Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом — военный деятель, хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи Возрождения.
Родился в Аквитании, на территории нынешнего департамента Дордонь, в семье Франсуа де Бурдейля и Анны де Вивонн. Супруга маршала де Реца приходилась ему кузиной.
Детство провёл при дворе Маргариты Наваррской, в услужении у которой находились его мать и бабушка. В 1549 году поехал учиться в Париж, в 1555 году окончил университет Пуатье. Для своего времени Брантом был образован: знал древнегреческий, несколько хуже латынь, испанский и верхненемецкий языки.
Генрих II назначил его коммендатором Брантомского аббатства. Он свёл дружбу с двоюродным племянником королевы, Филиппо II Строцци, и вместе с ним сражался против турок на стороне Мальтийского ордена. Побывал в Испании, Португалии, Марокко и Англии; после смерти Франциска II сопровождал его вдову, Марию Стюарт, в Шотландию.
Поступив на службу к герцогу де Гизу, он принял участие в первых сражения Религиозных войн — осаде Буржа, Блуа и Руана (1562), в битве при Дрё (1562) и осаде Орлеана (1563), где был свидетелем убийства герцога де Гиза. Во время 2-й религиозной войны во главе набранной им роты участвовал в битве при Сен-Дени (1567). После сражения вместе со своей ротой он отправился в Овернь, где участвовал в нескольких сражениях. В начале 3-й религиозной войны он находился при штабе герцога Анжуйского, но в сражениях почти не участвовал, так как заболел лихорадкой. Участвовал в осаде Ла-Рошели (1573) в качестве помощника Филиппа Строцци.
Падение с лошади в конце 1584 года (ему пришлось провести в постели почти два года) вынудило Брантома оставить публичную жизнь. Уединившись в своём замке Ришмон, он занялся составлением воспоминаний «историко-анекдотическом» ключе о «галантных» кавалерах и особенно дамах, которых ему доводилось знать. Про этот период Проспер Мериме в своём предисловии к полному собранию сочинений Брантома писал: «...достигнув зрелости, Брантом начал замечать, что без особой пользы провел лучшие годы и ничего не сделал для своего возвышения. Довольствуясь видимостью, он пренебрег реальностью. Он страстно домогался дружбы великих мира сего, но слишком явно показывал им, что его преданность можно купить ценою улыбки и добрых слов. Он делал вид, будто пренебрегает почестями, и его поймали на слове. Он видел, однако, что его прежние сотоварищи заняли высокие посты, стали важными сановниками, а на него, всеобщего любимца, по-прежнему смотрели как на человека незначительного. После долголетних успехов у дам и множества любовных похождений он остался одиноким в возрасте, когда уже трудно связать себя законными узами и почти смешно искать легких побед».
Умер Брантом 5 июля 1614 года в своём замке.
Пьер де Бурдейль, сеньор де Брантом — военный деятель, хронист придворной жизни времён Екатерины Медичи, один из самых читаемых французских авторов эпохи Возрождения. Родился… Развернуть
Физули - литературный псевдоним (тахаллус) Мухаммеда ибн Сулеймана (другая транскрипция Мехмед бин Сулейман или Магомед Сулейман оглы Физули), поэта и мыслителя XVI века из Ирака, входившего тогда в состав государства Ак-Коюнлу, а позднее — государства Сефевидов и Османской империи. В разных источниках называется азербайджанским, османским и турецким поэтом. Считается классиком азербайджанской поэзии, сыграл важную роль в становлении азербайджанской и турецкой поэзии. Один из классиков жанра «дивана» в османской литературе. Широко известен как величайший лирик, писавший на родном азербайджанском, а также персидском и арабском языках.
Физули - один из самых выдающихся поэтов и мыслителей азербайджанского народа. Бессмертная лирика Мухаммеда Физули, его прекрасные газели, касыды и четверостишия открыли целую эпоху в поэзии не только азербайджанского, но и всех тюркоязычных народов. Считается классиком азербайджанской поэзии, сыграл важную роль в становлении азербайджанской и турецкой поэзии. Один из классиков жанра «дивана» в османской литературе.
Хронология жизни и творчества
Данных о биографии Физули очень мало, согласно Энциклопедии Британника поэт по-видимому происходил из семьи религиозных деятелей. Согласно позднейшим преданиям отец поэта служил муфтием в городе Хилле, однако достоверных данных об этом нет. Судя по тому, что молодому Мухаммеду удалось получить блестящее для того времени образование, можно предположить, что отец поэта обладал соответствующим достатком. Образованность поэта подтверждается его религиозными титулами: мулла и мевлана. Литературный вкус был привит Физули поэтом Хабиби.
Всего поэтом написано 16 произведений на азербайджанском, персидском и арабском языках. Поэт прекрасно разбирался в тюркской, османской и чагатайской литературной традициях.
Из этих произведений два переводные, остальные оригинальные. Физули — преимущественно поэт-лирик. Подавляющее большинство его поэтических произведений — газели, крупнейшее — поэма «Лейли и Меджнун» на азербайджанском языке, которая считается вершиной творчества поэта. В своих газелях Физули отразил недовольство, переживания и чаяния широких народных масс, претерпевших разорение, гнёт, нищету в результате междоусобных войн и борьбы между турецкими и персидскими феодалами за гегемонию на Ближнем Востоке. Поэт страстно негодовал против непрерывных грабительских опустошающих войн, проклиная их виновников — шахов и султанов.
Скончался Физули в 1556 году во время эпидемии чумы.
Физули - литературный псевдоним (тахаллус) Мухаммеда ибн Сулеймана (другая транскрипция Мехмед бин Сулейман или Магомед Сулейман оглы Физули), поэта и мыслителя XVI века из… Развернуть
Джон Ди (13 июля 1527 - 1608 или 1609) был английским математиком, астрономом , астрологом , учителем , оккультистом и алхимиком . Он был придворным астрономом и советником Елизаветы I и большую часть своего времени уделял алхимии , гаданию и герметической философии . Как антиквар, у него была одна из крупнейших библиотек в Англии в то время. В качестве политического советника он выступал за создание английских колоний в Новом Свете с целью формирования « Британской империи», термин, который ему приписывают. В конце концов, Ди оставил службу Элизабет и отправился на поиски дополнительных знаний в более глубоких сферах оккультизма и сверхъестественного. Он примкнул с несколькими людьми , которые , возможно, были шарлатаны, путешествовал по Европе и был обвинен в шпионаже для английской короны . По возвращении в Англию он обнаружил, что его дом и библиотека подверглись вандализму. В конце концов он вернулся на службу королевы, но отвернулся , когда она была преемником Джеймса I . Он умер в бедности в Лондоне, и его могила неизвестна.
Особую популярность Джон Ди получил за интерес к проблеме существования адамического (енохианского) языка, для изучения которого он привлекал медиумов и других провидцев и прорицателей (в частности, Эдварда Келли и др.).
Джон Ди (13 июля 1527 - 1608 или 1609) был английским математиком, астрономом , астрологом , учителем , оккультистом и алхимиком . Он был придворным астрономом и советником… Развернуть
Берналь Диас дель Кастильо — испанский конкистадор, участник экспедиции Эрнана Кортеса. Автор хроники «Правдивая история завоевания Новой Испании» (1557-1575) — важного источника по конкисте.
Родился в в небогатой, но знатной семье, по его собственным словам, отец, Франсиско Диас дель Кастильо, был рехидором его родного города. В 1514 году Берналь, имея только начатки образования, отправился на Кубу в надежде поправить свое благосостояние. Сам же он утверждал, что первоначально отправился в Панаму, претерпев там немало бедствий. В 1517 принял участие в экспедиции Франсиско Эрнандеса де Кордоба на Карибские острова. Экспедиция закончилась неудачно, однако в ходе её был открыт полуостров Юкатан. В следующем году в составе экспедиции Хуана де Грихальвы Берналь Диас вновь отправился туда же, но после этого путешествия появилось название "Новая Испания".
По возвращении на Кубу Диас присоединился к экспедиции Эрнана Кортеса, которая направилась на завоевание Мексики, его непосредственным начальником был Педро де Альварадо. Результатом этой военной кампании стало падение империи ацтеков в 1521. Свои впечатления Диас дель Кастильо записывал и в итоге создал книгу «Правдивая история завоевания Новой Испании» (исп. Historia verdadera de la conquista de la Nueva España). Отличаясь необыкновенной памятью, Берналь Диас создал один из самых примечательных исторических документов XVI века. В 1544 г. женился на Тересе Бесерра, дочери одного из конкистадоров. После дважды был в Испании, в том числе в 1550 г на заседании знаменитой «Вальядолидской хунты», посвящённой рабству индейцев.
