Королева Гормлайт – одна из самых романтических фигур в истории Ирландии, как писал знаток древней гэльской поэзии Осборн Бергин (1912). С ним нельзя не согласиться, познакомившись с летописным рассказом о легендарной королеве-стихотворице X века и немногими дошедшими до нас стихотворениями, написанными от ее лица.
«Анналы Клонмакнойса» (сохранившиеся лишь в английском переводе Конлы Мак Эхагана, сделанном в 1627 году) сообщают следующее. «Ниалл Черное Колено был королем (Ирландии) три года, и был он женат на леди Гормфлей, дочери короля Фланна, которая была весьма красивой, добродетельной и учёной девицей; сначала она была замужем за Кормаком Мак Куйленнаном, королем Мунстера; затем за королём Ниаллом, от коего у нее был сын по имени королевич Домналл, который утонул и на чью смерть она сложила много жалостных и искусных песен на ирландском; и наконец она была замужем за Кербаллом Мак Муйреганом, королем Лейнстера. После всех сих царственных браков она побиралась от двери к двери, покинутая всеми своими друзьями и родичами, и была рада получить милостыню от своих подданных».
Этот рассказ, однако, входит в противоречие со всеми другими летописями, которые единогласно утверждают, что Ниалл Чёрное Колено, любимый муж королевы Гормлайт, погиб значительно позже Кербалла. Поэтому Юджин О’Карри в своё время (1861) восстановил биографию королевы-стихотворицы следующим образом.
Гормлайт (или Гормфлайт) была дочерью Фланна Синны, верховного короля Ирландии, который правил в конце IX – начал X в. Она собиралась выйти замуж за Кормака Мак Куйленнана, короля Мунстера, но Кормак расторг помолвку, ибо решил пойти по духовной стезе, и Гормлайт вернулась к отцу. Это был тот самый Кормак, который написал толковый словарь древнеирландского языка (ок. 900 г.). Вскоре он стал архиепископом града Кашела, столицы Мунстера.
Вернувшись к отцу, Гормлайт вышла замуж за Кербалла Мак Муйрегана, короля Лейнстера. Он приходился Кормаку сводным братом. В 903 году (по другой версии – в 908) отец Гормлайт и его зять пошли войной на короля Кормака. В битве при Белах Мугна (в нынешнем графстве Килдар) Кормак был убит и обезглавлен.
Кербалл, серьезно раненный, был доставлен домой, в свою столицу Наас. Гормлайт заботливо выхаживала мужа, почти не отходя от него. Однажды, когда Кербалл уже выздоравливал, но ещё оставался в постели, у них зашёл разговор о битве при Белах Мугна. Кербалл с воодушевлением живописал, как Кормак был разбит и как ему отрубили голову. Гормлайт, сидевшая в ногах Кербалла, выразила сожаление, что над телом такого достойного человека надругались. Тогда Кербалл в приступе бешенства так ударил её ногой, что она слетела на пол, а её одежды в беспорядке разметались, - и всё это на глазах у её слуг и служанок.
Смертельно оскорблённая, Гормлайт отправилась искать защиты у отца, короля Фланна, но тот не захотел ссориться с зятем. Главной заботой Фланна тогда были скандинавы, осевшие в Дублине и совершавшие оттуда ужасные набеги. В это время о случившемся узнал король Ульстера Ниалл Глундуб («Чёрное Колено»). Он приходился королеве Гормлайт двоюродным братом. Подняв кланы севера, Ниалл отправился с войском к границам Лейнстера, намереваясь отомстить Кербаллу за обиду. Гормлайт, однако, удовлетворилась тем, что муж дал ей развод, сохранив за ней те двадцать четыре града, что подарил ей на свадьбу. Вскоре (через год после Кормака) король Кербалл погиб в битве с данами из Дублина, а Гормлайт стала женой Ниалла Глундуба. «Анналы Клонмакнойса» содержат другую версию гибели Кербалла. «Получив от своего нового мужа (Кербалла) тяжкое оскорбление, она (Гормлайт) призвала своего пасынка, Муйрхepтаха, отмстить (её) бесчестие. Муйрхepтах откликнулся на её просьбу и, переодев своих людей в коровьи шкуры, рассеял их по земле короля Лейнстера, близ его двора в Наас, а тот, полагая, что это блуждает стадо коров, пасущихся на его лугах, направился без свиты мимо них и был убит. Муйрхepтах со своими ульстерцами захватил его (Кербалла) кости с собой на север и там велел искусникам сделать из костей названного короля пару столиков, кои долгое время после того хранились в доме короля Ульстера как реликвия. И по этим коровьим шкурам Муйрхepтаха на протяжении всей его последующей жизни называли Муйрхepтах Кожаных Плащей».
