятнадцать лет в Боуи, тот потерял всю юность) и люблю его и по сейчас, пусть даже Зигги Стардаст улетел в этом январе на свой Марс. Джим Хенсон является моим любимым режиссёром. Не "одним из", а самым любимым, даже при сравнении его с тем количеством фильмов, которые я видела. Его "Маппеты", "Скала фрегглов" - это нечто настолько экзотическое, атмосферное, безумное, что является полным соответствием слову "гениальность".

К книге я вернулась спустя очень много лет. Я делала текстовую РПГ и в поисках "информации и побольше, побольше" решила поискать старое издание. Его не оказалось, потерялось при каком-то переезде. Пришлось заказывать букинистическое, долго ждать, пока кто-то решит продать. И вот книга в руках. "Буэ", - говорю я. Потому что мне иллюстрации запомнились намного более красивыми.

картинка angelofmusic

Посетовав на недостаток юношеских воспоминаний, когда трава была зеленее, а разглядеть красоту парня удавалось и на крупнозернистой фотке и погружаюсь в чтение. Дочитываю. Откладываю. Иду к зеркалу. Точно. Глаза стали шире сантиметра на три. И вот это вот мне нравилось? Я считала этот жуткий фик красивой сказкой о любви? Я реально считала, что преимущества фильма только в более хэппи-концовке? Да ёпрст, в фильме есть атмосфера, история, чувства, психология, а тут-то что? Окей, объяснено про взаимоотношения Сары и её мамы, но каким же, блин, неудобоваримым языком.

Впрочем... Впрочем, откуда вообще есть пошла вторая версия "Лабиринта"? И тогда я села внимательнее читать первоначальный сценарий Терри Джонса. Плевалась, хваталась за голову, потому что появление Джарета в жизни Сары обставлено в стиле криминальной сводки новостей и соответствует баягнистым шуткам фанов: "Старый педофил приударяет за малолеткой". Хенсон изменил в сценарии многое. Из типичной для 80-х сказочки он сотворил нечто более глубокое и философское. И второй слой в фильме вовсе не в любви Джарета к Саре (я с ужасом читала рецензии в стиле "в детстве мне казалось всё просто сказкой, а потом я поняла, что он её любит"), вернее, он вытекает из этого слоя с любовями.

И тогда я написала пьесу. И поместила её на Кинопоиск, как рецензию к фильму. Эту пьесу и предлагаю вашему вниманию (не разбегайтесь, вам помимо пьесы будет предоставлена ещё и "мораль"). Ах да, персонажей я взяла одних из самых любимых - двух крыс, прислуживающих Куче Мусора.

картинка angelofmusic

Две крысы сидят около спящей Кучи Мусора.

Гонзо: Что было до того, как нас выдумали? Выдумавший сделал нас персонажами, теперь мы существуем даже после его смерти. Но существовали ли мы до того, как нас придумали?

Алонзо: Те, кто любит рассуждать о том, что будет после смерти, очень редко задумываются о том, что было до жизни. Выдумавший снимал самые глубокие фильмы, а публика считает, что просто детские сказки.

Гонзо: У тебя мысль скачет. Хорошо, валяй, докажи мне, что «Лабиринт» не детская сказка. Ну, положим, я это знаю, просто хочу посмотреть на твои аргументы и проверить, что ты можешь выстраивать логическую цепочку без того, чтобы во время разговора о погоде перескочить на мысли о ботинках. Ведь, что у нас есть? Пятнадцатилетняя девушка Сара. В неё влюбляется король гоблинов Джарет, который в качестве любовного подарка похищает её младенца-братика, когда он ей надоедает. А потом отказывается отдать, для этого ей надо пересечь Лабиринт за тринадцать часов. Она находит массу друзей, взрослеет, побеждает короля, перестаёт быть эгоистичной девчонкой, живущей в мечтах.

Алонзо чешет задней лапой за ухом: А то, что там есть эта любовная линия не подходит на особенность фильма? Гонзо, это же точно нечто новаторское. Ведь по первоначальному сценарию Джарета интересовал только мальчишка, чтобы превратить его в гоблина, а Выдумавший всё переписал, чтобы Джарет вёл игру именно ради Сары.

Гонзо: Маловато. Выдумавший снимал «Тёмный кристалл» полный мистики и размышлений о добре и зле, так что такой простой второй смысл не годится.

Алонзо ложится на живот, принимает позу раскованней и принимается рассуждать: Хорошо. Вернёмся к началу, то бишь к вопросу: а зачем Джарет заставляет Сару проходить Лабиринт? Странный способ ухаживания. Но Лабиринт — это иллюзия, гоблины в Лабиринте только исполняют роли плохишей, порой забывая, что им следует удивляться, увидев Сару. Значит Джарет ведёт свою игру, чтобы Сара могла узнать его получше. Лабиринт — это отражение души Джарета. Душа его запутанная, алогичная, непостоянная. За время проведённое в Лабиринте, она узнаёт его лучше, чем если бы прожила с ним лет десять. Чтобы узнать Создателя, познакомься поближе с созданным им.