За военные заслуги Диас дважды получал владения в Мексике, но эти пожалования были формальными. После неоднократных попыток получить пенсию, в 1551 был назначен губернатором города Сантьяго де Лос Кабальерос. Около 1557 г. ему пришла в голову мысль описать историю завоевания Мексики, свидетелем и участником которого он был. Это произошло после встреч с ветеранами и изучения официальных хроник. Завершил он свою работу только в 1575 году. Скончался на своей новой родине, в Гватемале, был погребён в местном кафедральном соборе, ныне разрушенном.
Берналь Диас дель Кастильо — испанский конкистадор, участник экспедиции Эрнана Кортеса. Автор хроники «Правдивая история завоевания Новой Испании» (1557-1575) — важного… Развернуть
ЭСПИНЕЛЬ Висенте или Висенте Гомес Мартин (Espinel, Vicente Gomez Martin),1550-1624, – испанский гитарист, поэт, писатель, певец, автор сонат и песен для камерного исполнения, священник.
Висенте Эспинель является уроженцем города Ронда на юге Испании в провинции Малага, Андалусия, который и по сей день гордится своим славным сыном, "богом гитары": там ему установлен памятник, а в 2000 году был торжественно отмечен 450-летний юбилей знаменитого земляка.
Начальное образование Эспинель получил в Ронде, а затем в университете в Саламанке, куда в 1570 году с караваном мулов его отправил отец в надежде, что образование поможет сыну обеспечить свое будущее. В 1572 г. из-за временного закрытия университета по причине студенческих волнений Эспинель вынужденно прерывает учебу и пешком проделывает дальний путь обратно на родину в Ронду, по дороге останавливаясь в Мадриде и Толедо. Через несколько месяцев после прибытия домой, некоторые из его состоятельных родственников, вложив часть состояния, создали капелланство и назначили первым капелланом своего племянника. Спустя какое-то время Эспинель во второй раз отправился в Саламанку, где ему дают место в колледже Сан Пелайо. По свидетельству Лопе де Веги (1503-1536) в "Письме о новой поэзии" к этому времени относится начало их дружбы и приятельских отношений, которые Эспинель поддерживал всю жизнь с великими деятелями литературы и искусства (помимо Лопе де Веги, в числе друзей Эспинеля следует назвать Мигеля де Сервантеса (1547-1616) – автора знаменитого "Дон Кихота"), великими и титулованными, с которыми его свела, несомненно, его превосходная поэзия или его искусство, которое Лопе неоднократно называет "единственным в своем роде" в музыке и пении...
Осенью 1574 года по приказу короля Филиппа II собирается многочисленная армада против Елизаветы Английской. Эс-пинеля назначают вторым капитаном в этой мощной эскад-ре, однако из-за разразившейся чумы, вызвавшей повальную смертность среди моряков, ей так и не суждено было выполнить своего предназначения. Сам Эспинель, перебо-лев злокачественной лихорадкой, пустился странствовать. Несколько лет он ведет бродяжнический образ жизни, затем решается поучаствовать в необдуманной и несчастливой авантюре дона Себастьяна Португальского в Африке, однако не успевает на корабли, отплывающие в Африку, и едет в Севилью, чтобы оттуда добраться до Италии. Его жизнь в этот период составляет одну непрерывную цепь приключений. Он садится на галеон, отплывающий в Геную, живет несколько лет в Италии; рассказывая о пребывании там, он упоминает об известных людях, превосходнейших музыкантах, с которыми познакомился в Милане. Устав от полной приключений военной жизни и думая о будущем, он пытается вернуться в Испанию. Побывав в Павии, Турине, Венеции и других городах, он приплывает в Барселону, а в 1584 году приезжает в Мадрид и решает остаться в Андалусии и покончить со своей беспокойной жизнью, поменяв на карьеру капеллана в основанном в 1573 (1572 г.) капелланстве. Вскоре он смог принять священнический сан и с этого времени получает устойчивую оплату, привлекая новых меценатов, не забывая при этом осуждать строгим пером своих врагов и низкие страсти. В Ронде он завершает курс "морали", поднимается по ступенькам духовной карьеры и получает полубенефиций (бенефицием называлась доходная должность или земельный участок, полученные как воз-награждение духовным лицом) в Ронде. Устав от недовольства родиной и преследования врагов, он в поисках более выгодного бенефиция приезжает в Мадрид, однако из Ронды об этом предательски сообщают королю; по приказу Его Величества его направляют на родину и в 1595 году недовольный, с мрачными мыслями Эспинель совершает свою четвертую и последнюю поездку на родину.
В 1596 г. Эспинеля лишают в Ронде полубенефиция. После некоторых перипетий, он вновь возвращается к своей блестящей жизни литератора и художника – это происходит вскоре после смерти Филиппа II. В мае следующего года у него уже есть постоянная должность, соответствующая его качествам, знанию музыки, на которую он имел право как изобретатель пятой струны на испанской гитаре. Впрочем, эти его качества и знания считались скорее украшением, нежели реальными достоинствами, действительно необходимыми духовному лицу.
В 1599 году из Мадрида он уезжает в Алькала-де-Энарес, в университете которого получает ученую степень доктора (маэстро) искусств. Отсюда он направляется в часовню епископа Пласенсии, ему дают место капеллана и назначают маэстро музыки музыкальной капеллы при этом духовном заведении, где он преподает игру на шестиструнной гитаре. Еще в 1622 и 1623 годах имеются упоминания в книгах о его активной преподавательской деятельности.
Висенте Эспинель умер 4 февраля 1624 года в своей комнате в вышеупомянутой часовне и похоронен в склепе святого Андреса под надгробием, на изготовление которого он завещал 4 дуката. С 1876 года в Ронде ему стоит памятник.
ЭСПИНЕЛЬ Висенте или Висенте Гомес Мартин (Espinel, Vicente Gomez Martin),1550-1624, – испанский гитарист, поэт, писатель, певец, автор сонат и песен для камерного исполнения,… Развернуть
Имя в миру Хуан де Йепес Альварес (Juan de Yepes Álvarez), известный также, как как Святой Иоанн Креста, Св. Хуан де ла Крус и Св. Иоанн Крестный — испанский писатель и поэт, христианский мистик. Учитель Церкви, католический святой, сподвижник св. Тересы Авильской, реформатор Ордена кармелитов. Считается покровителем поэтов, его стихи и трактаты переведены на множество языков мира, включая арабский и корейский. Оказал влияние на испанскую и мировую литературу, в частности, на Сервантеса.
Хуан де Йепес Альварес происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи. После смерти отца семья перебралась в поисках средств к существованию городке Медина-дель-Кампо. Юношей ухаживал за больными в госпитале, образование получил в иезуитской школе. В 1563 году поступил в монастырь кармелитов, где получил монашеское имя Иоанн святого Матфея, принялся изучать богословие в Саламанке. Однако жизнь в монастыре не устраивала Иоанна, т. к. образ жизни того времени мало напоминал суровую аскезу и постоянную молитву, к которой были призваны кармелиты. Из-за конфликта им было принято решение уйти в орден картезианцев.
Однако встреча с Терезой Авильской изменила его планы. Узнав о её стремлении реформировать орден путем возвращения к старому Уставу 1209 года, Иоанн присодинился к ней. Некоторое время они путешествовали вместе, а позднее Иоанн, приняв имя Иоанна Креста, основал первый реформированный мужской монастырь кармелитов Дуруэло. Деятельность Иоанна многим пришлась не по вкусу, по клеветническим доносам он трижды привлекался к суду, много месяцев провёл в тюрьме в тяжёлых условиях. Во время заключения Иоанн начал писать свои прекрасные стихи, проникнутые особым мистическим духом и религиозным трепетом. Его перу принадлежат и прозаические трактаты — «Восхождение на гору Кармель», «Тёмная ночь души», «Песнь духа», «Живое пламя любви».