Итак, Гормлайт стала женой Ниалла. Это был блестящий молодой король. У него был сын от первой жены (имя её мы не знаем), тот самый Муйрхepтах Кожаных Плащей, а вскоре у Гормлайт родился сын Домналл. Ребёнком его отдали на воспитание в Коннахт, и там он по недосмотру няньки утонул. В 914 (или 916) году умер верховный король Фланн Синна, отец Гормлайт. Ему наследовал Ниалл. Незадолго до смерти старого короля против него восстали собственные дети – братья Гормлайт по имени Конхобар и Доннхад. Ниалл отправился с войском в Миде, заставил их заключить с отцом мир и вновь подчинил их ему.
Став верховным королём, Ниалл вместе с женой перебрался из Айлеха в Темайр. Его военные походы против данов были столь успешны, что те в его время не решались далеко выступать за пределы Дублина, своего оплота.
Однако в 917 (или 919) году у Дублина состоялась битва, в которой ирландцы потерпели жестокое поражение, а сам Ниалл вместе со множеством вождей был убит. Он пробыл верховным королем всего три года. Среда 17 октября отмечена в летописях и стихах как чёрный день гибели ирландского воинства. В той битве погиб также Конхобар, старший брат Гормлайт. Доннхад, младший её брат, сделался верховным королём после Ниалла и правил вплоть до своей смерти в 942 г.
Вероятно, судьба Гормлайт резко переменилась не сразу после гибели Ниалла, а позже – когда умер её брат король Доннхад. Последние годы своей жизни она прожила в бедности и пренебрежении. Умерла она в 948 г. Год её рождения нам не известен, но ей было верно за шестьдесят.
Сообщение «Анналов Клонмакнойса» о странных обстоятельствах смерти Гормлайт соответствует её собственному рассказу (см. стихотворение XI). «Гормфлей, дочь короля Фланна Мак Майльсехланна и королева Ирландии, умерла от длительной и тяжкой болезни, которая приключилась вот каким образом: ей пригрезилось, что она видит короля Ниалла Глундуба; тогда она поднялась и села на своей постели, дабы разглядеть его; он же, разгневанный, стал удаляться, покидая комнату; и когда он уходил гневной поступью (как ей казалось), она ринулась вслед за ним, думая удержать его за плащ, дабы он остался с нею, и упала на балку своей кровати, так что та пронзила её грудь вплоть до самого сердца, и рана эта не поддавалась исцелению, покуда она от неё не умерла».
Это почти всё, что известно о королеве Гормлайт не из её стихов. Правда, существовало сказание, которое называлось «Любовь Гормлайт к Ниаллу», - но от него, к сожалению, сохранилось лишь название, записанное в «Лейнстерской Книге» (ок. 1150 г.).
Ю. О’Карри, назвавший стихи Гормлайт «весьма любопытной поэмой», считал, что они сочинены королевой во время её последней болезни. О. Бергин полагал, что даже если какие-то из этих стихов сложены самой Гормлайт, они должны были сильно измениться за несколько веков: ведь королева жила в X веке, а рукописи, в которых содержатся ее стихи, относятся к XV-XVI вв.
Так или иначе, у этих стихов, очевидно, единый автор. В оригинале они не имеют нумерации и отделяются друг от друга повторением первого слова (или первой строки) каждого стихотворения. Стихи силлабические, большинство строк в катренах – семисложные, хотя попадаются и восьмисложные строки. Рифма используется нерегулярно.
Королева Гормлайт – одна из самых романтических фигур в истории Ирландии, как писал знаток древней гэльской поэзии Осборн Бергин (1912). С ним нельзя не согласиться,… Развернуть
Фахраддин Гургани́ (также Фахр ад-дин Горгани, перс. فخرالدين اسعد گرگاني) — персидский поэт XI века. Биография поэта неизвестна, единственное дошедшее произведение — поэма «Вис и Рамин».
Фахраддин Гургани́ (также Фахр ад-дин Горгани, перс. فخرالدين اسعد گرگاني) — персидский поэт XI века. Биография поэта неизвестна, единственное дошедшее произведение — поэма «Вис… Развернуть
Франсуа Шаму - французский эллинист и археолог. Член Академии надписей и изящной словесности.
Иегуда бен Шмуэль Галеви (или Ха-Леви, ивр. יהודה הלוי Yehuda ha-Levi, ок. 1075, Тудела, Испания — 1141, Иерусалим) — средневековый еврейский поэт и философ.
Иегуда бен Шмуэль Галеви родился в Туделе. Учился в иешиве в Лусене у раввина Ицхака Альфаси. Также обучался светским наукам и медицине. Под влиянием Моше ибн-Эзры — одного из выдающихся представителей еврейской поэзии того времени — Галеви рано начал писать стихи на древнееврейском языке. Он был страстным националистом. Пробыв долгое время врачом в Кордове, Галеви отправился в Палестину, по пути остановился в Александрии. Свои впечатления от путешествия по морю он позже передал в «Морских песнях». По одной из версий, убит в Иерусалиме во время второй поездки в Палестину.
Иегуда бен Шмуэль Галеви (или Ха-Леви, ивр. יהודה הלוי Yehuda ha-Levi, ок. 1075, Тудела, Испания — 1141, Иерусалим) — средневековый еврейский поэт и философ.