Алонзо замолчал, раздумывая, и Гонзо подсказывает шёпотом: Книга…

Алонзо: Точно! Книга! В самом начале Сара читает книгу, в которой описано, как победить короля. Кто написал книгу? Что было до жизни? По сценарию книгу написал Джарет! Он сам дал ей способ победить его, потому что он и не был побеждён. Он помог ей узнать себя поближе и развлёк её. И главное! Концовка! Ведь это рушит штамп всех так называемых современных «волшебных» сказок, в которых герои отказываются от мечтаний и начинают жить в «реальном» мире. Сара взрослеет, но не отказывается от волшебного мира, а волшебный мир приходит к ней.

Гонзо кивает головой и шевелит усиками: Точно! Считай, что докопался до вкусного. Добро и зло. В мире, где всё иллюзия, добро и зло исходят не из разных царств, а от одной личности — полный монотеизм заправляющего всем Демиурга. Мир — это иллюзия. Возможность развлечься и узнать Творца получше, потому нет никаких зла и добра. Нет никаких бедствий. Максимум, который мы проведём в этом мире, наши «тринадцать часов» — это сотня лет, а потом мы проснёмся в своём Безвременье.

Алонзо задумчиво: Ты думаешь, Выдумавший вложил эту аналогию в свой фильм? Что он про всё это думал?

Гонзо: Я думаю, что он всё это чувствовал. Так как мир иллюзорен и создан в том числе и для развлечения, он познаваем и через смех. Забавный червяк, глупый Мудрец в говорящей шляпе, Огневики — и все те, кого Джарет посылает навстречу Саре, пусть и отдельные личности, но при этом часть мира Джарета, а значит и грани его души. Потому и все учения о душе самой главной целью ставят для последователей заботиться о других живых существах, так как они единственные реальные, а все вещи, идеи — иллюзия, рухлядь на спине мировой Мусорщицы.

Алонзо: А кто тогда эти люди на балу мечтаний, где Джарет встречается с Сарой и очаровывает её?

Гонзо: Гоблины. Реальные гоблины, когда они не изображают маленьких забавных существ. Став реальными сами, они не могут смотреть прямо на реального короля, потому они держат в руках карманные зеркальца, чтобы ловить его отражение. А реальный мир — это не комната Сары, а мир, где происходит финальный разговор и где Джарет предстает в костюме Белой Совы. Мир хаоса, где в небе застыли обломки Лабиринта, лишь на время принявшие подобие порядка.

Алонзо задумчиво: Так ты полагаешь, что такова была религия Выдумавшего? Он верил в то, что всё в мире не по-настоящему. Что все беды и несчастья — это только повороты сюжета, чтобы те, кто идёт по Лабиринту реальности ощутили чувство ненастоящей опасности, пусть даже они будут в курсе, что даже если их убьют в этом мире, самое страшное, что им грозит — это очнуться в своём Безвременье. И что раз мир — это громадная игра, затеянная Творцом, надо получить побольше радости и быть добрее друг к другу, так как дерясь за ненастоящие «сокровища», мы обижаем реальных существ. Похоже на то. Но знаешь… Публика никогда не признает, что Выдумавший так много смысла заложил в этот фильм.

Гонзо чуть кривится: Я бы не стал обращать на них внимания.

Алонзо: Это потому, что они не могут спалить внутренний смысл?

Гонзо: Нет! Потому что они слушают двух крыс, рассуждающих о философии!

Хохоча и помахивая хвостами принимаются грызть полусгнивший абрикос.

картинка angelofmusic

Ну, надеюсь, пьеса объяснила, что я думаю о том, почему книга, сценарий и фильм не совпадают.
Добавлю только, что гений способен сделать шедевр из любого материала. Какой смысл заложит гений - не знаю, но в настоящем шедевре нечто созвучное будет каждому.

картинка angelofmusic

Ветка комментариев


Мне кажется, что мужчин, которые готовы построить для женщины целый мир (от любви, от желания поманипулировать или по иным причинам) в мире - единицы))) Когда одна личность равна целому миру, то потерять такую личност равно потере всего мира))


Во-первых, желание поманипулировать не имеет отношения к женщине, оно касается только эго манипулятора. Во-вторых, каждый человек представляет собой целый мир (мысль абсолютно не нова), вопрос только в комфортности этого мира для наблюдателя. )))


Всё, что угодно, можно назвать "желанием манипулировать", в данном случае я не вижу желание персонажа это делать.
Ну и да, каждый человек - целый мир, но большинство не может подарить этот свой мир кому-то, а если и "дарит", то на самом деле продаёт, что-то требуя взамен))


Всё, что угодно, можно назвать "желанием манипулировать", в данном случае я не вижу желание персонажа это делать.