После смерти Иоанна при содействии монахини Анны Иисуса его главное поэтическое сочинение Духовная песнь было впервые опубликовано на французском языке в Париже в 1622, на испанском - в Брюсселе в 1627, а в самой Испании лишь в 1630 году. Через 135 лет он был канонизирован Папой Бенедиктом XIII, а ещё через 200 лет папа Пий XI объявил его Учителем Церкви. День памяти св. Иоанна Креста в Католической Церкви — 14 декабря.
Произведениями св. Иоанна Креста интересовались русские символисты, в частности, Д. С. Мережковский, написавший книгу о нём. Стихотворения св. Иоанна переводили на русский язык Анатолий Гелескул, Борис Дубин, Валерий Перелешин. Основываясь на экстатических видениях святого, Сальвадор Дали нарисовал в 1950—1952 гг. картину «Христос Святого Иоанна Креста». Музыку на стихи Св. Иоанна писали Федерико Момпоу, Гоффредо Петрасси, Кармело Бернаола, Хендрик Андриссен, Мишель Реверди, Лорина Маккеннитт.
Имя в миру Хуан де Йепес Альварес (Juan de Yepes Álvarez), известный также, как как Святой Иоанн Креста , Св. Хуан де ла Крус и Св. Иоанн Крестный — испанский… Развернуть
Барон Сигизмунд (Зигмунд) фон Герберштейн — австрийский дипломат, писатель и историк. Аристократ, из знатной немецкой фамилии. Наибольшую известность как в России, так и за её пределами, приобрёл за свои обширные труды о географии, истории и внутреннем устройстве Московского Великого княжества и Русского царства.
Отец — Леонард фон Герберштейн, с XIII века его род владел замком Герберштейн в Штирии (современная Словения). Хотя в семье говорили по-немецки, Сигизмунд уже в детстве изучал славянские диалекты местных жителей, что навлекало на него насмешки сверстников. Однако впоследствии это помогло ему в посольствах в Россию. В зрелом возрасте Герберштейн проявлял интерес к лингвистике и был знаком с несколькими славянскими языками. Так, в его «Записках о Московии» есть специальный раздел о русском произношении, в котором говорится в частности: «Вопреки обыкновению других славян русские произносят букву "g" как придыхательное "h", почти на чешский лад».
В 1499 году Сигизмунд Герберштейн поступил в Венский университет, где изучал философию и право, в 16 лет получил степень бакалавра. Но в 20 лет он оставил университет ввиду необходимости обеспечивать семью и начал офицерскую карьеру. В 1508 г., во время войны с венграми, императором Максимилианом I был посвящён в рыцари за успешную доставку провианта в осажденную крепость Маран и разгром вражеского отряда в ходе вылазки против венецианцев. C 1515 г. — член Имперского совета. В 1516 получил первое дипломатическое поручение: убедить датского короля Христиана II хранить верность королеве Изабелле (внучке императора) и отстранить от себя любовницу. Хотя миссия и не увенчалась успехом, император Максимилиан уверился в его дипломатических способностях. Герберштейн с тех пор на протяжении почти 40 лет ) был на дипслужбе, приняв участие в 69 посольствах в разные страны Европы и Турцию. Австрийские Габсбурги, в т.ч. Карл V, награждали его имениями и титулами. В 1532 году возведен в баронское звание.
Герберштейн в Русском государстве
План Кремля. Гравюра из кн. «Записки о Московитских делах»
Дважды посетил Московское княжество: в 1517 году выступал посредником в мирных переговорах Москвы и Великого княжества Литовского, а в 1526 году — в возобновлении договора 1522 года. Первое посольство Герберштейна не достигло успеха: его целью было склонить Василия III к миру с Литвой для совместной борьбы с турками, но литовцы требовали возвращения Смоленска, Герберштейн их поддерживал, однако Василий отвечал решительным отказом. Второе посольство в Россию (март — ноябрь 1526 года), в котором он представлял правителя Австрии эрцгерцога Фердинанда, совместно с послом императора Карла V Леонардом Нугаролой, преследовало похожую цель: способствовать превращению пятилетнего перемирия между Россией и Литвой, срок которого истекал в 1527 году, в вечный мир. В результате, однако, перемирие было лишь продлено на шесть лет.
Продолжительность этих визитов (9 месяцев в 1526 году), наряду со знанием языка, позволила ему изучить действительность во многом загадочного тогда для европейцев Русского государства. Результатом стала изданная в 1549 году на латинском языке книга Rerum Moscoviticarum Commentarii (буквально «Записки о московских делах», в русской литературе обычно именуется Записки о Московии). В основу книги положен дипломатический отчет о России, который составил Герберштейн по итогам своего второго посольства. Герберштейн, как показывает его труд, не только подробно расспрашивал множество русских людей об истории и нынешнем состоянии России, но и непосредственно знакомился с русской литературой, так что его труд содержит пересказы и переводы ряда древнерусских сочинений. В их числе — церковный устав Владимира Святого, «Вопрошание Кириково», Судебник Ивана III. «Вопрошание Кириково» Герберштейн, несомненно, имел в более полной редакции, чем та, что дошла до нас. Кроме того, Герберштейн пользовался летописями и русским дорожником — одним из источников позднее явившейся «Книги Большого Чертежа» — для описания пути в Печору, Югру и к реке Оби. Герберштейн также внимательно изучил существовавшую к тому времени европейскую литературу о Московии, но относился к ней скептически. Герберштейн отличался уникальной выверкой полученных им сведений и как сам писал, никогда не полагался на высказывания одного человека, а доверял только совпадающим сведениям от разных людей.
Comentari della Moscovia et parimente della Russia & della altre cose belle & notabili, composti gia latinamente per il signor Sigismondo libere Barono in Herberstain...
В результате исследований Герберштейн смог создать первое всестороннее описание России, включающее торговлю, религию, обычаи, политику, историю и даже теорию русской политической жизни. Сочинение Герберштейна пользовалось большой популярностью: еще при жизни автора оно выдержало 5 изданий и было переведено на итальянский и немецкий (самим Герберштейном) языки. Оно надолго стало основным источником знаний европейцев о России.
Барон Сигизмунд (Зигмунд) фон Герберштейн — австрийский дипломат, писатель и историк. Аристократ, из знатной немецкой фамилии. Наибольшую известность как в России, так и за… Развернуть
Бальдассаре Кастильоне, граф Новилары (Castiglione; 1478—1529) — итальянский писатель. Автор трактата «Придворный» (итал. Il Cortegiano), одного из самых знаменитых сочинений итальянского Возрождения.
Кастильоне родился близ Мантуи. В январе 1491 года, во время торжеств по случаю бракосочетания Беатриче д’Эсте и Лодовико Моро, был представлен Изабелле д’Эсте, молодой жене мантуанского маркиза Франческо Гонзага. Получил гуманистическое образование в Милане. С 1501 года выполнял дипломатические миссии при различных итальянских дворах. В 1503 году впервые побывал в Риме; в составе свиты герцога Мантуанского сражался во франко-итальянских войнах; в октябре того же года участвовал в битве при Гарильяно. С 1504 года — на службе у герцога Урбинского, отправившего Кастильоне с миссиями в Англию (1506) и Францию (1507).
В 1508—1513 годах принимал участие в Войне Камбрейской лиги. В 1513 году назначен Франческо Марией делла Ровере посланником в Риме. Поддерживает дружеские отношения с художниками и писателями из круга папы Льва X: Пьетро Бембо, Якопо Садолето, Бернардо Довици да Биббиена, Томмазо Ингирами, Рафаэлем, Микеланджело, Антонио Тебальдео, Федерико Фрегозо. В 1515 году королём Франции становится Франциск I; Кастильоне предпринимает дипломатические усилия для налаживания отношений Льва X с новым монархом, но безрезультатно. В 1516 году отправляется в ссылку в Мантую вслед за отстранённым от власти Франческо Марией делла Ровере.
С 1519 года на службе у Федериго Гонзага. Болезненно переживает кончину Рафаэля (1520) и посвящает его памяти латинскую элегию. В мае 1523 года в составе свиты Изабеллы д’Эсте путешествует в Падую и Венецию.
После избрания римским папой Климента VII (ноябрь 1523 года) был назначен папским нунцием в Испании, куда прибывает в марте 1525 года. К 1527 году относится острая полемика Кастильоне с секретарём императора Карла V Альфонсо де Вальдесом (братом известного мыслителя Хуана де Вальдеса). В знак высочайшего почтения к заслугам Кастильоне император предложил ему стать епископом Авильским, однако тот отклонил это предложение из-за неурегулированности взаимоотношений Карла V с папой.