Иегуда бен… Развернуть
Генерал-майор Русской армии, участник Первой мировой и Гражданской войн. Видный деятель Белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке.
Чжан Бодуань, по прозвищу Пиншу, также известный как «даос Цзыян», «господин Прозревший истину» — китайский учёный-даос, медик, правовед, знаток стратегии, астрономии и географии эпохи Северная Сун. Школа Цюаньчжэнь признала его (задним числом) одним из южных патриархов. В Южном Китае, Гонконге и Сингапуре имеются храмы, посвящённые Чжан Бодуаню.
Родился в почтенной чиновничьей семье и получил добротное конфуцианское образование, позже заинтересовался астрономией, математикой и медициной, также глубоко изучил буддизм и даосизм. Много десятилетий он посвятил чань-буддизму и "канонам киновари", но только в возрасте 80 лет ему случилось встретить своего учителя.
Чжан Бодуань является одним из крупнейших теоретиков внутренней алхимии. Имел высшую учёную степень цзиньши. Хорошо знал конфуцианскую и буддийскую литературу, был сторонником «единства трёх учений» (сань цзяо). Основное сочинение — «У чжэнь пянь» («Главы о прозрении истины»). Сочинение Чжан Бодуаня закрепило традицию использования «внешнеалхимических» терминов для описания операций с «внутренними» материалами, предпринимавшихся с целью развития «бессмертного зародыша» (или «внутренней пилюли») в теле адепта. «У чжэнь пянь» стал одним из авторитетнейших текстов «высокой» традиции «внутренней» алхимии, существенно повлиявшим на построения её последующих теоретиков — Бо Юйчаня, Ли Даочуня и других.
В XIV—XV веках Чжан Бодуань был признан патриархом так называемого «южного течения школы Цюаньчжэнь», которое в отличие от северного течения признавало необязательным уход от мира для «внутреннеалхимического» самосовершенствования. Помимо «У чжэн пянь», в «Дао цзан» вошли ещё два его сочинения.
Чжан Бодуань считается наряду с Лю Хайчанем (Хайчжанем) создателем южнодаосской школы золота и киновари.
Чжан Бодуань, по прозвищу Пиншу, также известный как «даос Цзыян», «господин Прозревший истину» — китайский учёный-даос, медик, правовед, знаток стратегии, астрономии и географии… Развернуть
Гампопа или Дакпо Римпоче (тиб. དྭགས་པོ་ལྷ་རྗེ་, Вайли dwags-po lha-rje, кит. 達保哈解) (1079—1153) — выдающийся учитель тибетского буддизма, автор многих авторитетных сочинений, один из основателей школы кагью. Его учителем был Миларепа.
Гампопа был доктором из Дагпо. Сначала он обучался в традиции кадампа и получил учение ламрим. Затем он стал разыскивать Миларепу, в котором признал своего Учителя. Поиски заняли много лет, Миларепа его принял с большой радостью и посвятил его в высшие практики.
Гампопа стал преемником Миларепы вместе с Речунгом, Речунг при этом продолжал быть странствующим монахом, а Гампопа основал монастырь, стал активно преподавать и развивать основы монашеской практики. Он написал большое количество сочинений и провёл огромную организаторскую работу, у него было большое количество учеников.
Он свёл воедино учения Кадампы и Махамудру, полученную от Миларепы, и определил основы учения Кагью в том виде, в каком оно сохранилось до настоящено времени.
Четыре его основных ученика основали четыре подшколы учения кагью:
Баром Дхарма Вангчук основал Баром Кагью
Пагдру Дордже Гьялпо основал Пагдру Кагью
Шанг Цалпа Цонгдру Драг (1121—1193) основал Цалпа Кагью
Первый Кармапа Дюсум Кхьенпа (1110—1193) основал Карма Кагью, также известную как Камцанг Кагью
Гампопа или Дакпо Римпоче (тиб. དྭགས་པོ་ལྷ་རྗེ་, Вайли dwags-po lha-rje, кит. 達保哈解) (1079—1153) — выдающийся учитель тибетского буддизма, автор многих авторитетных сочинений,… Развернуть
Абхинавагу́пта — один из величайших философов Индии, мистик и автор работ по эстетике. Занимался музыкой, писал стихи, пьесы, толкования на древние тексты, был богословом и логиком. Оказал сильное влияние на индийскую культуру.
Он родился в Кашмире в семье ученых и мистиков, изучал философию и искусство в течение пятнадцати лет. После себя он оставил более 35 законченных работ, самой известной из которых является «Тантралока» (энциклопедический трактат о всех философских и практических аспектах учения, известного сегодня как Кашмирский шиваизм, Трика и Каула). Внёс важный вклад в философию эстетики (разъяснения комментариев Абхинавабхараты к «Натьяшастрам» Бхараты-муни).
