Опубликовано: 29 апреля 2020 г., 14:12

1K

Как извлечь больше пользы из посещения с ребенком сеансов громкого чтения в библиотеке

19 понравилось 1 комментарий 1 добавить в избранное

Автор: Эбби Харгривз

Я никогда не хотела стать детским библиотекарем, поэтому, когда меня взяли на эту работу, я совершенно не представляла, как правильно проводить сеансы громкого чтения. Однако мне посчастливилось иметь замечательного коллегу, который великолепно это делал («Где мистер Джей?» – слышала я перед началом каждого занятия еще больше года после его увольнения). Кроме того, у меня была возможность посещать не менее великолепные тренинги доктора Бетси Диамант-Коэн, исполнительного директора и дизайнера проекта «Mother Goose on the Loose» (популярная американская сеть школ раннего развития – прим.пер.). Я проглотила всю доступную информацию по методике занятий с детьми и узнала все о Сорадж Готинг и ее программе «Чтение для всех». Проведя в этой профессии почти три года, я понимаю, что многие родители и опекуны, приводящие детей на сеансы громкого чтения, знают о том, как извлечь из них максимальную пользу, едва ли не меньше меня в начале моей карьеры.

И хотя каждую неделю на своих занятиях я вижу практически одни и те же лица, попробую коротко рассказать о возможностях чтения с детьми и дать советы опекунам в том, как извлечь максимальную пользу для ваших детей из сеансов громкого чтения. Этот список ни в коем случае не является исчерпывающим, тем более, что у некоторых детей, естественно, будут индивидуальные потребности и для их обучения и развития потребуются другие занятия. Однако, прежде всего, время чтения с детьми должно быть веселым, поэтому не позволяйте этим идеям превратить его в рутину. Если занятие не приносит удовольствия, пользы от него не будет никому.

Кроме того, не стоит забывать и о том, что у вашего библиотекаря или другого чтеца могут быть немного или совершенно иные принципы, выработанные им самим и подходящие именно для него. Не позволяйте этому списку мешать вашему общему развитию. Я бы порекомендовала руководствоваться тем, что предлагает выбранный вами специалист, и адаптировать это к вашим личным потребностям. Но помните, что для доказательства успеха может потребоваться время – развитие ребенка не происходит в одночасье.

Выбирайте подходящие сеансы громкого чтения

Это небольшой, но важный момент – выбирайте группу, подходящую вашему ребенку. Часто библиотеки, книжные магазины и другие места, где практикуют громкое чтение, планируют сеансы в зависимости от конкретной возрастной группы. Это связано с тем, что потребности младенца значительно отличаются от потребностей трехлетки. И хотя я стараюсь быть как можно более инклюзивной в планировании своих сеансов громкого чтения, понимая, что иногда люди выбирают, исходя из способностей, а не возрастных рекомендаций, при этом я тщательно продумываю отдельные планы для каждой возрастной группы, чтобы мы могли максимизировать развивающий эффект. Мой подход к чтению малышам значительно отличается от подхода к чтению дошколятам, и, хотя я могу немного дорабатывать план в процессе, скорее всего, для вас полезнее будет тот сеанс, что ориентирован на возрастную группу вашего ребенка.

Принимайте участие

Участие родителей, конечно же, очень важно. Трудно ожидать, что дети будут внимательно слушать полчаса, если взрослые не могут показать им пример. Да, вы можете почувствовать себя глупо, танцуя с малышами «Лоб, плечи и коленки», но хорошая новость в том, что вы не единственный из взрослых, кто это делает, – руководитель группы тоже! Остальные родители в комнате могут отказываться, но пример сверстников заразителен – не бойтесь быть первым.

Одна из главных идей, которую д-р Диамант-Коэн буквально вколачивает в головы слушателей на своих тренингах, заключается в том, что одним из лучших способов обучения детей является подражание взрослым. Это именно тот случай, когда обезьяна видит – обезьяна делает. Если ребенок видит, как родитель хлопает в ладоши в нужный момент песенки «Если нравится тебе, то делай так», он начинает повторять движения. Даже если сначала дети не совсем понимают связей между словами и движениями, это произойдет позже по мере развития и закрепления в их мозге соответствующих связей между нейронами.

Участие полезно и для укрепления семейных уз. Подумайте вот о чем: когда вы идете в боулинг с другом, гораздо же веселее, если вы играете оба, верно? Делая что-то вместе, вы укрепляете отношения. Независимо от характера отношений, если взрослый привел ребенка на сеанс громкого чтения, само собой разумеется, что прочные отношения сохранятся и вне сеанса. Воспользуйтесь этим совместным времяпровождением, поучаствуйте в делах ребенка и получите дополнительную выгоду от укрепления отношений. Таким образом, и вы сами извлечете пользу из посещения сеансов группового чтения, а не только ваш ребенок. Вы же не станете отрицать, что крепкие отношения с вашим ребенком – это хорошо.

