Джованни Боккаччо - итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть "Фьямметта" (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении "Декамерон" (1350-53, опубликовано в 1470) - книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, - многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма "Ворон" (1354-55, опубликована в 1487), книга "Жизнь Данте Алигьери" (ок. 1360, опубликована в 1477).
Незаконный сын флорентинского купца и француженки. Семейство его происходило из Чертальдо, почему он сам называл себя Боккаччо да Чертальдо. Уже в младенчестве он выказал решительную наклонность к поэзии, но на десятом году отец отдал его в ученье к купцу, который провозился с ним целых 6 лет и всё-таки принуждён был отослать его обратно к отцу ввиду неискоренимого отвращения молодого Боккаччо к купеческому занятию. Тем не менее, Боккаччо пришлось ещё 8 лет томиться над купеческими книгами в Неаполе, пока отец окончательно не потерял терпения и позволил ему изучать каноническое право. Только после смерти отца (1348) Боккаччо получил возможность вполне отдаться своей склонности к литературе. Во время своего пребывания при дворе неаполитанского короля Роберта он подружился со многими учёными того времени и снискал расположение молодой королевы Иоанны и молодой принцессы Марии, его вдохновительницы, описанной им потом под именем Фьямметты.
Дружба его с Петраркой началась ещё в 1341 в Риме и продолжалась до самой смерти последнего. Петрарке он обязан тем, что расстался со своей прежней разгульной и не совсем целомудренной жизнью и стал вообще требовательнее к самому себе. В 1349 Боккаччо окончательно поселился во Флоренции и неоднократно был избираем своими согражданами для дипломатических поручений. Так, в 1350 он был посланником при Астарро ди Поленто в Равенне; в 1351 его отправили в Падую, чтобы возвестить Петрарке об отмене приговора об его изгнании и уговорить его занять кафедру в Флорентинском университете. В декабре того же года он получил поручение к Людвигу Бранденбургскому, сыну Людвига Баварского, испросить у него помощи против Висконти. В 1353 он был послан к Иннокентию VI в Авиньон для переговоров о предстоящем свидании последнего с Карлом IV и позже к Урбану V. С 1363 он поселился в маленьком имении в Чертальдо, живя на скудные средства и совершенно зарывшись в своих книгах. Там же он схватил долговременную болезнь, от которой медленно оправлялся. Его стараниями флорентийцы, некогда изгнавшие своего великого гражданина Данте, учредили особую кафедру для объяснения поэмы последнего, и эта кафедра была поручена в 1373 Боккаччо. Смерть Петрарки так сильно огорчила его, что он заболел и 17 месяцев спустя, 21 декабря 1375, умер.
Джованни Боккаччо - итальянский писатель, гуманист Раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть "Фьямметта" (1343, опубликована в 1472),… Развернуть
Ло Гуаньчжун (наст. имя Ло Бэнь или Ло Гуань, прозвище Хухай саньжэнь, т. е. «праздный человек озёр и морей», ок. 1330 – 1400) — китайский писатель XIV века, которому приписывается создание классических романов «Троецарствие» и «Речные заводи». Окончательная обработка «Речных заводей» принадлежит Ши Найаню (возможно, псевдоним самого Ло Гуаньчжуна).
Ло был участником борьбы с монгольскими поработителями, сочинял песни и драмы. Традиция приписывает ему авторство нескольких исторических и фантастических сочинений, в том числе «Развеянные чары», переработанные впоследствии Фэн Мэнлуном. Роман-эпопея «Популярное повествование по “Истории Трех царств”» («“Саньго чжи” тунсу яньи», сокращенно – «Троецарствие») представляет собой литературную обработку официальной хроники и описывает события, сопутствующие падению династии Хань в 220 г., распаду Китая на три борющихся между собой царства и новому объединению страны под властью династии Цзинь в 280 г. (междоусобная борьба в Китае 184–280 гг., когда страну раздирала борьба за власть трех царств – царства Шу во главе с Лю Бэем, царства У во главе с Сунь Цюанем и царства Вэй во главе с Цао Цао). Первая же фраза романа стала в Китае пословицей и формулирует идею произведения, которая отражает представления китайской культуры о циклическом характере истории: «Великие силы Поднебесной после длительного разобщения неизменно воссоединяются, а после длительного воссоединения вновь разобщаются». У основных действующих лиц книги были реальные исторические прототипы. Лишь несколько второстепенных персонажей – плод воображения автора. Ло делит своих героев на положительных и отрицательных, в зависимости от их роли в истории страны. Автор романа воочию наблюдал анархию последних лет правления монгольской династии Юань. Он был свидетелем и первых лет царствования нового императора, основавшего династию Мин и восстановившего долгожданный порядок в стране. Писатель был противником раскола китайского общества, проповедовал идею добровольного единения враждующих политических групп и создал повествование большого патриотического звучания. Ло написал пьесу об основателе сунской династии Чжао Куан-ине (X в.) – «Повествование по “Истории падения Тан и Пяти династий”» («Цан Тан У дай ши яньи») и другие произведения. В некоторых источниках ему приписывается и авторство романа «Речные заводи» (или его редактура).
Ло Гуаньчжун (наст. имя Ло Бэнь или Ло Гуань, прозвище Хухай саньжэнь, т. е. «праздный человек озёр и морей», ок. 1330 – 1400) — китайский писатель XIV века, которому… Развернуть
Ши Найань (кит. 施耐庵, пиньинь: Shī Nài'ān) — китайский писатель.