Имя «Абхинавагупта» не было его исконным именем, скорее всего это титул, который несёт значение «компетентности и авторитетности». Анализируя значение этого имени Яйаратха[ (один из самых значительных комментаторов Абхинавагупты) также показывает ещё три значения: «быть бдительным», «присутствовать всюду» и «защищенный похвалами». Раньеро Гноли, единственный санскритолог, который закончил перевод Тантралоку на европейский язык, упоминанает что «Абхинавагупта» также означает «новый», что может указывать на новизну его мистического опыта. От Яйаратха мы узнаем, что Абхинавагупта обладал всеми шестью качествами, требуемыми для достижения высочайшего мистического опыта в шактопайе, как описано в священных текстах «Шрипурвашастры»: неустрашимая вера в Бога, реализация молитв, управление реальностью посредством обращения к 36 таттвам, успешное завершение всех предпринятых действий, поэтически-творческий потенциал и непосредственное знание всех дисциплин. Работы Абхинавагупты хорошо уравновешены между ветвями триады (Трика): ичха (воля), гьяна (знание) и крийя (действие), что проявилось в его религиозных гимнах, философских работах, в описание методов, относящихся к к йоге. Он восстановил, рационализировал и организовал философское знание в более последовательную форму, исходя из всех доступных источников своего времени.
Различные современные ученые характеризовали Абхиванагупту как: «блестящий ученый и святой», «основоположник развития кашмирского шиваизма» и «блестящий реализатор йогических практик».
источник: Википедия
Абхинавагу́пта — один из величайших философов Индии, мистик и автор работ по эстетике. Занимался музыкой, писал стихи, пьесы, толкования на древние тексты, был богословом и… Развернуть
Абу Райхан Бируни — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии, фармакологии, геологии и др. Бируни владел почти всеми науками своего времени. По сведениям, посмертный перечень его работ, составленный его учениками, занял 60 мелко исписанных страниц.
Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в древней столице хорезмшахов Кяте был выдающийся математик и астроном Ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али (997—1009) и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуда. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.
Умирал в полном сознании и, попрощавшись со всеми друзьями, спросил последнего: «Что ты толковал мне однажды о методах счёта неправедных прибылей?» «Как Вы можете думать об этом в таком состоянии?» — изумленно воскликнул тот. «Эх ты! — сказал Бируни еле слышно. — Я думаю, что покинуть сей мир, зная ответ на этот вопрос, лучше, чем уйти из него невеждой…»
источник: Википедия
Абу Райхан Бируни — великий учёный из Хорезма, автор многочисленных капитальных трудов по истории, географии, филологии, астрономии, математике, геодезии, минералогии,… Развернуть
Абу́ Муи́н Наси́р Хосро́в аль-Кабадияни аль-Марвази (перс. ناصرخسرو, тадж. Носири Хусрав) — таджикско-персидский средневековый поэт, философ и религиозный деятель. В своих стихах проповедовал идеи рационализма, справедливости, в чем резко расходился с официальной идеологией.
Родился в Кубадияне, посёлок на территории современного Таджикистана. Жил в Балхе и Газне при дворе газневидских султанов. После сельджукского завоевания жил в Мерве. Свои путешествия по многим странам от Магриба до Индии описал в «Книге путешествий». В Египте был обращён в исмаилизм и стал проповедником этого учения у себя на родине. После преследований укрылся в Ямгане в горах Памира. Народы Памира до сих пор считают его своим «пиром».
А бу́ Муи́н Наси́р Хосро́в аль-Кабадияни аль-Марвази (перс. ناصرخسرو, тадж. Носири Хусрав) — таджикско-персидский средневековый поэт, философ и религиозный деятель. В своих… Развернуть
Ю́суф Хасс Ха́джиб Баласагу́ни (встречается вариант Баласагунский) — (араб. يوسف خاص حاجب البلاساغوني) — тюркский средневековый поэт, философ, мыслитель и писатель. Жил в XI веке (точные годы жизни неизвестны, предположительно между 1017-1019 и 1075-1085 гг.) в государстве Караханидов (средневековое государство на территории Центральной Азии), в городе Кашгар, где и похоронен.
Родился в тогдашней столице Караханидского государства городе Баласагуне (ныне город Токмак, находящийся в Киргизии), занимал при дворце Караханидов (ханство Кашгар) должность визиря.
Баласагун был одним из самых больших городов, крупным торгово-ремесленным центром государства Караханидов. Оно представляло собой в этногенетическом плане объединение ряда тюркских племен, возвысившихся в начале Х в., и просуществовало в течение трех веков. Социально-экономической основой каганата было специфическое соединение кочевого и оседлого хозяйства.
Юсуф Баласагуни был выходцем из определенной культурной зоны и политического региона, охватывающего в свое время Отрар (Фараб), Шаш (Ташкент), Тараз, Чуйскую долину, Прииссыккулье, Фергану, Кашгари. В культурно-языковом отношении он — общий предок тюркоязычных народов, в географическом - близок к казахам и киргизам, конкретно - к тюркскому племени чигиле.