Очень заманчиво использовать взрослыми сеанс детского чтения для отдыха или общения. Я часто встречаю такое: родители сидят и болтают между собой (что отвлекает не только детей, но и меня – так что, пожалуйста, не делайте этого) или возятся со своими телефонами. Воспитывать детей нелегко, понимаю, и, когда внезапно появляется возможность для отдыха, мне тоже хочется ей воспользоваться. Но если ваша цель – максимизировать пользу для вашего ребенка от сеанса чтения, то без вашего участия не обойтись!

Позвольте крохе послоняться

Еще один важный совет д-ра Диамант-Коэн: если ваш ребенок не может высидеть неподвижно весь сеанс чтения, позвольте ему подвигаться. Если ребенок не находится в опасности, ничего страшного, если он где-то побродит. Может показаться, будто он не слушает, но когда-нибудь он вас очень удивит, спев песню или повторив движения, которых, по вашему мнению, он не видел и не слышал, блуждая вокруг.

Как я уже говорила, все дети разные и имеют разные потребности. Быть может, кому-то нужно дополнительное стимулирование во время сеанса. И для него может быть даже лучше, если он встанет с места и будет двигаться, а не будет сидеть и делать вид, будто сосредоточенно слушает. Если он не лезет в книгу, не пристает к чтецу или каким-то иным образом мешает слушать другим, нет ничего ужасного, если ребенку не интересно или он не может долго усидеть на одном месте.

И все же, если вашему ребенку трудно сидеть неподвижно в течение длительного времени, быть может, стоит его обследовать. Недавно на тренинге для детских библиотекарей я узнала, что это может указывать на физические проблемы, например, с мышечным каркасом, а они могут быть симптомами серьезного заболевания. Это может ничего не значить (скорее всего, в большинстве случаев это ничего и не значит), но когда дело касается здоровья детей, никогда не будет лишним перестраховаться. Если у вас есть сложности в материальном плане, обратитесь к местным организациям, чтобы узнать, какие общественные программы в области здорового развития ребенка доступны в вашем регионе.

Если сегодня не подходящий день, это не страшно

Еще одна важная часть сеанса чтения – понять, когда пора уйти с него. Иногда ребенок может быть не в настроении, и в этом нет ничего страшного. Нужно ли вам просто выйти и сделать небольшой перерыв, чтобы справиться с истерикой, или вы решили, что на сегодня хватит, нет ничего постыдного в том, чтобы увести ребенка с сеанса.

Это проявление уважения личных границ и интересов тех, кто находится в помещении. А еще это может помочь научить ребенка тому, что его поступки имеют свои последствия, особенно если он буянит осознанно (что, я добавлю, случается редко – обычно это нечто большее, чем просто вредность, так что не спешите делать вывод, что в этом случае ребенка обязательно нужно наказывать). Может быть, он голоден, может быть, он не выспался, да мало ли что может быть!

Хотя польза посещения сеансов чтения и велика, пропустить один не проблема. Наверстаете через неделю. И, скорее всего, если вашему ребенку плохо, ему все равно не будет это во благо. Да, это тоже способ извлекать пользу из сеанса чтения – не навязывать его.

Закрепление материала

Развивающий потенциал сеанса чтения не заканчивается за дверью библиотеки, когда вы уходите. Попробуйте закрепить полученный на занятии материал с помощью следующих советов.

Во-первых, библиотекарь почти наверняка читает детям книги из фондов библиотеки. Запомните названия или уточните их после сеанса. Даже если конкретно эти экземпляры книг нельзя получить на руки (в некоторых библиотеках есть отдельные фонды только для читального зала), скорее всего, есть другие издания. Если вы не найдете книгу прямо сейчас, вы можете заказать ее или поискать в другое время и в другом месте. Все мы помним, что повторение – мать учения. Даже если ребенок не изучает тот же самый материал при каждом чтении данной книги, ее повторное пролистывание все равно имеет смысл. Подумайте, как часто вы замечаете что-то новое в фильме, который смотрели десятки раз, и как это расширяет ваше восприятие фильма, а иногда даже мира вокруг и самого себя. То же самое относится и к повторному листанию книг, с которыми ваш ребенок знакомится во время сеанса громкого чтения.

Во-вторых, продолжайте повторять слова! Декламация – отличный способ развития речевых навыков даже у самых маленьких детей. На своих сеансах громкого чтения я повторяю большинство песен и стихов по несколько раз, если в них нет естественно повторяющихся элементов, таких как в «Старый Макдональд». Повторяя песенки, например, «Крошка-Паучок», я каждый раз стараюсь делать это немного иначе. Первый куплет читаю обычным голосом, второй – более высоким голосом, а третий – низким голосом («Большой толстый паук…»). Небольшие изменения голоса добавляют интереса и помогают проиллюстрировать значение слов, которые мы проговариваем, и в то же время мы извлекаем пользу из повторения. Чем чаще вы будете повторять эти стишки вне сеанса, тем лучше они закрепятся в памяти ребенка. Большинство библиотекарей с удовольствием сделают для вас распечатки текстов стишков и песен, если они вам нужны, и даже могут порекомендовать вам специальные ресурсы, вроде Jbrary, где вы найдете больше детских стишков и песенок.