Автор романа «Речные заводи», считающегося одним из наиболее значимых прозаических произведений китайской литературы и являющегося одним из четырёх классических китайских романов.
Роман «Речные заводи» основан на народных сказаниях о подвигах и приключениях 108 повстанцев — «благородных разбойников» из лагеря на горе Ляншаньбо (провинция Шаньдун) под предводительством Сун Цзяна (1124-1127). Движение Сун Цзяна развернулось в правление 8-го императора династии Сун Хуэйцзуна и было связано с общей нестабильностью в империи, вызванной вторжением чжурчжэней, захвативших север страны и основавших собственную династию Цзинь (1115-1234).
Поскольку о жизни Ши Найаня известно очень мало, то некоторые исследователи полагают, что это может быть псевдоним известного писателя Ло Гуаньчжуна, в редакции которого и дошел до нас текст романа «Речные заводи».
Ши Найань (кит. 施耐庵, пиньинь: Shī Nài'ān) — китайский писатель.
Автор романа «Речные заводи», считающегося одним из наиболее значимых прозаических произведений китайской… Развернуть
Франческо Петрарка — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.
Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции — одновременно с Данте — за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон, а затем его мать — в соседний Карпантра.
Во Франции, Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской литературе. Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями.
По выходе из университета он не стал юристом, а был посвящён в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия. Поселившись в Авиньоне при папском дворе, Петрарка вступил в духовное звание и сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз.
Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрёл домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337—1353). Между тем письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком (1341).
Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся в Воклюз. Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он стал проповедовать восстановление римской республики, поддерживая авантюру «трибуна» Кола ди Риенци (1347), что испортило его отношения с Колонна и побудило переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344—1345 и 1347—1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с Боккаччо), Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 году, когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий Вергилием.
Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого посещал по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе. В 1361 году Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362—1367), где жила его незаконнорождённая дочь с мужем.
Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря. На местном кладбище красуется памятник из красного мрамора, поставленный поэту его зятем Броссано, бюст же воздвигнут в 1667 году.
Франческо Петрарка — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского. Петрарка… Развернуть
Фра́нко Сакке́тти (итал. Franco Sacchetti) — итальянский поэт и писатель.
Родился приблизительно в 1332 году в Рагузе в старинной купеческой семье Флоренции. C 1370 принимал деятельное участие в политической жизни, был послом Флоренции в Болонье и Милане, подестой в разных городах.
Умер от чумы в 1400 году в Сан-Миниато в провинции Пиза.
Автор мадригалов, баллад, шуточной поэмы «Бой прекрасных женщин Флоренции со старухами» („La battaglia dellie belle donne di Firenze colle vecchie“), религиозных проповедей. Особенно известен сборником «Триста новелл» (сохранилось 223), отличающихся от новелл Боккаччо большей простотой. Впервые новеллы Саккетти были напечатаны в двух томах в 1724 г., а уже через три года издание попало в Индекс запрещённых книг. Но современники и последующие поколения итальянских новеллистов хорошо знали новеллы Саккетти по рукописным спискам. Многие писатели на него ссылались, а некоторые и прямо использовали его сюжеты.
Фра́нко Сакке́тти (итал. Franco Sacchetti) — итальянский поэт и писатель. Родился приблизительно в 1332 году в Рагузе в старинной купеческой семье Флоренции. C 1370 принимал… Развернуть
Леонардо Бруни (итал. Leonardo Bruni из Ареццо, поэтому называл себя Аретинским — Aretino; 1370 или 1374, Ареццо — 8 марта 1444, Флоренция) — итальянский гуманист, писатель и историк, один из знаменитейших учёных, украсивших собой век итальянского Возрождения.
Леонардо Бруни родился ок. 1370 года в Ареццо. Изучал во Флоренции и Равенне сначала юриспруденцию, а потом по совету грека Эмануила Хрисолора занялся во Флоренции изучением классической древности. Занимая с 1405 года должность папского секретаря, он сопровождал в 1415 году папу римского Иоанна XXIII на Констанцский собор. После низложения этого папы (антипапы), Бруни вернулся во Флоренцию, где принял участие в делах республики. Своим сочинением «Historiarum Florentinarum libri XII» (Страсбург, 1610), которое, по приказанию правительства республики, Донато Аччиайуоли перевёл на итальянский язык (Венеция, 1473), он заслужил право гражданства во Флоренции и впоследствии был государственным секретарём республики.
После его смерти Флоренция и Ареццо соперничали за право почтить своего достойного гражданина устройством ему великолепных похорон и сооружением памятника. Заслуги Бруни по распространению и поощрению изучения греческой литературы состоят, главным образом, в его переводах Аристотеля, Демосфена, Плутарха и проч. Известная повесть «De amore Guiscardi et Sigismundae filiae Tancredi» была несколько раз напечатана и неоднократно переведена на итальянский и французский языки. Его сочинение «О правильном переводе» — одна из первых попыток создать теорию перевода.
Основа мировоззрения учёного — вера в безграничные творческие возможности человека и его извечное стремление к добру. Бруни также проповедовал идею всестороннего развития личности и осуждал аскетизм.