Образование Юсуф Баласагуни получил в признанных культурных центрах того времени - Фарабе, Кашгаре, Бухаре. В совершенстве владея арабским и персидским языками, он проработал философские и научные сочинения по различным отраслям знания. Светские люди того времени отличались многосторонностью интересов, увлекаясь наряду с философией и наукой, поэзией и политикой, игрой в шахматы. Широкообразованный, умудренный жизненным опытом, он прибыл в Кашгар и здесь в течение восемнадцати месяцев напряженной работы написал большое поэтическое произведение. В возрасте 50 лет он завершил поэму Благодатное знание , представил её правителю Кашгара и был удостоен звания «Хасс Хаджиб».
Общественно-политические взгляды Юсуфа Баласагуни, судя по содержанию этой поэмы, сформировались под влиянием ислама и предписаний шариата, регулирующего юридические и морально-этические отношения мусульман. Автор данного произведения показывает каким должны быть не только правители, но и простые люди; какими личностными качествами они должны обладать.
Таким образом, Баласагуни выдвинул в своем произведении целый ряд справедливых требований к руководству общества: быть образованными, заботится о людях, хорошо знать литературу и искусство и т.д. Поэма “Благодатное знание” является во многом совершенной. Это и достаточно высокий уровень общественных отношений в обществе, и огромное значение культуры отношений между людьми, и культуры вообще, и, особенно, наличие нравственных понятий и основ воспитания подрастающего поколения. И можно предположить, что в то время такое объемное и высокохудожественное произведение было далеко не единственным. Судя по всему, была хорошо развита поэтическая традиция, и Юсуф Баласагуни был одним из лучших ее представителей.
Умер Юсуф Баласагуни приблизительно в 1075 году. Похоронен в мавзолее в городе Кашгар.
Ю́суф Хасс Ха́джиб Баласагу́ни (встречается вариант Баласагунский) — (араб. يوسف خاص حاجب البلاساغوني) — тюркский средневековый поэт, философ, мыслитель и писатель. Жил в XI… Развернуть
Мачиг Лабдон (тиб. ma gcig lab sgron) (1031-1129гг) – выдающаяся тибетская йогиня, Учитель, основательница Учения Чод Махамудры. Главным Учителем Мачиг Лабдон был индийский святой Падампа Сангье. Рождение Мачиг сопровождалось многими чудесными явлениями, по которым новорожденная была распознана как дакиня. Вся жизнь этого высшего существа, прошла в служении Дхарме. Мачиг оставила после себя духовную традицию Чод (Отсечение). В системе высших буддийских практик Тибета, традиция Чод занимает особое место. Так как это единственное буддийское учение, которое возникло в Тибете, в отличии от других традиций, принесенных из Индии. Теоретически и по духу оно сокровенная суть буддийской Махаяны и базируется на Праджня-парамита-сутре. Из Тибета это учение распространилось по всем махаянским странам и его живая традиция существует и поныне.
Мачиг Лабдон (тиб. ma gcig lab sgron) (1031-1129гг) – выдающаяся тибетская йогиня, Учитель, основательница Учения Чод Махамудры. Главным Учителем Мачиг Лабдон был индийский… Развернуть
Титмар Мерзебургский (также изредка Дитмар; нем. Thietmar von Merseburg; 25 июля 975 — 1 декабря 1018) — епископ Мерзебургский (1009—1018); немецкий хронист.
Происходил из знатного рода графов фон Вальбек. В 1000 году стал каноником в Магдебурге. Епископ Мерзебургский с 1009 года. Сын графа Зигфрида фон Вальбека, родственник императоров Саксонской династии. Школьный товарищ Бруно Кверфуртского — автора «Жития святого Адальберта». Титмар Мерзебургский — сторонник сильной королевской власти, апологет завоевательной политики в отношении славянских народов.
Титмар Мерзебургский (также изредка Дитмар; нем. Thietmar von Merseburg; 25 июля 975 — 1 декабря 1018) — епископ Мерзебургский (1009—1018); немецкий хронист.
Происходил из… Развернуть
Адам Бременский (нем. Adam von Bremen; умер после 1081 года) — северогерманский хронист, каноник и схоластик, или Magister scholarum.
Предполагают, что он был вызван архиепископом Адальбертом из Верхней Саксонии в Бремен (1067 г.).
Его сочинение «Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum» («Деяния архиепископов Гамбургской церкви», около 1075 года, в 4 книгах, на латинском языке) — история Гамбургского архиепископства с его основания до смерти архиепископа Адальберта (1072 г.) — написано по древним рукописям и заключает в себе драгоценные документы для истории северных и северно-славянских народов. Часть сведений приобретена им во время миссии в Данию из уст датского короля Свена II Эстридсена. Сочинение, посвящённое архиепископу Лимару (1072—1101 гг.), важно, как единственный подробный источник истории северных народов того времени, отличается верностью своих сведений и ясным изложением с удачным подражанием слогу древних писателей, главным образом Саллюстию. Третья книга — история архиепископа Адальберта, 4-е сочинение, «Descriptio insularum aquilonis», исполнено важных географических и этнографических описаний скандинавских и балтийских земель. Из всех многочисленных изданий наиболее употребительное Лаппенберга, «Monumenta Germaniae historica» (Scriptores, 7 т., 2-е изд., Ганнов., 1876 г.). Этим изданием воспользовался Лаурент для перевода на немецкий язык (Берл., 1850 г.).