В-третьих, говорите с ребенком о прочитанном, продолжайте развивать тему. То есть, если, например, вам прочитали книгу о городском транспорте, обязательно покажите ребенку автобус в следующий раз, как его увидите. Это полезно, даже если ваш ребенок еще не умеет говорить. Так вы можете показать малышу, на что эти вещи похожи в реальном мире, и это даст им конкретные образы для развития речевых навыков. С детьми постарше развивайте тему. Например, можете задать такие вопросы: «Библиотекарь сегодня прочитал книгу о красном автобусе. А какого цвета этот автобус?» Или: «В книге говорилось о городском автобусе. А это школьный автобус. Как ты думаешь, куда ходит школьный автобус?» Стройте беседу на основе этого материала, и ваш ребенок лучше усвоит его и закрепит одновременно.

Берите пример с ведущего

С точки зрения ведущего во время занятия происходит гораздо больше событий, чем вам кажется. Как правило, мы хорошо чувствуем, когда приходит время подвигаться, когда наступает пора успокаивающей песенки и как отвлечь трудного ребенка. Например, недавно я проводила сеанс чтения с хорошо знакомым мне и обычно очень внимательным ребенком. И он вредничал. Я не знала, чем он был расстроен, но вспомнила, что ему очень понравилось одно стихотворение, которое я читала: «Пицца, пицца горяча» (также известное в варианте «Гороховая каша горяча»). Это короткий стишок, так что я повторила его три раза – и на второй раз ребенок вернулся в нужное русло и был готов спокойно сотрудничать. Вы можете пользоваться этим со своим ребенком в повседневной жизни. Мне нравится этот позитивный способ отвлечь ребенка, и я думаю, он гораздо эффективнее попыток объяснить, почему он должен успокоиться, или цыканья на него. Это одна из тех вещей, в которой я бы хотела стать примером для родителей.

Но это только начало. Понаблюдайте за тем, как ваш чтец использует интонацию, будь то в процессе чтения или просто в разговоре с детьми. Обратите внимание, как он структурирует поток информации. Лично я ориентируюсь на методики «Mother Goose in the Loose», и всегда обязательно начинаю занятие с приветственной песни и завершаю его успокаивающей песенкой, такой как «Звездочка, сияй», и заключительной прощальной песенкой. Режим очень важен для детей и значительно облегчает переходные моменты начала и окончания сеанса. Подумайте, как вы можете применить это в повседневной жизни: например, специальная песенка перед купанием может упростить вам эту процедуру и малыш будет меньше нервничать. Обратите внимание, как библиотекари читают детям книги: не просто озвучивают слова на странице, но и задают группе соответствующие вопросы.

Некоторым чтецам понадобится время, чтобы сообразить, что именно они делают. Я пробовала когда-то, но поняла, что с моей группой это не работает - и в этом нет ничего страшного. Если вам нужны советы, не стесняйтесь подойти к ведущему после завершения сеанса и спросить. Хотя некоторые из них могут и не осознавать, что они делают, кроме простого чтения книги или пения песенок, но, скорее всего, и у них найдется что-то, чем вы можете воспользоваться с вашим ребенком.

Приходите еще

В сеансах громкого чтения многое способствует развитию ребенка, в том числе и общение до, во время и после них. Но в них есть смысл, только если это постоянное явление в жизни ребенка. Точно так же, как единственный выпитый стакан молока не даст вам запас витамина D на всю жизнь, так и единственный сеанс чтения не настроит вашего ребенка на развитие. Необходимо повторение.

Вы можете заметить, что содержание групповых занятий в основном повторяется из недели в неделю. Лично я повторяю примерно 85% содержания и меняю отдельные детали. Честно говоря, отчасти это для моего собственного удобства. Если бы мне приходилось каждую неделю разучивать новые песни и готовить книги на полчаса, мне пришлось бы бросить работу, потому что это слишком много. Но немаловажно то, что, как нам уже известно, это повторение полезно для обучения детей. В конце концов, сколько раз вам пришлось услышать последнюю песню Арианы Гранде, прежде чем вы запомнили ее слова наизусть?

В итоге максимизация пользы от сеансов чтения сводится к следующему: приходить на них снова и снова. Ведущие не могут диктовать вам, какую часть материала вы должны усвоить, а могут лишь в некоторой степени направлять ваше внимание во время сеанса. Но если вы будете приходить, а мы проводить занятия, дети будут извлекать все больше пользы из этих сеансов. Как и с физическими упражнениями, самое трудное – прийти (поверьте мне, я замечаю, как падает посещаемость в дождливые дни), но оно же и самое важное.

Совместный проект Клуба Лингвопанд и редакции ЛЛ

В группу Клуб переводчиков Все обсуждения группы
19 понравилось 1 добавить в избранное

Читайте также

Комментарии 1

По-моему, опыт из этой статьи можно использовать и в домашних сеансах чтения с ребенком. Очень неплохие советы.

Другие статьи