Леонардо Бруни (итал. Leonardo Bruni из Ареццо, поэтому называл себя Аретинским — Aretino; 1370 или 1374, Ареццо — 8 марта 1444, Флоренция) — итальянский гуманист, писатель и… Развернуть
Ёсида Кэнко (яп. 吉田 兼好 Ёсида Кэнко:, наст. имя Урабэ Канэёси (яп. 卜部 兼好), 1283—1350) — японский писатель и поэт периодов Камакура и Муромати, автор дзуйхицу (эссе) «Записки от скуки» (Цурэдзурэгуса, яп. 徒然草, 1330—1332). Прославился также как поэт под своим настоящим именем Урабэ Канэёси. Его называли «одним из четырёх небесных поэтов». Служил при дворе с 17 лет, а после смерти экс-императора Гоуда в 1324 году стал буддийским монахом.
Ёсида Кэнко (яп. 吉田 兼好 Ёсида Кэнко:, наст. имя Урабэ Канэёси (яп. 卜部 兼好), 1283—1350) — японский писатель и поэт периодов Камакура и Муромати, автор дзуйхицу (эссе) «Записки от… Развернуть
Нидзё родилась в 1258 году и принадлежала к высшему слою придворной аристократии. Её отец — старший советник (дайнагон) Кога-но Масатада (1228—1272), был сыном Первого министра Кога-но Митимицу, а мать (умершая, когда Нидзё было два года) — дочерью главы Военного ведомства, старшего советника Сидзё-но Такатика.
С детства и до 28 лет Нидзё жила во дворце Томикодзи, принадлежащем знатному семейству Сайондзи. В этом дворце проживал и император Го-Фукакуса, придворной дамой и фавориткой которого стала Нидзё. При дворе она славилась как искусная поэтесса и музыкантша. Когда Нидзё было 15 лет, умер её отец. Ещё через год умирает ребёнок, рождённый ею от императора и отданный на воспитание дяде Нидзё (которого звали Кога-но Митимицу — так же, как и её деда).
Одновременно со связью с императором Нидзё некоторое время состояла в любовных отношениях с другом детства — Оки-но Акэбоно (Сайондзи Санэкане, Снежный Рассвет). От него она родила девочку, которую, страшась гнева государя, отдала на воспитание чужим людям и больше никогда не видела. Ещё одним любовником Нидзё стал некий настоятель монастыря, который овладел ею с ведома императора Го-Фукакуса. Родившегося ребёнка отдали в семью, в которой незадолго до того умер новорожденный.
После охлаждения к ней императора Нидзё постепенно отдаляется от двора. В 32 года она покидает дворец и становится буддийской монахиней. Она много странствует по монастырям и храмам Японии. Ей пришлось увидеть и дым погребального костра, на которой было сожжено тело её умершего возлюбленного — императора Го-Фукакусы.
В конце жизни она создаёт автобиографическую «Непрошеную повесть» в пяти свитках, где подробно рассказывает о своей жизни. Повесть представляет собой непревзойдённое сочетание традиций дневникового жанра (никки) и повести (цукури моногатари). В повести содержится много стихотворений-танка, сочинённых самой Нидзё.
Нидзё родилась в 1258 году и принадлежала к высшему слою придворной аристократии. Её отец — старший советник (дайнагон) Кога-но Масатада (1228—1272), был сыном Первого министра… Развернуть
(1376-1452) Китайский писатель и поэт.
Лонгченпа или Лонгчен Рабжампа родился в десятый день одиннадцатого месяца года Земляной Обезьяны (2 марта 1308 года) в деревне Тодтронг в Центральном Тибете. Его отец, Мастер Тен-сунг, был сыном Лхасунга из семьи Рог. Лхасунг, выдающийся Мастер школы Ньингма, прожил сто пять лет. Матерью Лонгчена Рабджама была Соднамгьен из семьи Дром.
Среди Мастеров Дзогпа Ченпо со времен Гуру Падмасамбхавы и Вималамитры (IX век) Кунчен Лонгчен Рабджам считается величайшим Мастером, философом и писателем.
Его рождение сопровождало множество чудес. В ночь зачатия Соднамгьен приснился сон, в котором она увидела на голове громадного льва два солнца, осветивших весь мир и растворившихся в ней. При рождении Лонгчена Рабджама перед ней появилась защитница Дхармы Намтру Ремати в облике черной женщины с мечом. Держа младенца на руках, она сказала: «Я буду защищать его». Защитница вручила ребенка матери и исчезла.
В одном из предыдущих рождений Лонгчен Рабджам был дочерью царя Трисонга Децена принцессой Пемасэл, и об этом говорилось в многочисленных пророчествах. Когда она умирала, Гуру Падмасамбхава дал ей Терма Ньингтиг, Учения Сокровенной сущности Дзогчена. Эти Учения были открыты в скале, когда принцесса воплотилась в облике Пемы Ледрелцела, и они стали известны как Кхандро Ньингтиг. Следующим перерождением Пемы Ледрелцела стал Лонгчен Рабджам.
С детских лет он обладал такими благородными качествами Бодхисаттвы, как вера, сострадание и удивительные умственные способности. В возрасте пяти лет мальчик научился читать и писать.
Когда ему было семь лет, отец дал Лонгчену Рабджаму посвящения и наставления по практикам и техникам медитации тантр и Терма школы Ньингма.
Он изучал также медицину и астрологию.
Лонгчен Рабджам выучил наизусть тексты «Праджняпарамита (Абсолютная запредельная мудрость) в восемь тысяч строф» и «Праджняпарамита в двадцать тысяч строф», прочитав их по сто раз.