Четвёртая книга, Descriptio insularum Aquilonis, завершённая примерно к 1075 году, посвящена географии, народам и обычаям Скандинавии, равно как и последним вестям об успехах там христианских миссионеров. Адам поддерживал обращение северян. Скандинавия совсем недавно была открыта миссионерами, и посему, поскольку четвёртая книга была, возможно, создана, чтобы вдохновлять и направлять будущих миссионеров, её детальные описания делают её одним из важнейших источников о дохристианской Скандинавии. Это также первое в Европе сочинение (глава 38), в котором упоминается остров Винланд, землю, которая многими веками позже будет определена как, вероятно, Ньюфаундленд, Канада.
Адам Бременский (нем. Adam von Bremen; умер после 1081 года) — северогерманский хронист, каноник и схоластик, или Magister scholarum. Предполагают, что он был вызван… Развернуть
Козьма Пражский (лат. Cosmas Pragensis, чеш. Kosmas; ок. 1045 — 21 октября 1125, Прага) — первый чешский хронист.
Происходил из знатного рода. Получил образование в Праге и Льеже. В свите германского императора Генриха IV посетил Венгрию, Германию, Италию. С 1110 года — декан собора св. Вита в Праге. «Чешская хроника» (лат. Chronica Boëmorum) Козьмы Пражского (начата в 1119—1120 годах) содержит богатый и разнообразный материал и является ценным источником (особенно 3-я книга, где описываются современные Козьме Пражскому события 1092—1125 годов) по истории Чехии. «Продолжатели Козьмы» довели летопись чешской истории до начала XIII века.
«Чешские хроники» Козьмы наряду с «Повестью временных лет» Нестора Летописца и «Хроникой и деяниями князей или правителей польских» Галла Анонима имеют фундаментальное значение для славянской культуры.
Козьма Пражский (лат. Cosmas Pragensis, чеш. Kosmas; ок. 1045 — 21 октября 1125, Прага) — первый чешский хронист.
Происходил из знатного рода. Получил образование в Праге и… Развернуть
Су Ши, выступавший под псевдонимом Су Дунпо (1037—1101), — знаменитый китайский поэт, эссеист, художник, каллиграф и государственный деятель эпохи династии Сун.
Су Ши родился в Мэйчжоу у подножия горы Эмэйшань в семье известного учёного. При прохождении кэцзюя юный Су Ши поразил экзаменаторов своей мудростью. За свою долгую карьеру сменил немало сановнических постов, управлял различными провинциями, участвовал в обсуждении планов реформирования системы государственного управления.
Подобно многим другим современникам, Су Ши не принял «новый политический курс» министра Ван Аньши, за что в 1079 г. подвергся ссылке в деревню на 5 или 7 лет. Вместо того, чтобы горевать о нищете и забвении, Су Ши восхищался природой провинции Хэбэй и писал стихи, которые вошли в число жемчужин китайской поэзии. Их отличительные черты — оптимистическое мироощущение и формальное новаторство.
По возвращении ко двору Су Ши примирился с Ван Аньши и даже обменивался с ним стихотворными посланиями. Вместе с Шэнь Ко он занимался составлением трактата о лечебных травах. В 1094 г. он был вновь удалён от двора, на этот раз в южную провинцию Гуандун, где поселился в местечке Дунпо («восточный склон»), ставшем его псевдонимом.
Су Ши, выступавший под псевдонимом Су Дунпо (1037—1101), — знаменитый китайский поэт, эссеист, художник, каллиграф и государственный деятель эпохи династии Сун. Су Ши родился в… Развернуть
Вячеслав Францевич Кебич — советский и белорусский партийный, государственный и политический деятель, председатель Совета министров Белоруссии с 1990 по 1994 год. Кандидат экономических наук.
Вячеслав Францевич родился 10 июня 1936 года в деревне Конюшевщина (Новогрудское воеводство, ныне Першайский сельсовет, Воложинского района Минской области Белоруссии).
В 1958 году окончил машиностроительный факультет Белорусского политехнического института.
Учился в Высшей партийной школе при ЦК КПБ. В 1990 году защитил диссертацию на соискание кандидата экономических наук по теме структура и функции государственных органов управления народным хозяйством союзной республики в условиях развития её экономической самостоятельности".
Вся трудовая карьера Кебича состоялась в Белоруссии, достигла пика в период БССР.
После окончания института, работал инженером-технологом, старшим инженером-технологом, начальником участка, начальником цеха, заместителем главного инженера Минского завода автоматических линий. Член КПСС (1962—1991), член ЦК КПСС (1990—1991).