Ну, разве что у вас это не получается. Цитирую разные источники:
"In spite of all of his manipulation, in spite of attempts to impede Sarah with obstacles, disorient her and undo all of her progress, or trap her in a false paradise of her dreams, Jareth cannot hinder Sarah, who is propelled forward by love."
"When Sarah asks to Jareth to hand back Toby, the Goblin King uses his skills for manipulation and persuasion."
"Add David Bowie and his chemistry to this mix, and did the collective unconscious of so many creative minds brings forth a potent embodiment of the narcissistic emotional abuser?"
"Bowie will forever be my dream guy as Jareth. (Minus the manipulative, abusive, narcissistic tendencies)."

Что же до взаимовыгодного обмена мирами, то да, такая проблема существует. ))) Но и Джарет тоже вроде как небескорыстен. ;)


А что за источники?)) Бо источники - это хорошо, но доказательством они не являются, если не являются замыслом создателей фильма))

Что до Джарета - так он ничего не получает за то, что устоил девочке приключение)) Кауда ж бескорстнее)))


Замысел и то, что получилось в реальности, - это далеко не одно и то же. Если я замыслю гениальную книгу, то у меня, увы, ее не получится. )
Ой, Джарет все делал просто так? А нафига тогда все эти речи про подчинение? )))


Так ведь уже обсуждали)) Он предлагал ей подчиняться, уверяя, что сам будет подчиняться в ответ))
Никто не заставлял, предоплата приключением вперёд, при отказе парень превращается в сову и дарит девушке весь свой волшебный мир. Оно и в самом деле generous)))


уверяя, что сам будет подчиняться в ответ))

Ключевое слово - "уверяя". )))

Никто не заставлял, предоплата приключением вперёд, при отказе парень превращается в сову и дарит девушке весь свой волшебный мир.

Если киднепинг и шантаж - это "никто не заставлял", то у вас своеобразные представления о принуждении. ) Предоплату мог бы себе оставить, приключений на свою ж... молодые девицы могут найти самостоятельно сколь угодно много, и волшебный мир у него так себе - одни сомнительные рожи и неуютные пространства. Да еще и в довесок - чокнутый нарциссический придурок на троне с отголосками тяжелого детства и необходимостью регулярно посещать психоаналитика. )))
Ну, если серьезно, то кое-где было сказано, что вот это предложение "equivalent to the Faustian theme of selling one’s soul to the Devil"... и, действительно, такие параллели есть.


>и волшебный мир у него так себе

Вам не понравился, Саре понравился, она его потом к себе в комнату вызвала в финале.
Это как подарить айфон, БМВ, кучу друзей и сказать: "Но спать со мной совершенно не обязательно". Если переводить действия Джарета на современные аналоги, он всем даст очков двести вперёд.


А я поражаюсь избирательности вашего внимания. В общем, вы не заметили, что нервы Саре изрядно попортили. ) Например, машину, от которой она с Хогглом в тоннеле еле ноги унесли, она случайно с собой не забрала? Чтобы бегать по утрам для поднятия эмоционального тонуса? :))) И сравнения какие-то... эээ... своеобразные. Айфон? БМВ? Это всего лишь хлам...


Нет, не заметила. Потому что там же была и дверь, через которую они смылись, и что было бы если бы их догнала машина - не ясно. Плюс робот, защищавший двери был достаточно медленный, чтобы никого не убить. Добавлю, что и вся война с гоблинами даже царапины не оставила ни на первой, ни на второй стороне "конфликта".

Ну, ей дали не хлам. Ей подарили целый мир)) Даже с почти опасностями) И в отличии от Неверлэнда, где Крюк вполне реально пытался отравить мальчишек, а фея Динь-Динь и вовсе пыталась убить Венди (милая детская сказка), мир Лабиринта совершенно безопасен.

Насчёт хлама, так даже Джарет дал ей толстый намёк, сделав копию её комнаты на свалке и направив туда мусорщицу, которая своим примером показала, что такое хвататься за вещи))


Что ж, примерно в том же ключе можно охарактеризовать набоковского Гумберта. Воспитывал, обеспечивал, знакомил с различными сторонами жизни. Подарил свой богатый внутренний мир. Просил немного - в общем-то, то же, что и Джарет. Вы не в курсе, за что к нему так неблагосклонно относятся иные несознательные читатели? )


Так можно охарактеризовать хоть Гитлера, но только к Джарету это определение будет верным))