После кончины Кастильоне (возможно, от бубонной чумы) мать перевезла его прах в Мантую. В соответствии с завещанием писателя Кастильоне похоронен рядом со своей женой в церкви Санта Мариа делле Грацие близ Мантуи. Надгробный памятник выполнен Джулио Романо.
Бальдассаре Кастильоне , граф Новилары (Castiglione; 1478—1529) — итальянский писатель. Автор трактата «Придворный» (итал. Il Cortegiano), одного из самых знаменитых сочинений… Развернуть
Маргарита была самой младшей, третьей дочерью и седьмым ребёнком французского короля Генриха II и Екатерины Медичи. Французский престол по очереди занимали её братья Франциск II (1559—1560), Карл IX (1560—1574) и Генрих III (1574—1589).
Маргарита была выдана замуж за одного из лидеров гугенотов Генриха де Бурбона, короля Наваррского, своего троюродного брата, принца крови. Её свадьба, отпразднованная с большой пышностью, закончилась Варфоломеевской ночью, или «парижской кровавой свадьбой» (24 августа). Судя по всему, Екатерина Медичи держала свою дочь в полном неведении о готовящейся резне в Лувре и даже рассчитывала на её смерть, чтобы обрести дополнительный аргумент в борьбе с гугенотами и их вождями. Чудом уцелев во время избиения и сохранив хладнокровие, Маргарита спасла жизни нескольким гугенотским дворянам и главное, своему мужу, Генриху Наваррскому, отказавшись оформлять развод с ним, как настаивали её родственники.
Когда Генрих Наварский бежал из Парижа в 1576 году, она какое-то время ещё оставалась при дворе в качестве заложницы, поскольку Генрих III небезосновательно подозревал, что она была причастна к бегству мужа. В 1577 году ей позволили совершить дипломатическую поездку в испанскую Фландрию, охваченную освободительным движением, с целью подготовить почву для её младшего брата Франсуа Алансонского, претендовавшего на власть в этой стране. Проведя достаточно успешные переговоры с фламандской знатью, настроенной профранцузски, она едва ускользнула от отрядов дона Хуана Австрийского, испанского губернатора Нидерландов, который, судя по всему, был в неё влюблен. Королева отправилась к своему мужу только в 1578 году, когда был заключён промежуточный мир с гугенотами, и до начала 1582 года жила в его резиденции в Нераке, в Наварре, собрав вокруг себя блестящий двор.
После этого Маргарита по настоянию матери, Екатерины Медичи, полтора года провела в Париже, но в августе 1583 года у неё произошла ссора с Генрихом III, который обвинил её в том, что она не выполняет свой долг по отношению к семье Валуа, и вместо роли политической посредницы, которую она играла все эти годы, пустилась в любовное приключение с придворным короля — маркизом де Шанваллоном. После этого Маргарита покинула Париж и направилась назад в Наварру, но там она оказалась уже не у дел, поскольку Генрих Наваррский был занят любовными похождениями с графиней де Гиш. К тому же с 1584 года, после смерти Франсуа Алансонского, он — законный наследник короны, что позволяло ему уже не использовать посредничество жены в своих отношениях с французским двором, а действовать самостоятельно, диктуя условия бездетному Генриху III. В такой ситуации в 1585 году Маргарита отправилась в Ажен, своё собственное католическое графство на юге Франции, где объявила себя членом Католической Лиги, возобновила отношения с герцогом де Гизом и фактически выступила против мужа и брата. В 1586 году, после провала аженской авантюры, она была взята под стражу отрядами Генриха III и отправлена в замок Юссон в Оверни, но в качестве узницы пробыла едва ли два месяца. Герцог де Гиз выкупил её у коменданта и сделал хозяйкой замка. Швейцарцы, её охранявшие, присягнули ей на верность. Но увы, Гиз погиб в 1588 году, короля убили в следующем году, Генрих Наваррский с военным лагерем колесил по всей Франции, отвоёвывая свою страну. В Париже хозяйничали испанцы. В стране полыхала масштабная война. Маргарите некуда было возвращаться. В Юссоне она прожила последующие 18 лет, до 1605 года.
После вступления на престол Генриха IV, папа Климент VIII расторг его бездетный брак с Маргаритой (30 декабря 1599 года).
Последние годы жизни Маргарита провела в Париже, собрав вокруг себя самых блестящих учёных и писателей. Она оставила интересные мемуары (Париж, 1628); собрание её писем издал Guessard (Париж, 1842) и Элиан Вьенно (Eliane Viennot) (Париж, 1999).
27 марта 1615 года она умерла от воспаления лёгких, завещав всё своё состояние королю Людовику XIII, которого любила как своего родного ребёнка. Маргарита де Валуа, носившая множество титулов (королева Наваррская, королева Франции, королева Маргарита, герцогиня де Валуа), любившая многих мужчин, участвовавшая во многих исторических событиях, с легкой руки Дюма вошла в историю под именем королевы Марго.
Маргарита была самой младшей, третьей дочерью и седьмым ребёнком французского короля Генриха II и Екатерины Медичи. Французский престол по очереди занимали её братья Франциск II… Развернуть
Джон Флетчер (John Fletcher) (1579–1625), английский поэт, драматург.
Родился в г.Рай (графство Сассекс). Его отец, Ричард Флетчер, был епископом сначала в Бристоле, потом в Вустере и Лондоне.
Когда Флетчер начал писать пьесы, в точности не известно; в комедии Ф.Бомонта «Женоненавистник» (The Woman Hater, 1607) в пяти сценах узнается рука Флетчера. Поэтому его комедию «Триумф женщины, или Укрощенный укротитель» (The Woman's Prize, or The Tamer Tamed, продолжение шекспировского «Укрощения строптивой») принято датировать 1604. Среди его ранних пьес наиболее известна пасторальная трагикомедия «Верная пастушка» (The Faithfyl Shepherdess, 1608–1609).
Приблизительно с 1606 до 1613 Флетчер работал в соавторстве с Бомонтом. К 1614, когда Бомонт оставил театр, оба считались одними из лучших лондонских драматургов. В 1613 Флетчер предположительно сотрудничал с Шекспиром в работе над двумя его последними пьесами – «Генрих VIII» (Henry VIII) и «Два знатных родича» (The Two Noble Kinsmen). После возвращения Шекспира в Стратфорд, Флетчер занял его место в качестве ведущего драматурга труппы «Слуги его величества», в то время лучшей в Лондоне. Последние годы жизни Флетчера были особенно плодотворны – один или совместно с другими драматургами он сочинил десятки пьес, которые пользовались неизменным успехом у современников и не утратили значения в позднейшие времена.
Драматург умер, когда в Лондон пришла «чёрная смерть», из-за того, что вместо отъезда из заражённого города поехал снять мерку к портному.
О личной жизни Флетчера известно мало. Джон Обри утверждал, что Флетчер и Бомонт жили в одном доме, спали в одной кровати, носили одну одежду и делили любовницу. Есть сведения, что Флетчер был похоронен в Саутваркском соборе в одной могиле с Мэссинджером.
Джон Флетчер (John Fletcher) (1579–1625), английский поэт, драматург. Родился в г.Рай (графство Сассекс). Его отец, Ричард Флетчер, был епископом сначала в Бристоле, потом в… Развернуть
Испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 году открывший для европейцев Америку.
Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический океан в субтропической и тропической полосе северного полушария и первым из европейцев ходил в Карибском море. Он положил начало исследованию Южной и Центральной Америки. Он открыл все Большие Антильские острова — центральную часть Багамского архипелага, Малые Антильские острова (от Доминики до Виргинских островов включительно), а также ряд мелких островов в Карибском море и остров Тринидад у берегов Южной Америки.
Первооткрывателем Америки Колумба можно назвать с оговорками, ведь ещё в Средние века на территории Северной Америки бывали европейцы в лице исландских викингов (см. Винланд). Поскольку за пределами Скандинавии сведений об этих походах не было, именно экспедиции Колумба впервые сделали сведения о землях на западе всеобщим достоянием и положили начало колонизации Америки европейцами.
Всего Колумб совершил 4 плавания к Америке:
Первое плавание (2 августа 1492 — 15 марта 1493).