Когда ему было девять лет, умерла его мать, а отец умер, когда ему было одиннадцать лет.
В двенадцатилетнем возрасте Мастер Самдруб Ринчен из монастыря Самье и Мастер Кунга Озер дали ему обеты послушника, и он получил имя Цултрим Лодро (тиб. tshul-khrims blo-gros).
К четырнадцати годам он в совершенстве овладел Винайей - учениями о дисциплине, и мог давать наставления другим.
В шестнадцать лет Цултрим Лодро получил множество Учений Новых тантр у Таши Ринчена и у других Учителей.
С девятнадцати лет он изучал в монастырском университете Сангпу Ньютог такие трактаты, как семь трудов по логике Дхармакирти, пять текстов Майтринатхи Асанги и другие тексты Учений Мадхьямики и Праджняпарамиты, в том числе, всю традицию возвышенного Нагарджуны. Там Цултрим Лодро учился в течение шести лет у многих великих Учителей.
С переводчиком Пангло Лодро Тенпой он изучал пять главных сутр и Абхидхарму, санскрит, поэзию, композицию и драматургию.
Цултрим Лодро посещал различные учебные заведения и получил все Учения и передачи сутр и тантр школ Старых и Новых переводов разных Линий, которые были известны в Тибете. Его ученость стала поистине легендарной, и он прославился как Самье Лунгмангва (Получивший множество передач в Самье) и Лонгчен Рабджампа (Великий ученый, подобный безбрежному пространству).
Как говорилось в пророчествах охраняющих божеств, в возрасте двадцати семи лет Лонгчен Рабджам встретился с Ригдзином Кумараджой. Кумараджа был великим держателем передачи Ньингтиг и, в частности, Учений Ньингтиг, которые принес в Тибет Вималамитра. Они называются Сангва Ньингтиг, или Вима Ньингтиг.
В видениях Гуру Падмасамбхава дал Лонгчену Рабджаму передачу Кхандро Ньингтиг и нарек его Дриме Одзером (тиб. dri-med a 'od-zer), а духовная супруга Гуру Падмасамбхавы, Еше Цогьял дала ему имя Дордже Зиджид (тиб. rdo-rje gzi-brjid).
25 декабря 1363 года Лонгчен Рабджам сказал нескольким ученикам: «Приготовьте подношение и выйдите из комнаты». Когда ученики выразили желание остаться рядом с ним, Лонгчен Рабджам произнес: «Итак, я собираюсь покинуть свое изношенное иллюзорное тело. Не шумите, а пребывайте в созерцании». Потом его ум растворился в изначальном состоянии, а тело осталось сидеть в позе Дхармакайи. Присутствующие почувствовали, как задрожала земля, и услышали шум. В Писаниях такие явления во время смерти считаются признаками высоких духовных достижений. Тело не трогали в течение двадцати пяти дней, и в течение этого периода небо постоянно освещали радуги. В самые холодные зимние месяцы в Тибете земля нагрелась, растаял лед, и расцвели розы. Во время кремации трижды вздрогнула земля, и семь раз послышался громкий шум. Сердце, язык и глаза Лонгчена Рабджама не сгорели - это признак пробуждения в сущности трёх нерушимых реальностей тела, речи и ума. Из костей появились пять видов дунг и множество рингселов, что свидетельствовало о достижении пяти тел и пяти видов мудрости состояния Будды. Большие рингселы разделились затем на сотни и тысячи более мелких. Одним из перерождений Лонгчена Рабджама был великий Тертон Пема Лингпа.
Лонгченпа или Лонгчен Рабжампа родился в десятый день одиннадцатого месяца года Земляной Обезьяны (2 марта 1308 года) в деревне Тодтронг в Центральном Тибете. Его отец, Мастер… Развернуть
Дон Хуан Мануэль (исп. don Juan Manuel; 5 мая 1282 — 13 июня 1349) — один из крупнейших писателей средневековой Испании. Вельможа, политик, воин — сегодня Хуан Мануэль более всего известен как автор книги «Граф Луканор» (1335).
Хуан Мануэль был одним из знатнейших сеньоров Кастилии, внуком короля Фердинанда III, племянником Альфонсо X Мудрого. Его дочь была женой короля Энрике II, от них происходит династия Трастамара.
Дон Хуан Мануэль (исп. don Juan Manuel; 5 мая 1282 — 13 июня 1349) — один из крупнейших писателей средневековой Испании. Вельможа, политик, воин — сегодня Хуан Мануэль более… Развернуть
Джанфранческо Поджо Браччоли́ни, Поджо Флорентийский (итал. Gianfrancesco Poggio Bracciolini; 11 февраля 1380, Терранова, близ Ареццо — 30 октября 1459, Флоренция) — видный итальянский гуманист, писатель, собиратель античных рукописей. Считается автором романского шрифта.
Родился в тосканском городке Терранова в семье аптекаря, изучал нотариальное дело в университете Флоренции. Затем поступил на службу в канцелярию канцлера Колуччо Салутати, через которого сблизился с кружком гуманистов, обративших внимание на талантливого юношу.
Исполненный честолюбивых замыслов, в 1409 году переехал в Рим, поступил на службу в римскую курию и прослужил здесь с перерывами до 1453 года. Участвовал в Констанцском соборе 1414 года в качестве апостолического секретаря папы Иоанна XXIII. Борьба за папский трон, закончившаяся заключением Иоанна XXIII в тюрьму и избранием Мартина V, заставила Браччолини принять приглашение кардинала Бофора и уехать в 1418 году Англию. По возвращении в Италию в1420 году вновь был назначен апостолическим секретарем.