В 1973—1978 годах — главный инженер, директор Минского станкостроительного завода им. С. М. Кирова
В 1978—1980 годах — генеральный директор Минского ПО по выпуску протяжных и отрезных станков им. С. М. Кирова
В 1980—1985 годах — второй секретарь Минского городского комитета КПБ, заведующий отделом ЦК КПБ, второй секретарь Минского ОК КПБ.
В 1985—1990 годах — заместитель Председателя Совета Министров БССР — Председатель Госплана БССР.
В 1989—1991 годах — народный депутат СССР.
В 1990—1994 годах — Председатель Совета министров Белорусской ССР и независимой Белоруссии (Республики Беларусь).
8 декабря 1991 года вместе со Станиславом Шушкевичем от имени Белоруссии подписал беловежское соглашение о ликвидации СССР и стал первым премьер-министром независимой Белоруссии, пребывая в этой должности до 21 июля 1994 года.
Участник президентских выборов 1994 года. Кебич собрал более 400 тысяч подписей за свое выдвижение, из которых действительными оказались 371 967. В первом туре голосования Кебич набрал 17,33% голосов избирателей (1 023 174 в численном выражении). Однако его опередил кандидат Александр Лукашенко. Во втором туре голосования Кебич набрал 14,17% голосов избирателей (748 329).
В 1996—2004 годах — депутат Палаты представителей Национального собрания Белоруссии I и II созыва.
С 1994 года — председатель общественной организации "Белорусский торгово-финансовый союз".
На пенсии писал мемуары и изредка давал интервью. Опубликовано несколько книг Кебича автобиографического характера по вопросам социально-экономического и политического развития Белоруссии советского и постсоветского периодов.
В ноябре 2020 года у Кебича был подтверждён COVID-19, вследствие чего бывший политик с 26 ноября находился в больнице.
9 декабря 2020 года Вячеслав Францевич скончался на 85-м году жизни в Минске.
Вячеслав Кебич похоронен на Восточном кладбище белорусской столицы.
Вячеслав Францевич Кебич — советский и белорусский партийный, государственный и политический деятель, председатель Совета министров Белоруссии с 1990 по 1994 год. Кандидат… Развернуть
Бади' аз-Заман яркий представитель арабской литературы и созданного им самим жанра — макамы.
Бади' аз-Заман родился в персидском городе Хамадан в семье «образованной, достойной и занимающей высокое положение», как пишет Мустафа Аш-Шак’а. Трудно сказать, была это персидская или арабская семья: многие авторы называют его персом, но сам Бади аз-Заман в одном из своих посланий возводит своё происхождение к североарабскому племени мудар. Учился он у хамаданских учёных, среди которых известный филолог Ахмад ибн Фарис. В 22 года, покинув родной город, Бади' аз-Заман отправился странствовать в поисках литературного знания и своего места под солнцем. Места его "стоянок" в хронологическом порядке: Исфахан, Джурджан, Нишапур, где побеждает в поэтической дуэли Абу Бекра ал-Хваризми (934—993) и обретает известность, Сиджистан, различные города, Газна, и последнее пристанище — Герат, где он прочно осел, женившись на девушке из знатной семьи, появились дети, он нажил богатство и купил землю. Бади' аз-Заман скончался, не дожив и до 40 лет: по одной из версий его отравили; по другой, более распространённой, его, впавшего в глубокий обморок, сочли мёртвым и похоронили заживо.
Бади' аз-Заман яркий представитель арабской литературы и созданного им самим жанра — макамы. Бади' аз-Заман родился в персидском городе Хамадан в семье «образованной, достойной… Развернуть
Адемар получил образование в бенедиктинском аббатстве Св. Марциала в Лиможе. Затем жил в монастырях Сен-Сибар (Ангулем) и снова в Сен-Марсьяле. Он является автором хроники «Chronicon Aquitanicum et Francicum», иначе «Historia Francorum», в трёх книгах, освещающей французскую историю от мифического короля франков Фарамона и до 1028 года. Первые две книги являются списком с сочинения Аймона Флерийского «Gesta regum Francorum». Третья, описывающая события с 814 по 1028 год и представляющая научную ценность, освещает события, прежде всего, в Аквитании. В хронике содержится множество уникальных сведений, не упоминаемых в других исторических источниках, в том числе, о феодальных войнах и ересях, впоследствии развившихся в альбигойство.
Адемар Шабаннский — французский (лимузенский) монах, хронист, литератор и композитор. Автор первых анналов Аквитании со времён поздней античности, а также религиозных… Развернуть
Корё Ким Бу Сик — корейский историк, философ, писатель и государственный деятель. Автор хроники «Самгук саги» («Исторические записи трёх государств»).