Второе плавание (25 сентября 1493 — 11 июня 1496).
Третье плавание (30 мая 1498 — 25 ноября 1500).
Четвёртое плавание (9 мая 1502 — ноябрь 1504).
информация с сайта Википедия
Испанский мореплаватель итальянского происхождения, в 1492 году открывший для европейцев Америку. Колумб первым из достоверно известных путешественников пересёк Атлантический… Развернуть
Этьен де ла Боэси (Боэти) — французский писатель и философ, гуманист, автор переводов Плутарха, Вергилия, Ксенофонта и Ариосто. Близкий друг Мишеля Монтеня, который называл его «вторым Бюде».
Ла Боэси происходил из купеческой семьи, разбогатевшей на торговле и возвысившейся благодаря покупке государственных должностей. Отец Этьена, Антуан Ла Боэси, получивший юридическое образование и имевший степень лиценциата права, занимал в Сарла пост личного наместника сенешаля Перигора. Рано оставшись сиротой, Этьен был принят в дом своего тёзки Этьена Ла Боэси, приходившегося ему дядей и крестным отцом, образованного священника, прошедшего юридическую школу. Он оказался для него вторым отцом и позаботился дать племяннику хорошее образование.
Во время обучения на юридическом факультете Орлеанского университета, где одним из его профессоров был известный кальвинист Анн Дюбур, он написал своё первое и наиболее известное произведение — «Рассуждение о добровольном рабстве». В дальнейшем, несмотря на несоответствие требованию о достижении 25-летнего возраста для вступления в должность, Ла Боэси был назначен советником Бордоского парламента. Был республиканцем по убеждениям, идеализировал Римскую республику. В 1563 году заболел, предположительно, чумой и умер спустя несколько дней. Во время болезни Монтень постоянно находился при нём, и впоследствии он описал последние дни своего друга в письме к отцу. Ла Боэси оставил Монтеню своё самое ценное достояние — все свои книги и рукописи.
В 1571 году Монтень, желавший увековечить память своего покойного друга изданием его литературного наследия, опубликовал имевшиеся в его распоряжении французские и латинские стихотворения Ла Боэси, а также несколько переведенных последним с греческого произведений Ксенофонта и Плутарха, которые Монтень снабдил посвящениями известным деятелям того времени — канцлеру Лопиталю, Анри де Мему и прочим. Но Монтень отказался от мысли издать две работы Ла Боэси: «Рассуждение о добровольном рабстве» и написанный им незадолго до смерти «Мемуар о волнениях во Франции в связи с январским эдиктом 1562 года». Причиной тому была накалённая обстановка в стране. В обращении к читателю Монтень писал: «Я нахожу их построение слишком деликатным и хрупким, чтобы подвергать их действию резкого и буйного ветра теперешней непогоды». Впоследствии он намеревался опубликовать «Рассуждение о добровольном рабстве» в составе своей книги «Опыты». Однако, после того, как в 1576 вышел сборник женевского пастора Симона Гуляра Memoires de l'Estat de France sous Charles neufiesme, в последнем из трех томов которого был помещен памфлет Ла Боэси, Монтень отказался от своего намерения.
Вопреки опасениям Монтеня память Ла Боэси не пострадала от опубликования «Рассуждения» в сборнике Memoires... Следует отметить, что со времени замирения Франции при Генрихе IV и позднее, в пору расцвета французского абсолютизма, когда вся «крамольная» литература была тщательно убрана с политической сцены, прославленное «Рассуждение о добровольном рабстве», сделавшееся библиографической редкостью, циркулировало только в узком кругу любителей вольнолюбивой литературы. По свидетельству Тальмана де Рео, охранитель абсолютизма кардинал Ришельё однажды пожелал ознакомиться со столь высоко ценившимся Монтенем «Рассуждением о добровольном рабстве». Его поиски этого памфлета у парижских букинистов оказались тщетными. Но предприимчивый и сообразительный торговец Блез взялся доставить трактат кардиналу за изрядную сумму. Он попросту расшил соответствующий том Memoires... Симона Гуляра и взял из него ту часть, где был напечатан памфлет Ла Боэси.
За его выступления против абсолютизма и тирании и в поддержку гражданского неповиновения и ненасильственного сопротивления его впоследствии называли «анархистом» и считали своим предшественником такие разные авторы, как ситуационист Рауль Ванейгем и либертарианец Лью Рокуэлл, Мюррей Ротбард считал его «основателем современной политической философии во Франции».
Этьен де ла Боэси (Боэти) — французский писатель и философ, гуманист, автор переводов Плутарха, Вергилия, Ксенофонта и Ариосто. Близкий друг Мишеля Монтеня, который называл его… Развернуть
Сэр Филип Сидни (англ. Philip Sidney, 30 ноября 1554 — 17 октября 1586) – английский аристократ, блестящий придворный, рыцарь, поэт и писатель.
Принадлежал к знатному аристократическому роду. Его отец был наместником Ирландии, мать – дочерью герцога Нортумберлендского. Семейные узы связывали его с выдающимися людьми эпохи. Крестным отцом Сидни, давшим ему свое имя, стал не кто иной, как будущий король Испании Филипп II, женатый на английской королеве Марии Тюдор. Проучившись несколько лет в Оксфордском университете и покинув его из-за разразившейся в городе чумы, он получает разрешение отправиться путешествовать на континент «ради получения навыка в иностранных языках». В Париже, живя под опекой английского посольства, он знакомится с высшей французской знатью и покоряет всех своими знаниями и талантами. Карл IX награждает его титулом барона, Генрих Наваррский обходится с ним как с равным; 18 августа 1572 г. сэр Филип Сидни присутствует на его свадьбе с Маргаритой Валуа (королевой Марго) в соборе Нотр-Дам и становится свидетелем кровавой Варфоломеевской ночи, когда многие его друзья-протестанты (гугеноты) были злодейски умерщвлены. Затем он отправился в Германию, посетил двор императора Максимилиана, побывал в Италии, занимаясь наукой и литертурой (в Италии он позировал для Тинторетто и Веронезе), посетил Польшу, Венгрию, Прагу. В 1575 г. вернулся на родину и сразу сделался всеобщим любимцем. Его отец сосватал для него выгодную невесту, и в 1583 г. Филип женился на дочери сэра Френсиса Уолсингема, государственного секретаря и руководителя секретной службы королевы Елизаветы.
Однако жизнь казалась ему пресной, и в 1585 г. он чуть было не отправился вместе с Дрейком в пиратскую экспедицию. Но вместо этого королева отправила его на помощь протестантским союзникам в Нидерланды. Участвуя в войне с армией своего крестного отца Филиппа II Испанского в Нидерландах, Филип Сидней получил смертельную рану в бедро под Зутфеном и через несколько дней умер. Рассказывают, что ему, мучимому жаждой, подали воду, но, чувствуя, что умирает, он протянул ее легко раненому солдату, сказав, что тому помощь нужнее. В последний раз Сидни исполнил придворную должность кравчего, правда, на этот раз дал напиться не королю, а простому воину.
Похоронили сэра Филипа Сидни в соборе святого Павла в Лондоне, церемония прощания была грандиозной и торжественной и запетчатлена в серии специальных гравюр, выпущенных по этому печальному событию.
Сэр Филип Сидни (англ. Philip Sidney, 30 ноября 1554 — 17 октября 1586) – английский аристократ, блестящий придворный, рыцарь, поэт и писатель. Принадлежал к знатному… Развернуть
Лин Мэнчу (кит. 凌濛初, другое имя — Лин Бо [кит. 凌波]; 1580, Шаньдун — 1644) — китайский писатель эпохи Мин, драматург, библиофил и издатель.
Родился в семье крупного чиновника, но на ученой стезе не продвинулся, имел лишь ученую степень сюцая. Служил на государственной службе, некоторое время занимал пост начальника уезда, в последние годы династии Мин занимал достаточно высокую должность военного инспектора. Погиб в боях с повстанческой армией Ли Цзычэна. По взглядам - ортодоксальный конфуцианец, человек строгих нравов и убеждений, что, впрочем не помешало ему в своих произведениях высказывать оригинальные неортодоксальные идеи.