Только в 1453 оставил службу в римской курии и вернулся во Флоренцию, где занимал место канцлера почти до самой смерти. Конец жизни провел в почете и богатстве, будучи тесно связанным с влиятельными кругами флорентийской крупной торговой буржуазии.
Браччолини побывал во Франции, Германии, Швейцарии и Англии, где в библиотеках монастырей отыскал несколько малоизвестных либо забытых античных рукописей Вегеция, Марка Манилия, Аммиана Марцеллина, Витрувия, Петрония, а также «Воспитание оратора» Квинтилиана, «Сильвы» Стация и др. В 1417 году обнаружил полную рукопись Лукреция О природе вещей , считавшуюся утраченной после падения империи. В 1427 году совместно с Козимо Медичи занимался раскопками античных руин в Остии.
В идейном плане Браччолини близок гражданскому гуманизму, его мировоззрение носит явно светский характер, а сочинения отличают тонкая ирония, острословие, злободневность и элегантный эротизм. Творческое наследие Браччолини включает сочинения на этические темы, письма, диалог «Против лицемеров» (1447—1448), обличавший монашество. В 1438—1452 годах Браччолини написал Фацеции (лат. facētia, — шутка, острота) — образец латинской прозы Возрождения.
Джанфранческо Поджо Браччоли́ни, Поджо Флорентийский (итал. Gianfrancesco Poggio Bracciolini; 11 февраля 1380, Терранова, близ Ареццо — 30 октября 1459, Флоренция) — видный… Развернуть
Кристина де Пизан (Кристина Пизанская) — знаменитая французская средневековая поэтесса и писательница венецианского происхождения. Одна из первых профессиональных писателей-женщин. Автор сборников стихов, ряда философских и политических трактатов о роли женщины в семье и обществе.
Отец Кристины, Томмазо да Пидзано, служил медиком и астрологом при дворе французского короля Карла V. Свою дочь он представил монарху, когда той было 4 года. Кристина выросла в придворной среде и имела доступ в Луврскую библиотеку, не имевшую себе равных в Европе. Девушка была прекрасно знакома с римской литературой, произведениями Данте, Петрарки и Боккаччо. В возрасте 15 лет она вышла замуж за королевского секретаря Этьена де Кастеля, умершего в 1390 г. во время эпидемия чумы. Оставшись с тремя детьми на руках, Кристина влачила бедственное существование.
Но благодаря покровительству Жана Беррийского и герцога Орлеанского она смогла снова заниматься литературным творчеством. В начале творческого пути Кристина обращается к жанру любовной баллады. Этот период куртуазного творчества был плодотворным: с 1389 по 1412 годы было более 300 баллад и множество небольших стихотворных произведений разных форм (рондо, лэ, вирелэ, ди). Искренняя интонация, изящество стиха сочетаются в них с тоской по утраченным идеалам куртуазности. Большой успех снискала «Книга ста баллад», повествующая о нелёгкой участи одинокой вдовы, написанная в традиции оплакивания.
В 1397 году дочь Мари, получив приданое от короля, оставила Кристину и приняла постриг. Сын поступил на службу к английскому лорду 3-му графу Солсбери. Сама Кристина получила приглашение жить в Англии при дворе, однако отклонила его и вскоре спустя покинула Париж. Она провела 11 лет в монастыре, где у неё появилось время для литературного творчества и изучения трудов по истории, философии, мифологии, писаний Отцов Церкви. В «Послании богу Любви» началась резкая полемика против «Романа о Розе» Жана де Мёна, и «Ди о розе» (1401).
Современники высоко ценили энциклопедическую поэму Кристины «Путь долгого учения», историю её воображаемого восхождения на Парнас, а затем и выше, к небесному престолу Разума. В 1404 году по поручению герцога Бургундского Филиппа Смелого Кристина написала апологетическую «Книгу о деяниях и добрых нравах мудрого короля Карла V» , содержащую не только известные историкам факты, но и народные легенды и анекдоты из биографии короля.
К наиболее известным сочинениям Кристины Пизанской относится «Книга о Граде женском» (1404-1405 гг.), в которой подчёркивается, что женщина ни в чём не уступает мужчине по своим способностям. Причину неудачных браков она видела в конкретных человеческих пороках мужчин и женщин. От неё берёт начало т.н. «спор о женщинах» во Франции XVI века. Кристине принадлежит ряд других прозаических сочинений, включая «Книгу о военных деяниях и о рыцарстве» (1405). Последнее сочинение Кристины Пизанской «Песнь о Жанне» посвящено Жанне д’Арк.
Труды Кристины Пизанской привлекли к себе внимание в XX веке благодаря усилиям Симоны де Бовуар. Исследование творчества Кристины Пизанской продолжается и в наши дни.
Кристина де Пизан (Кристина Пизанская) — знаменитая французская средневековая поэтесса и писательница венецианского происхождения. Одна из первых профессиональных… Развернуть
Православный богослов и литургист, ученый-энциклопедист, философ-мистик, писатель и представитель византийской традиции исихазма. Почитается в лике святых как праведный.
