Дитер Генрих (нем. Dieter Henrich, 5 января 1927, Марбург, Гессен — 17 декабря 2022, Мюнхен) — немецкий философ. Современный мыслитель в традициях немецкого идеализма, считается одним из самых уважаемых и часто цитируемых философов в современной Германии, чьи «обширные и весьма новаторские исследования немецкого идеализма и систематический анализ субъективности значительно повлияли на современный немецкий язык философских и богословских дебатов».
Дитер Генрих (нем. Dieter Henrich, 5 января 1927, Марбург, Гессен — 17 декабря 2022, Мюнхен) — немецкий философ. Современный мыслитель в традициях немецкого идеализма,… Развернуть
Курт Флаш (родился 12 марта 1930) немецкий философ, который работает в основном как историк средневековой мысли и поздней античности. Флаш был профессором Рурского университета в Бохуме. Он был/является членом ряда немецких и международных академий. В 2000 году он был удостоен премии Зигмунда Фрейда.
Курт Флаш (родился 12 марта 1930) немецкий философ, который работает в основном как историк средневековой мысли и поздней античности. Флаш был профессором Рурского университета… Развернуть
Ханс Блюменберг (нем. Hans Blumenberg; 13 июля 1920, Любек, Германия — 28 марта 1996, Альтенберге, Германия) — немецкий философ и историк идей, постструктуралист, основоположник «метафорологии» — специфической перспективы в интеллектуальной истории, сфокусированной на метафорических истоках абстрактных философских понятий.
Родился в городе Любек, где также родился и вырос знаменитый немецкий писатель Томас Манн. Образование Ханса, практически совпавшее с военными годами, было и географически и предметно довольно различным: с 1939 по 1947 гг. он изучает германистику, философию и классическую филологию в Падерборне, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге и Киле. Именно в Киле он защищает две диссертации: «К проблеме первичности в онтологии средневековой схоластики» (1947), а через 3 года — «Онтологическая дистанция. Исследования кризиса феноменологии Гуссерля» (1950).
После этого начинается академическое путешествие Блюменберга: в 1958 он становится экстраординарным профессором философии в Гамбурге, в 1960 — ординарным профессором философии в Гиссене, в 1965 — в Бохуме, в 1970 — в Мюнстере, и, наконец, в 1985 — почётным профессором Мюнстерского университета. В то же время с 1960 года Блюменберг был членом Майнцской академии наук и литературы, а в период между 1962 и 1967 гг. — членом сената Немецкого исследовательского общества.
Дочь — писатель и переводчик Беттина Блюменберг (род. 1947).
В 1960 году Блюменберг публикует своё программное сочинение «Парадигмы к метафорологии» (нем. Paradigmen zu einer Metaphorologie), которое вошло в «Архив истории понятий» Эриха Ротхакера. То есть дата рождения метафорологии совпадает с датой концептуализации герменевтики Гадамера («Истина и метод» появилась в том же 1960 г.)
В 1963 Блюменберг входит в число основателей исследовательской группы «Поэтика и герменевтика», вместе с Хансом-Робертом Яуссом, Вольфгангом Изером, Карлхайнцем Штирле и Клеменсом Гезельгаусом. Группа начала своё существование с коллоквиума «Мимесис и иллюзия» (нем. Nachahmung und Illusion). В продолжение более 30 лет группа организовала десятки коллоквиумов и выпустила 17 тематических сборников, посвящённых острым, нестандартным и часто провокационным вопросам современных гуманитарных наук.
Ханс Блюменберг (нем. Hans Blumenberg; 13 июля 1920, Любек, Германия — 28 марта 1996, Альтенберге, Германия) — немецкий философ и историк идей, постструктуралист,… Развернуть
Эрнст Крик — немецкий национал-социалистический философ, создатель расовой педагогики как науки. Был редактором журнала «Volk im Werden» (Народ в становлении). В течение долгого времени работал вместе с Мартином Хайдеггером. Крик был одним из последних ярких представителей того направления, которое в истории философии называется «философией жизни». Предложил своё видение политической мифологии, нашедшее официальную поддержку. В своих работах доказывал судьбоносное призвание германской нации, искусно вводя в состав национального мифа обязательные мотивы «расы» и «крови».
Э. Крик происходил из протестантской семьи, его отец был инженером-строителем, а предки крестьянами и ремесленниками. Десятилетним мальчиком он покинул семью и поступил в реальную школу в Мюльгейме. В 1898 году стал слушателем педагогического семинара в Карлсруэ. По окончании курса в 1900 работал младшим учителем народной школы в разных городах Бадена. С 1933 по 1944 гг. был профессором философии и педагогики в Гейдельбергском университете. Организатор пронацистского «Культурно-политического кружка немецких преподавателей высшей школы».