Был автором нескольких сборников стихов и исследований в области литературы, собирал произведения простонародной литературы. В историю мировой литературы вошел, прежде всего, как автор двух ставших классическими сборников хуабэнь - "Поразительное. Первая часть" (Чукэ Пайянь цзинци") (1627 г.), и "Поразительное. Вторая часть" (Эркэ Пайянь цзинци") (1632г ). В отличие от составителей многих других сборников хуабень, (того же Фэн Мэнлуна) бывших преимущественно их собирателями и редакторами Лин Мэнчу автор вошедших в оба сборника произведений. По его словам, материалом для них послужили краткие заметки различных авторов об удивительных людях и необыкновенных происшествиях, а также новеллы прошлых эпох.
Лин Мэнчу (кит. 凌濛初, другое имя — Лин Бо [кит. 凌波]; 1580, Шаньдун — 1644) — китайский писатель эпохи Мин, драматург, библиофил и издатель. Родился в семье крупного чиновника,… Развернуть
Гарси Ордоньес де Монтальво (de Montalvo) — испанский писатель, живший около 1500 г. Ему принадлежит испанская обработка романа "Amadis de Gaula", продолжением к которому послужил написанный Монтальво роман "Las sergas de Esplandian".
Гарси Ордоньес де Монтальво (de Montalvo) — испанский писатель, живший около 1500 г. Ему принадлежит испанская обработка романа "Amadis de Gaula", продолжением к которому… Развернуть
Джайлс (Джильс) Флетчер — английский поэт и дипломат, автор описания Русского царства в XVI веке.
Дядя поэта Джона Флетчера .
Поступил в 1561 году в Итонский колледж, затем изучал поэзию в Кембриджском университете, который окончил в 1568 году. Впоследствии получил степень доктора гражданского права.
В 1584 году избран членом Английского парламента. Ездил с дипломатическими поручениями в Шотландию, Германию, Нидерланды. В 1588 году, по рекомендации своего друга дипломата Томаса Рэндольфа, был послан в Москву для поддержания перед русским правительством ходатайства Англо-Московской компании о монополии на торговлю с северно-русскими портами и для улаживания дела одного из агентов этой компании, Мерша, наделавшего в России у казны и частных лиц от имени компании личных долгов.
Посольство Флетчера не было удачно. На первой аудиенции у царя Флетчер вступил в пререкания о царском титуле, не пожелав прочитать его целиком. Подарки, присланные с Флетчером от королевы Елизаветы царю Фёдору Иоанновичу и Годунову, были найдены неудовлетворительными. Флетчера приняли сухо, не пригласили его к царскому столу и для ведения с ним переговоров назначили дьяка Андрея Щелкалова, причастного к операциям Мерша и имевшего личные счеты с компанией.
В даровании компании монополии Флетчеру было отказано; у компании было отнято право беспошлинной торговли в пределах России; по делу Мерша часть предъявленных долговых претензий была начтена на компанию.
В 1591 году Флетчер издал сочинение о России, а затем сочинение о татарах.
В 1610 году ему было поручено вести переговоры с датским посланником в качестве поверенного Восточной компании.
В 1611 году умер в Лондоне.
Джайлс (Джильс) Флетчер — английский поэт и дипломат, автор описания Русского царства в XVI веке. Дядя поэта Джона Флетчера . Поступил в 1561 году в Итонский колледж,… Развернуть
Диего де Ланда Кальдерон (исп. Diego de Landa Calderón; 17 марта 1524, Сифуэнтес, Испания — 1579, Мерида, Мексика) — второй епископ Юкатана.
Родился в Сифуэнтесе-де-Алькарриа, происходил из знатного рода Кальдеронов. В 1541 г. принял монашество в францисканском монастыре San Juan de los Reyes в Толедо. В августе 1549 г. отправился миссионером на Юкатан в числе пяти францисканцев, отобранных Николасом де Альбалатом. Благодаря выдающимся способностям, сразу сделался помощником настоятеля вновь основанного монастыря Сан-Антонио в Исамале. Служил учителем детей знатных родов майя, насильственно обращённых в христианство. В 1553 г. стал аббатом Сан-Антонио и вскоре стал «хранителем» (custodio) Юкатанской миссии. В 1561 г., после слияния Юкатана и Гватемалы в одну епархию, сделался главой францисканского ордена в этой церковной провинции (принципиалом).
В 1562 г. учредил инквизицию на Юкатане, обнаружив отпадение от христианства недавно крещёных индейцев. 12 июля 1562 г. в Мани состоялось знаменитое аутодафе, где были уничтожены многочисленные памятники культуры и литературы майя. Это вызвало недовольство Франсиско де Тораля (Francisco de Toral), тогдашнего епископа Юкатана и провинциала (главы ордена) францисканцев, и в 1564 г. Ланда пришлось отправиться в Испанию отчитываться в своей деятельности. Он был оправдан и в 1573 г. назначен епископом Мериды, на смену скончавшемуся Торалю. Скончался в монастыре Сан-Франсиско в Мериде, «окружённый ореолом святости» (по выражению Когольюдо).
Де Ланда известен как отличный знаток языка майя, нравов и обычаев этого народа. Исправил и дополнил грамматику юкатека, созданную Луисом де Вильяльпандо. Написал катехизис и сборник проповедей на языке майя. Архив Ланда бесследно исчез после изгнания монахов из Мериды в 1820 г.
Важнейшим трудом Ланда считается «Сообщение о делах в Юкатане» (Relación de las cosas de Yucatán), написанное в Испании около 1566 г. Судя по содержанию текста, де Ланда работал над этим трудом не менее 15 лет, так как календарные знаки, приводимые им, относятся к 1553 г. Вернувшись в Мериду, де Ланда взял рукопись с собой. Вскоре с рукописи была снята копия и отправлена в Испанию. Полным текстом де Ланда пользовались историки XVII в.: Антонио де Эррера-и-Тордесильяс, Васкес де Эспиноса и Диeго Лопес де Когольюдо (1609—1670), автор «Истории Юкатана» и первый биограф де Ланда.
В Испании в 1616 г. неизвестно кем была сделана сокращённая копия «Сообщения о делах в Юкатане», написанная тремя разными почерками. Писцы-копировщики сохранили существенные части труда де Ланда, а третий из них добавил «Критические замечания» и апологетику испанского владычества. В 1862 г. эту рукопись обнаружил в Мадриде великий майянист Шарль Этьен Брассёр де Бурбур, опубликовавший в 1864 г. испанский текст и собственный французский перевод с разбивкой на главы, которая используется по сей день.
Полагая, что использование миссионерами языка майя ускорит обращение индейцев в христианство, де Ланда решил изобрести свой собственный «алфавит майя». При помощи двух иероглифически грамотных индейцев, он составил список соответствий между майяскими иероглифами и испанскими буквами. Де Ланда не знал, что письменность майя была не алфавитной, а логосиллабической, а помогавшие ему майя в некоторых случаях записывали не произношение испанских букв, а их название (например, be, hache, ka, cu). Всего де Ландой было записано 27 знаков (плюс 3 знака в примерах написания слов), которые, по его мнению, соответствовали буквам испанского алфавита. Де Ланда также принимал участие в создании латинской письменности для юкатекского языка — вероятно, первой латинской письменности для мезоамериканских индейцев.
Диего де Ланда Кальдерон (исп. Diego de Landa Calderón ; 17 марта 1524, Сифуэнтес, Испания — 1579, Мерида, Мексика) — второй епископ Юкатана. Родился в… Развернуть
Французский богослов, реформатор церкви, основоположник одного из главных течений протестантизма - кальвинизма. Семья Кальвина принадлежала к старинной ремесленной буржуазии, но уже отец выдвинулся на почетное место прокурора и синдика местного соборного капитула. Способный к ученью мальчик был предназначен отцом сперва к духовному званию. Обеспеченный бенефицией, Жан получил возможность продолжить свое образование в лучших парижских коллежах.
Следуя указаниям отца, Жан Кальвин усердно изучал право, слушая, между прочим, лекции гуманиста Альциати. Уже в 1532 году появляется первый ученый труд Жана Кальвина – комментарий к произведению Сенеки «De Clementia». Но после этого в душе Кальвина происходит перелом, и он решительно становится на сторону церковной реформы, которой сочувствовали его ближайшие друзья. Вскоре он делается духовным руководителем парижского кружка сторонников реформы и убеждает своего друга ректора университета Николая Копа произнести публично сочиненную самим Кальвином речь об оправдании верой. И автор речи, и оратор едва смогли спастись от преследования раздраженных Сорбонны и парламента.