Николай Кавасила родился в аристократической семье. Представители его рода играли видную роль в церковной и политической жизни Византии начиная с XI века. Его мать была сестрой трёх архиереев, из которых наиболее известен Нил Кавасила, учитель будущего светильника Церкви, архиепископ Фессалоникийский в 1361—1363 годах, автор ряда полемических сочинений против латинян.
В 1335—1340 годах Николай Кавасила обучался в Константинополе. Помимо грамматики, риторики и философии, изучал естественные науки, особый интерес проявил к астрономии.
Источники свидетельствуют, что уже в 1330-х годах Николай Кавасила находился в тесной связи с исихастским движением. Его духовным руководителем в годы юности являлся ученик преподобного Григория Синаита — будущий Константинопольский Патриарх Исидор Бухир, которому святой Григорий дал следующий характерный совет: «Жить не в пустынях и не в горах… но в миру, (чтобы окормлять) тех, кто и там живет по-монашески и киновийно». Эти слова в сопоставлении с некоторыми текстами Кавасилы указывают на традицию лаического исихазма, неразрывно связанного с исихазмом монашеским как на онтологическом уровне — единством аскетического идеала, так и на уровне практического соработничества по претворению в жизнь целей и задач этого духовного движения.
Начиная с 1341 года Кавасила активно участвует в политической и религиозной жизни. На протяжении многих лет он был другом и советником императора Иоанна Кантакузина, поддерживал его во время гражданской войны, с трудом спасся от смерти в дни страшной резни фессалоникийской знати зилотами в августе 1345 года.
В 1347 году Кантакузин поручил Кавасиле сопровождать новоизбранного архиепископа Фессалоникийского Григория Паламу на его кафедру. Солуняне не приняли святителя. Он и Кавасила направились на Святую Гору, где пробыли год.
Как свидетельствуют источники, Кавасила и его друг Димитрий Кидонис знали от самого императора о его намерении удалиться в монастырь святого Маманта (1349) и собрались последовать за ним. Кантакузин характеризует их как мужей, получивших высшую мудрость, равно и делами любомудрствующих и ведущих разумную безбрачную жизнь, то есть являющих собой род «мирского аскета», образованного и мудрого мужа, стремящегося сочетать христианский аскетизм с высоким литературным, научным и философским творчеством.
Твердой православной позиции придерживался Кавасила во время и после Влахернского Собора 1351 года, осудившего антипаламитов. О его высоком авторитете у современников свидетельствует следующий факт. В 1353 году оказался вдовствующим патриарший престол Константинополя. Собор в числе трех кандидатов, предложенных императору, назвал и мирянина Кавасилу. Мирянином он, очевидно, оставался до конца жизни, по крайней мере ни один из дошедших до нас источников не говорит о принятии Кавасилой монашеского пострига или священного сана. (Приписывание же ему достоинства Фессалоникийского архиепископа основано на историческом недоразумении.)
О жизни Кавасилы после 1353 года до нас дошли лишь некоторые отрывочные свидетельства. В 1354 году он произносит панегирик при вступлении на императорский престол Матфея Кантакузина, сына Иоанна. В 1363 году он прибыл в Фессалоники на похороны своего дяди Нила, а позже и своего отца. Свидетельством того, что он жил ещё в первой половине 90-х годов, являются поддающиеся точной датировке письма, направленные ему Мануилом II Палеологом, Димитрием Кидонисом и Иосифом Вриеннием. Вероятной датой кончины Кавасилы является 1397 (1398) год.
В семи главах («словах») этого выдающегося произведения Кавасила подвергает глубокому рассмотрению и исследованию природу православной духовной жизни.
Его богословие есть откровенный и глубокий диалог Православия с нарождающимся возрожденческим мировоззрением, диалог, в котором утопии гуманизма без Христа противопоставляется церковное учение о человеке, созданном по образу и подобию Божиему и призванном к восстановлению помраченного образа, к обожению, жизни во Христе, обретаемой через всецелое приобщение к литургическому и молитвенному опыту Церкви.
3 июня 1982 года Николай Кавасила был прославлен в лике святых Синодом Элладской православной церкви. День его памяти установлен на 20 июня (по новому стилю). Wikipedia.org
Православный богослов и литургист, ученый-энциклопедист, философ-мистик, писатель и представитель византийской традиции исихазма. Почитается в лике святых как праведный. Николай… Развернуть
Великий эмир Турана Тимур Гурган ибн Тарагай Барлас (تيمور ابن ترغيى برلس) — выдающийся средневековый тюрко-монгольский государственный деятель, непобедимый военачальник и завоеватель, меценат. Основатель империи Тимуридов (1370-1507) со столицей в Самарканде, включавшей в себя территории нынешних Афганистана, Ирана, Ирака, Пакистана, Узбекистана, государств Кавказа, Закавказья, Малой и Средней Азии. Дальновидный правитель и талантливый организатор, оставил после себя десятки монументальных архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мировой культуры.
Из всех сыновей Чингис-хана Чагатай был единственным, имя которого перешло к его династии и основанному этой династией государству Чагатайский улус. Особенным значением среди чагатаев пользовались четыре рода: Арлат, Барлас, Джалаир и Каучин. Отец Тимура, Мухаммад Тарагай, был военными землевладельцем из тюркизированного монгольского племени барласов. В 1347 году Чагатайский улус распался на два отдельных государства — Мавераннахр и Могулистан, враждовавших между собой.