Ким Бусик был прямым потомком короля Муёля. В 1096 году в возрасте 22-х лет он начал свою службу при дворе. В 1116 году король Ечжон отправил его в Китай, где он познакомился с трудами китайских историков. Именно они натолкнули его на мысль написать собственную книгу по древней истории Кореи, но этот замысел удалось осуществить много лет спустя. Серьезным испытанием в его политической карьере стало восстание Мё Чхона. В 1126 году этот буддийский монах стал идеологом переноса столицы государства из Кэгёна в Согён (современный Пхеньян). Мё Чхон и его сторонники утверждали, что если перенести столицу в более достойное место, то не только дела в государстве пойдут лучше, но и чжурчжэньское государство Цзинь само покорится Корё. Король Инчжон прислушался к словам Мё Чхона, и в окрестностях Согёна был построен новый дворец, в котором король стал часто бывать. Новые чиновники во главе с Мё Чхоном добивались усиления своего влияния в государстве, против чего решительно выступала старая столичная аристократия. Чтобы сломить её сопротивление, в 1135 году Мё Чхон организовал мятеж, подчинив себе военный гарнизон Согёна.
На подавление восставших выдвинулись правительственные войска, которыми командовал Ким Бу Сик. Но покорить осаждённый Согён удалось только спустя год. Победа вознесла Ким Бу Сика на вершину политической карьеры, однако дальнейшее обострение борьбы за власть между придворными группировками привело в 1142 году к его отставке. Но уход с государственной службы дал Ким Бу Сику возможность завершить главный труд всей его жизни - «Самгуксаги». Заслуга в появлении «Самгуксаги» принадлежит не только Ким Бу Сику. Этот труд – итог огромной работы коллектива 11-ти историков, возглавляемых Ким Бу Сиком. Сам он лично написал предисловие к каждой главе, комментарии ко многим историческим событиям, сверил фактический материал и сформулировал выводы.
«Самгуксаги» насчитывает 50 томов, посвящённых истории Трех государств – Силла, Когурё и Пэкче. В последних 10 томах обобщён фактический материал на более чем 80 исторических личностей. В этих биографиях просматривается яркий своеобразный почерк Ким Бу Сика как историка и литератора. Особое место среди них занимает «Сказание об Ондале», повествующее о генерале Ондале, который, благодаря его преданной жене, принцессе Пхёнган, стал одним из самых прославленных военачальников государства Когурё. Это сочинение считается непревзойдённым литературным шедевром в истории Кореи. «Самгуксаги» выделяется ещё и тем, что при описании событий в трёх государствах воссоздается многоплановая картина, отображающая не только жизнь наших предков в разных сферах – политической, общественной и культурной, но и отношения древней Кореи с её ближайшими соседями – Китаем и Японией. Впечатляет и временной охват исторического труда, в котором предстает тысячелетняя история Трех государств – от их зарождения до заката.
В отличие от другого широко известного исторического источника, «Самгук юса» (Забытых деяний Трех государств), в котором много историй из жизни простых людей, в «Самгуксаги» в основном повествуется о событиях, связанных с деятельностью королевского двора и аристократии. Однако общепризнанно, что нет более достоверного источника по истории Трех государств, чем «Самгуксаги».
Корё Ким Бу Сик — корейский историк, философ, писатель и государственный деятель. Автор хроники «Самгук саги» («Исторические записи трёх государств»). Ким Бусик… Развернуть
Галл Аноним (лат. Gallus Anonymus, польск. Gall Anonim; конец XI — начало XII века) — автор древнейшей польской хроники, написанной на латинском языке, под названием Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum, в русском переводе известной как «Хроника или деяния князей и правителей польских». Происхождение Галла Анонима продолжает быть предметом научных споров (в частности, неясно, указывает ли имя Галл на французское происхождение, работал ли он раньше в Венгрии).
Хроника Галла Анонима состоит из 3 книг и охватывает историю Польши до 1113 (период, практически синхронный описываемому в русской Повести временных лет и «Чешской хронике» Козьмы Пражского), даёт в целом достоверное её изложение, является наиболее богатым и ценным источником.
Хроника послужила источником для дальнейшей польской средневековой и новой историографии. В частности, на историографической концепции Галла основывалась польская идеология «золотой вольности».
Впервые издана в 1749 году.
Галл Аноним (лат. Gallus Anonymus, польск. Gall Anonim; конец XI — начало XII века) — автор древнейшей польской хроники, написанной на латинском языке, под названием Cronicae… Развернуть
ИБН ГАБИРО́Л Шломо бен Иехуда (Shlomo Ibn Gabirol; по-арабски — ибн Габируль Абу Айюб Сулейман ибн Яхья; на латыни Avicebron, Авицеброн; родился в 1021 г. или в 1022 г., Малага, — умер в 1052–55 гг., по-видимому, в Валенсии), еврейский поэт и философ.
ИБН ГАБИРО́Л Шломо бен Иехуда (Shlomo Ibn Gabirol; по-арабски — ибн Габируль Абу Айюб Сулейман ибн Яхья; на латыни Avicebron, Авицеброн; родился в 1021 г. или в 1022 г., Малага,… Развернуть