Некоторое время Жан Кальвин путешествует на юге Франции, ликвидирует свои материальные отношения в Нойоне, посещает двор Маргариты Наваррской. Вернувшись в Париж, он вскоре принужден опять покинуть его вследствие жестоких гонений на сторонников реформы. Он переезжает в Базель и в 1536 году издает свое знаменитое «Наставление христианской веры» («Institutio religionis christianae»). Это его любимый главный труд, который тщательно обрабатывался реформатором в течение всей последующей жизни (6 прижизненных изданий). Совершенствуя и обрабатывая свое «Наставление», Жан Кальвин дает стройную логическую систему нового реформационного учения - кальвинизма.
После краткого пребывания в Базеле и затем при дворе герцогини Феррарской, Кальвин проездом попал в Женеву (1536 г.), в которой только что одержала верх реформация. Здесь он и остался, уступая просьбам духовного главы женевской общины, пылкого проповедника Гильома Фареля. Вместе с последним он начинает усердно работать над организацией молодой церковной общины, стремится ввести строгую дисциплину нравов. Это вызывает резкое сопротивление городского совета. Кальвин удаляется в Страсбург. Здесь он посвящает себя обработке своего «Наставления». Им овладевает отвращение к общественной деятельности, он жаждет покоя, стремится основать собственный семейный очаг и женится на тихой, болезненной вдове Иделетте Штордер. В то же время Кальвин принимает деятельное участие в съездах реформационных проповедников.
Но мысль о Женеве не покидает его. И обращение красноречивого гуманиста-кардинала Садолета к женевцам с призывом вернуться в лоно католической церкви встречает с его стороны горячую отповедь. Партия сторонников Фареля берет верх в Женеве, и Жан Кальвин вновь возвращается в 1541 г. Мало-помалу он превращается в догматического фанатика, не признающего никаких компромиссов, занятого только одной мыслью: дать торжество своей собственной догм. Непримиримый, холодный, «женевский папа» становится настоящим инквизитором и безжалостно расправляется с врагами, причем не всегда отделяет врагов своего дела от личных своих недругов.
Незадолго до смерти, в 1559 году, Кальвин устраивает академию для подготовки проповедников, которая должна была продолжать его дело. Вся эта неустанная деятельность рано состарила реформатора, и 27 мая 1564 года Жан Кальвин скончался после долгих страданий.
Французский богослов, реформатор церкви, основоположник одного из главных течений протестантизма - кальвинизма. Семья Кальвина принадлежала к старинной ремесленной буржуазии, но… Развернуть
РОБЕРТ БЁРТОН (англ. Robert Burton) — английский священнослужитель, писатель и ученый.
Родился в Линдли (графство Лестершир), большую часть жизни провел в Оксфорде. Получил образование в Оксфордском университете. Всю жизнь работал библиотекарем в Крайст-Чёрч-колледже университета. Кроме того, он был викарием Церкви Св. Томаса (Оксфорд), а позже был ректором в Сигрэйв, Лестершир.
В 1593, после учебы в школах Саттон-Колдфилда и Нанитона (графство Уорикшир), поступил в Брэйзноз-колледж Оксфордского университета, в 1599 был избран членом совета Крайст-Чёрч-колледжа. В 1602 Бёртон получил степень бакалавра искусств, в 1605 — магистра. В 1616 — бакалавра богословия; работал в колледже наставником и библиотекарем. В Крайст-Чёрч вел жизнь ученого затворника, посвятив себя занятиям медициной, математикой, астрологией и географией. Первым замечательным произведением Бёртона была комедия «Псевдофилософ» (Philosophaster), написанная на латыни в 1606 и поставленная одиннадцатью годами позже в Крайст-Чёрч.
Умер Бёртон в своей квартире в Крайст-Чёрч-колледже.
РОБЕРТ БЁРТОН (англ. Robert Burton) — английский священнослужитель, писатель и ученый. Родился в Линдли (графство Лестершир), большую часть жизни провел в Оксфорде. Получил… Развернуть
Анто́нио Франче́ско Пигафе́тта — итальянский мореплаватель, участник первого в истории кругосветного плавания — экспедиции Магеллана-Элькано. Дневники Пигафетта стали основным источником сведений об экспедиции Магеллана, а также первым доступным в Европе документом о себуанском языке Филиппинских островов.
Анто́нио Франче́ско Пигафе́тта — итальянский мореплаватель, участник первого в истории кругосветного плавания — экспедиции Магеллана-Элькано. Дневники Пигафетта стали основным… Развернуть
Пьетро Аретино (устар. Пиетро Аретин) — итальянский писатель Позднего Ренессанса, сатирик, публицист и драматург, ведущий итальянский автор своего времени. Благодаря своим сатирам и памфлетам заработавший прозвание «бич государей, божественный Пьетро Аретино» («il flagello de’ Principi, il divin Pietro Aretino»). Считается некоторыми исследователями предтечей и основателем европейской журналистики,«праотцом журналистики».
Имя его отца не сохранилось, по некоторым сведениям, его звали Лука. Родился в Ареццо в семье сапожника (по другим указаниям, вне брака), назвался Аретино (то есть «аретинец») по родному городу, своё «подлое» происхождение в дальнейшем не афишировал. Образования не получил, в 14 лет ушёл из дома и бродяжничал, попробовав множество профессий. По некоторым указаниям, был изгнан из Ареццо за язвительный сонет, написанный им против продажи индульгенций — хотя эти данные не совпадают с информацией о возрасте. Из дома отправился в Перуджу с целью изучить переплетное мастерство. Некоторое время учился там в университете, но был исключен за вольнодумство. По некоторым данным, учил живопись и был исключен, когда изобразил Деву Марию с лютней в руках. Скорее всего, прожил в Перудже около 10 лет, овладев там начатками латыни.
Из Перуджи перебрался в 1516 году в Рим. Там началась его карьера в доме самого богатого из римских банкиров, Агостино Киджи. При новом папе Адриане VI (бывшем воспитателе императора Карла V, сыне утрехтского лодочного мастера — не ровня итальянским аристократам) из-за «пасквинатов» и своей активной деятельности против победившего кандидата на предшествовавшем конклаве, был вынужден скрыться в Мантуе: «после смерти Киджи и Льва X Аретино должен был бежать из Рима, потому что новый папа Адриан VI, больно задетый его стишками в дни конклава, хотел расправиться с ним по-серьёзному». В Мантуе пользовался покровительством герцога Федерико II Гонзага. Кардинал Джулио Медичи отправил его к своему родственнику, и Аретино поступил на службу к кондотьеру Джованни делле Банде Нере Медичи.
Через год после того, как кардинал Джулио Медичи стал следующим папой Климентом VII в 1523, Аретино снова вернулся в Рим. Однако после скандала, связанного с публикацией «Сладострастных сонетов» («Sonetti lussuriosi», 1525), представляющих собой стихотворные подписи к порнографическим рисункам Джулио Романо, опять покинул Вечный Город. Вдобавок, ему угрожал убийством (и даже способствовал получению раны от кинжала в июле 1525) один из пострадавших от его пера, епископ Джованни Джиберти, папский датарий.
Он начал путешествие через северную Италию на службе у различных дворян, отправившись, во-первых, обратно к Джованни делле Банде Нере. Через некоторое время Джованни умер на руках Аретино от раны, полученной в стычке с ландскнехтами Фрундсберга у Говерноло, в ноябре 1526 года. Аретино тогда обратился к своему старому покровителю в Мантуе, маркизу Федериго Гонзага. Но папа Климент, которого он продолжал преследовать своими сатирическими сонетами и «предсказаниями», пригрозил послать к нему второго убийцу, а Гонзага боялся осложнений с Римом.
Тогда Аретино обосновался в Венеции, самом анти-папском городе Италии и, как с удовольствием отмечал он позже, «месте всех пороков». Венеция оставалась в этот момент республикой, не имела государя (и соответственно придворных), жизнь там была веселая, да вдобавок, в эту эпоху она была центром книгопечатания в Европе. Для Аретино же в Венеции наступил главный период творчества и расцвета славы. Он стал чрезвычайно популярным в Италии благодаря своему остроумию и язвительности. Государи, стремясь добиться его благосклонности и боясь его острого языка, слали ему денежные подарки и выписывали пенсии. Он же в ответ ставил им на службу своё перо и снабжал информацией. Любопытно, что Аретино удалось втянуть в эту систему обеспечения своего благосостояния огромное количество владетельных лиц.