Великий эмир Турана Тимур Гурган ибн Тарагай Барлас (تيمور ابن ترغيى برلس) — выдающийся средневековый тюрко-монгольский государственный деятель, непобедимый военачальник… Развернуть
Рамон Льюль (лат. Raymundus Lullius, исп. Lulio, кат. Ramon Llull; другие варианты написания на русском языке: Раймо́нд Луллий, Раймо́н Лу́ллий, Раймо́н Лулл, Рамо́н Льюль) — каталанский миссионер, поэт, философ и теолог, один из наиболее влиятельных и оригинальных мыслителей европейского высокого Средневековья. Луллий считается одним из родоначальников европейской арабистики и комбинаторики.
О жизни его было распространено много легенд. Достоверные сведения находятся в его сочинениях (особенно в некоторых автобиографических стихотворениях) и в жизнеописании, составленном с его слов его учениками. Луллий родился в городе Пальме, на острове Майорка; молодость провёл при арагонском дворе в качестве королевского стольника. Хотя рано женатый, он вёл рассеянную жизнь и имел много любовных приключений. На тридцать втором году жизни, сочиняя эротическую песню, он имел видение распятого Христа, повторившееся ещё четыре раза.
Это произвело в нём внутренний переворот; он оставил двор и семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где впоследствии несколько его учеников основали маленький монастырь (сам он никогда не вступал ни в монашество, ни в священство). Будучи твердо убеждён не только в религиозной истине христианства, но и в его совершенной разумности, Луллий находил, что слишком мало делается для обращения неверующих (особенно мусульман) путём убеждения.
Это сознание необходимости нового, лучшего способа борьбы с неверными представилось ему во время его уединённых размышлений на Мирамаре в виде трёх конкретных мыслей, которые он приписал особому откровению свыше:
- мысль об особом методе или искусстве, посредством которого можно с разумной необходимостью вывести из общих понятий всякие истины, и прежде всего — истины христианского вероучения;
- мысль об основании миссионерских коллегий, где, кроме других предметов, изучались бы основательно восточные языки, особенно арабский;
- мысль о преобразовании монашеско-рыцарских орденов в один великий миссионерский орден.
Вся дальнейшая жизнь Луллия всецело посвящена осуществлению этих трёх мыслей. Для выполнения первой из них он пишет множество больших и малых трактатов, где с разных сторон старается изложить и выяснить свой логический метод, называемую им ars generalis, ars universalis, ars magna и т. д. В этом «искусстве» Луллий стоит на почве средневекового реализма, согласно которому общие понятия (universalia) обладают собственным самостоятельным бытием. Исходя отсюда, Луллий предполагает, что действительность есть не что иное, как правильное и постепенное усложнение общих понятий через их различные комбинации друг с другом, а потому разум, следя за логическим порядком понятий, может открывать действительную связь вещей.
Каждый раз после успешных прений о вере с мусульманским духовенством Луллий обращал на себя внимание властей и народа; его подвергали насилиям, сажали в тюрьму, изгоняли из страны. В Тунисе он, за открытую проповедь Евангелия на городской площади, был побит камнями. Тело его было поднято генуэзским купцом Стефаном Колумбом (предком Христофора), который перевёз его на своём корабле в Пальму (по некоторым рассказам он был ещё жив и умер в дороге). Торжественно похороненный на своей родине, он стал там местным святым и чудотворцем.
Впоследствии делались попытки его канонизации, но против его памяти восстал могущественный орден доминиканцев, из-за учения о непорочном зачатии Богородицы, которое защищал Луллий и отрицали доминиканцы (принявшие этот догмат только в XIX в.). Провинциальный инквизитор Арагонского королевства Николай Эймерик возбудил в 1372 г. против Луллия обвинение в различных ересях, но встретил сильное противодействие со стороны короля и лучших людей Испании. Сочинённая им папская булла против Луллия была впоследствии объявлена подложной (в 1419 г.). Провозглашен блаженным (beato); память в Испании 29 марта; во францисканском ордене 30 июня.
Сторонники Луллия, бывшие довольно многочисленными уже в последние годы его жизни (в одном Парижском университете нашлось 50 магистров и докторов, заявивших письменно полное одобрение его учению), образовали после его смерти целую школу, особенно процветавшую в XV в. Из неё вышли многие сочинения, ошибочно приписанные самому Луллию.
Подлинные его сочинения, написанные на каталанском, арабском и латинском языках, были распространены в многочисленных рукописях. Ещё в начале XIV в. были составлены их каталоги. Полное печатное — изд. Зальцингера в Майнце, 1721—1742 гг., в 10 тт., из которых 7-й и 8-й не появлялись в обращении. Стихотворения («Obras rimadas») изд. в Испании. Богатое собрание рукописей Луллия, среди которых есть и неизданные, находится в Мюнхене.
Из 313 сочинений, описанных Ренаном, многие (около 100) не принадлежат Луллию. Таковы все алхимические трактаты: Луллий не только не занимался алхимией, но осуждал её, как ложное и безнравственное искусство; между тем уже ближайшее потомство сделало из Луллия алхимика по преимуществу. Это можно объяснить невольным недоразумением: название ars magna, ars universalis, которое он давал своему логическому методу, в тогдашнем словоупотреблении означало именно искусство превращать металлы и добывать жизненный эликсир.
Целый ряд алхимических сочинений, приписанных Луллию, имеет характер грубого подлога: Луллий является здесь действующим в Англии, где он никогда не был, притом через несколько десятилетий после своей смерти и при дворе небывалого английского короля Роберта.