В названии одного из главных трудов Крика «Народно-политическая антропология» отражена суть его философии. Антропология к этому времени стала полноправной наукой, а ценность социально-биологического подхода к объяснению важных сторон государственной жизни народов подвергалась сомнению исключительно из политических соображений слева. Разработку этого направления он начал задолго до формирования национал-социализма. Первоначальные идеи сконцентрированы в его работе «Немецкая государственная идея», в современных терминах продолжившей традицию превозношения государства прусского типа, заложенную Фихте и Гегелем. Философ критиковал социологическую теорию Макса Вебера за «объективизм», причислив его к «лишившимся корней интеллектуалам». Со временем он обратился к мифу, который считал главной реальностью, подлежащей философскому рассмотрению.
Эрнст Крик — немецкий национал-социалистический философ, создатель расовой педагогики как науки. Был редактором журнала «Volk im Werden» (Народ в становлении). В течение… Развернуть
Родился в Бреслау в Германии (ныне Вроцлав, Польша) 28 июля 1874. Получив начальное образование в родном городе, в 1892 поступил в Берлинский университет. В соответствии с европейской традицией, поощрявшей занятия в нескольких учебных заведениях, посещал лекции в университетах Лейпцига, Гейдельберга, Мюнхена и Марбурга. Вначале Кассирер намеревался изучать право, однако заинтересовался литературой и гуманитарными предметами; в дальнейшем, занимаясь философией, глубоко изучал физику и математику. В Марбурге (где он получил степень доктора философии в 1899, представив диссертацию об анализе Декартом математического и научного знания) Кассирер учился у Г.Когена и П.Наторпа - ведущих представителей неокантианства т.н. марбургской школы, течения, провозгласившего возврат к Канту в противовес господствовавшему тогда гегельянству. Кассирер был особенно близок к Когену в истолковании Канта и интересе к иудаизму. В работах, написанных в Берлинском университете в 1906-1919 (где Кассирер преподавал в качестве приват-доцента), развиваются основные идеи неокантианства. В то время его особенно интересовали теория познания и философия науки, в частности проблемы, связанные с теорией Эйнштейна. Кассирер также занимался изучением истории и литературы, особенно немецких классиков - Лессинга, Гете и Шиллера. В этом же период он написал биографию Канта и подготовил издание сочинений этого великого мыслителя.
В 1919-1933 Кассирер был профессором философии, а в 1930-1933 ректором Гамбургского университета; одновременно возглавлял институт Варбурга, где проводились исследования по истории культуры. Когда Гитлер пришел к власти в 1933, Кассирер эмигрировал в Англию, где продолжил преподавательскую деятельность в Олл-Соулз-колледже Оксфордского университета в 1933-1935, а в 1935-1941 был приглашен в Гетеборгский университет (Швеция). В 1941-1944 Кассирер преподавал в Йельском университете, а затем в Колумбийском университете.Умер Кассирер в Принстоне (шт. Нью-Джерси) 13 апреля 1945.
Перу Кассирера принадлежит обширный исторический труд Проблема познания в философии и науке Нового времени (Das Erkenntnisproblem in der Philosophie und Wissenschaft der neueren Zeit, 1906-1957), в котором за систематическим изложением проблемы следует ее история от античности до 40-х годов 20 в. Сведя воедино результаты своих занятий культурологией, наукой и историей, он опубликовал еще один трехтомный труд - Философия символических форм (Philosophie der symbolischen Formen, 1923-1929).
В этих и других работах Кассирер анализировал функции языка, мифа и религии, искусства и истории как 'символических форм', через которые человек обретает понимание самого себя и окружающего мира, так что сам человек определяется как 'животное, создающее символы'. В том же ключе им была разработана философская дисциплина, которую, следуя Канту, Кассирер назвал философской антропологией. Она представлена, в частности, в работе Опыт о человеке (Essay on man. An introduction to a philosophy of human culture, 1945). Исследования духовной культуры Возрождения и Просвещения (в том числе: Индивид и космос в философии Возрождения - Individuum und Kosmos in der Philosophie der Renaissance, 1927; Философия Просвещения - Die Philosophie der Aufklдrung, 1932) позволяют считать его пионером в той области, которая позднее была названа 'историей идей'.
Важное место в концепции Кассирера занимала философия языка. Язык наряду с наукой, искусством, религией, мифом представляет собой одну из 'символических форм' культуры. Из хаоса впечатлений язык формирует картину мира. Язык - автономное творение духа, с его помощью человек созидает (а не просто отражает) действительность. На основе языковых знаков образуются понятия, которые являются продуктами символического познания. Кассирер изучал отношения между разными 'символическими формами', в частности, связь между языком, мифом и искусством, опосредуемую метафорой; занимался также вопросами общих закономерностей развития языковых значений.
Концепции Кассирера оказали большое влияние на многих ученых первой половины 20 в., не разделявших идей структурализма: на неогумбольдтианцев в Германии, М.М.Бахтина, В.Н.Волошинова, Н.Я.Марра
Родился в Бреслау в Германии (ныне Вроцлав, Польша) 28 июля 1874. Получив начальное образование в родном городе, в 1892 поступил в Берлинский университет. В соответствии с… Развернуть