Он жил на широкую ногу в своем роскошном дворце на Канале-Гранде, окруженный учениками, почитателями, прихлебателями, любовницами, и наслаждался плодами своей европейской славы до самой смерти в возрасте 64 лет в собственном доме на Рива дель Карбон. По легенде, смерть Аретино стала следствием услышанной им на пиру непристойной остроты; разразившись хохотом, Аретино якобы упал и размозжил себе череп. Похоронен в Венеции в церкви Сан-Лука.
Пьетро Аретино (устар. Пиетро Аретин) — итальянский писатель Позднего Ренессанса, сатирик, публицист и драматург, ведущий итальянский автор своего времени. Благодаря своим… Развернуть
Тереза родилась 28 марта 1515 года в Авиле в семье благородного дворянина Алонсо Санчеса де Сепеды, потомка семьи крещеных евреев. Кроме Терезы, у ее матери Беатрис д’Авила-и-Аумады была ещё одна дочь и семеро сыновей. У отца Терезы было также трое детей от первого брака. Полное имя Терезы — Тереса Санчес Сепеда д’Авила-и-Аумада. Семья Терезы была весьма знатна и богата и состояла в родстве со многими благороднейшими домами Кастилии.
В детстве Тереза была весьма впечатлительным ребенком и отличалась глубокой набожностью. Она уже в возрасте 6 лет выучилась читать. Несмотря на мысли о монастыре, Тереза в юности не оставалась в стороне от светских увлечений: она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один. Ее отец и слышать не хотел о монашестве: знатная, умная и красивая девушка, по его мнению и мнению общества, могла составить блестящую и выгодную партию какому-нибудь знатному дворянину. Однако в возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг: она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Благовещения, приняв при этом монашеское имя Тереза Иисусова (Тереса де Хесус).
В первые годы в монастыре Тереза тяжело заболела: её разбил паралич, и её даже вернули из монастыря умирать в отчий дом. Однако Тереза сумела оправиться и вернулась в монастырь. Постепенно она превратилась из юной девушки в мудрую и зрелую монахиню, вокруг неё сформировался круг людей, обращавшихся к ней за духовными советами, как в монастыре, так и за его стенами. В этот круг входил и отец Терезы, примирившийся в конце концов с выбором дочери.
Вторая половина жизни Терезы была посвящена главным образом созданию новых кармелитских монастырей и написанию книг. Её сподвижником был св. Хуан де ла Крус, испанский писатель и поэт, христианский мистик. Она умерла в 1582 году во время очередного путешествия, в монастыре Альба де Тормес.
Тереза родилась 28 марта 1515 года в Авиле в семье благородного дворянина Алонсо Санчеса де Сепеды, потомка семьи крещеных евреев. Кроме Терезы, у ее матери Беатрис… Развернуть
Жоашен дю Белле — известный французский поэт, литературовед и критик. Активный член и главный полемист поэтической группы «Плеяда», ближайший друг её руководителя Пьера де Ронсара. Автор сборников стихов, трактата «Защита и прославление французского языка». Опубликовал свой перевод 4-й книги «Энеиды».
Дю Белле родился в замке Тюрмельер вблизи местечка Лире в дворянской семье, принадлежавшей к высшему католическому духовенству, рано потерял родителей. С детства отличался слабым здоровьем, страдал от туберкулеза и умер в возрасте 39 лет. Похоронен в часовне знаменитого Собора Парижской Богоматери.
Дю Белле много занимался самообразованием, в возрасте 23 лет начал изучать право в университете Пуатье. Отказавшись от церковной карьеры, посвятил себя литературе. В 1547 году подружился с знаменитым поэтом Пьером де Ронсаром, с которым они переехали в Париж. Там они присоединились к студентам колледжа Collège de Coqueret. Вскоре вокруг него и Ронсара образовалась группа талантливых поэтов, которая вошла в историю под названием "Плеяда" (La Pléiade). С конца 1540 гг. публиковал сборники своих стихов и переводы.
В апреле 1553 г. надолго уехал в Италю в качестве секретаря своего двоюродного брата кардинала Жана дю Белле, назначенного послом в Риме. В Италии написал свою лучшую поэму «Antiquités de Rome» и стихи «Les Regrets», характерные для его интимной лирики. После возвращения в 1558 г. во Франции опубликовал несколько сборников своих произведений.
Дю Белле - один из великих французских поэтов, реформаторов французского языка и поэзии. Он много способствовал обогащению литературного языка и созданию новых жанров оды, элегии и эпопеи. Ему принадлежит первая по времени французская сатира против придворных поэтов «Придворный поэт». В 1549 году он написал трактат «Защита и прославление французского языка» (La défense et l’illustration de la langue française), который был впоследствии пополнен фрагментами из предисловия к сборнику «Олива». В нем были развиты основные теоретические положения новой группы писателей.
Дю Белле — враг слащаво-любовного рифмоплетства придворных поэтов. Порвав с петраркизмом, перешел к реалистической лирике. В своей полемике объявил войну средневековой поэзии, нападал на слепых подражателей античным поэтам, злоупотребляющим латынью. Высказывался за серьёзное изучение образцов классической литературы и приближение французской поэзии к народному творчеству. Приверженец «объективной» поэзии, тем не менее, он оказался наиболее субъективным поэтом всей Плеяды, а также оставил два тома латинских стихов.
Жоашен дю Белле — известный французский поэт, литературовед и критик. Активный член и главный полемист поэтической группы «Плеяда», ближайший друг её руководителя Пьера… Развернуть
Якопо Саннадзаро (итал. Jacopo Sannazaro) — итальянский поэт и писатель. Писал на латыни, тосканском и неаполитанском наречиях. Наиболее известен как автор написанного прозиметром романа «Аркадия» и поэмы «Рождение Девы».
Якопо Саннадзаро родился в 1458 в Неаполе. Его отец умер приблизительно 1462, отрочество Якопо Саннадзаро провел в Ночера-Инферьоре и в Сан-Чиприано-Пичентино. Сельская атмосфера этих мест украсила поэзию Саннадзаро. Был близок с гуманистом Джованни Понтано, являлся членом понтановской академии, в стенах которой Саннадзаро взял литературный псевдоним Actius Syncerus.
В течение многих лет преданно служил государям Арагонского дома. В 1483-85 он с Альфонсом II дважды участвовал во вторжениях в Папскую область. Он быстро достиг известности как поэт и стал придворным поэтом. После смерти его главного патрона, Альфонсо II (1495), в 1499 он получил виллу Мерджеллина возле Неаполя от Федериго. После того как Федериго потерял корону, Саннадзаро последовал за ним в изгнание во Францию в 1501, откуда вернулся после смерти Федериго в Плесси-ле-Тур (1504).
Последние годы поэт провел в Неаполе, где умер в 1530.
Творчество.
В качестве придворного поэта писал фарсы, комические монологи, развлекавшие придворное общество, любовную лирику в стиле Петрарки.
Роман «Аркадия», написанный прозиметром, автор начал в 1480-х гг. и завершил около 1489. «Аркадия» была опубликована в Венеции в 1504 году и (в сильно отредактированном виде) там же в 1524 году. Саннадзаро черпал вдохновение в работах античных авторов, писавших в пасторальном жанре — латинских (Вергилия, Кальпурний) и греческих («Идиллии» Феокрита). В центре повествования страдающий от любви поэт («Sincero»), который уходит из города (в данном случае Неаполя), чтобы жить в безмятежности и простоте Аркадии. В сельской Аркадии он пускается в странствия, прислушивась к любовным или печальным песням пастухов.
В 1526 году Саннадзаро опубликовал эпическую латинскую поэму «Рождение Девы» (De partu Virginis), обнаруживающую (в стиле и языке) влияние Вергилия. Несмотря на небольшой размер поэмы (около 1500 стихов), Саннадзаро работал над ней более 20 лет. Ныне «Рождение Девы» оценивается как образец духовно-религиозной лирики Ренессанса и выдающийся артефакт латинской поэзии как таковой в целом.
Якопо Саннадзаро (итал. Jacopo Sannazaro) — итальянский поэт и писатель. Писал на латыни, тосканском и неаполитанском наречиях. Наиболее известен как автор написанного… Развернуть