По схоластическому обычаю давать особые прозвания важнейшим деятелям религии и науки, Луллий был прозван учителем озаренным, или озареннейшим (doctor illuminatus, illuminatissimus). В эпоху Возрождения к Луллию примыкают с разных сторон Агриппа Неттесгеймский, Николай Кузанский и в особенности Джордано Бруно, возобновляющий «великое искусство» в нескольких своих сочинениях.
Материал взят из Википедии, там же можно найти более полную информацию.
Рамон Льюль (лат. Raymundus Lullius, исп. Lulio, кат. Ramon Llull; другие варианты написания на русском языке: Раймо́нд Луллий, Раймо́н Лу́ллий, Раймо́н Лулл, Рамо́н Льюль) —… Развернуть
Юлиана Норвичская или Нориджская — английская духовная писательница, автор первой книги, написанной женщиной на английском языке.
О её жизни сохранилось очень мало сведений, даже имя, под которым она осталась в веках, условно дано по собору в Нориче, близ которого она была затворницей в скиту. Принадлежала к римской католической церкви. В тридцатилетнем возрасте перенесла тяжелую болезнь, во время которой пережила несколько сильнейших духовных озарений. От болезни Юлиана оправилась и через двадцать лет записала свои видения в книге Шестнадцать откровений Божественной любви (ок.1393). Её опыт был широко известен в Англии, её навещала для духовных бесед Марджери Кемп.
Вместе с Роллом из Хэмпола и анонимным автором трактата Облако неведения принадлежит к крупнейшим мистикам английского Средневековья.
Юлиана Норвичская или Нориджская — английская духовная писательница, автор первой книги, написанной женщиной на английском языке. О её жизни сохранилось очень мало сведений,… Развернуть
Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани по прозвищу Рашид ад-Доулэ, Рашид ат-Табиб («врач Рашид») — персидский государственный деятель, врач и учёный-энциклопедист; министр государства Хулагуидов (1298—1317).
Фазаллах Рашид ад-Дин поступил на государственную службу в период правления Абака-хана (1265—1282). При Газане (1295—1304) выдвинулся на ведущие роли, фактически заняв пост визиря. Осуществил важнейшие экономические реформы. При хане Олджейту (1304—1316) фактически был первым лицом в управлении государством. В начале правления Абу Саида (1316—1335) из-за интриг политических противников утратил власть, а затем по ложному обвинению был казнён.
Составил исторический труд на персидском языке Джами' ат-таварих («Сборник летописей»), являющийся важнейшим историческим источником, особенно по истории Монгольской империи и Ирана Хулагуидов. Большую источниковедческую ценность представляет также переписка Рашид ад-Дина.
Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани по прозвищу Рашид ад-Доулэ , Рашид ат-Табиб («врач Рашид») — персидский государственный деятель, врач и… Развернуть
Георгий Пахимер (греч. Γεώργιος Παχυμέρης 1242, Никея — около 1310, Константинополь), византийский философ, историк, математик, писатель и церковный деятель. Учился у Георгия Акрополита. Занимал пост протоэкдика в патриаршем клире. Был последовательным противником унии с Римско-католической церковью.
Основным источником нашей информации о жизни Пахимера является стихотворный эпитафий, состоящий из 100 стихов его ученика Филиса Мануила (греч. Μανουήλ Φιλής).
Пахимер родился в Никее в 1242 г. в семье беженцев из Константинополя. После взятия города крестоносцами Никея стала временной столицей византийцев (Никейская империя). После того как греки отвоевали свою средневековую столицу у латинян в 1261 г., Пахимер переехал в Константинополь и продолжил свою учёбу у Георгия Акрополита.
Пахимер был рукоположен во диакона, но благодаря своему исключительному классическому образованию и будучи противником унии с Римско-католической церковью быстро занял высокие церковные и светские должности протекдика (греч. πρωτέκδικος) и дикеофилака (греч. δικαιοφύλακας — блюститель церковного права). С 1275 г. Пахимер преподавал в Вселенском Училище Константинополя толкование Нового Завета и Патрологию, философию Аристотеля.
Как писатель Пахимер представлял высокий уровень усвоения классических оригиналов, существовавших в его эпоху. Самым значительным его трудом был исторический труд Исторические Записки (греч. Xρονική Συγγραφή). Этот исторический труд Пахимера является продолжением одноимённого труда Георгия Акрополита и относится к периоду 1255—1308 гг., то есть к периоду царствования двух первых императоров династии Палеологов Михаила VIII и Андроника II. Работа делится на 13 книг — 6 посвящены Михаилу и 7 Андронику.
Пахимер заявляет, что основная цель его повествования — это правда. Следуя этому основному принципу, Пахимер описывает события, свиделем многих их которых был он сам, но при этом старается сохранить объективность.
Пахимер писал свою историю, ощутив и сам тяжёлые времена в жизни империи и последствия нашествия турецких племён в Малую Азию, проблему засилия латинян и вытекающую отсюда церковную проблему и конфронтацию в вопросе об унии, поэтому дух его истории пессимистичен.
Георгий Пахимер (греч. Γεώργιος Παχυμέρης 1242, Никея — около 1310, Константинополь), византийский философ, историк, математик, писатель и церковный деятель. Учился у Георгия… Развернуть
Джон Мандевиль — имя повествователя в знаменитой книге путешествий XIV века «Приключения Сэра Джона Мандевиля».