Данте Алигьери (Дуранте дельи Алигьери) — итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной», введённый Боккаччо), в которой был дан синтез позднесредневековой культуры.
Краткая хронология
1265 — рождение Данте
1274 — первая встреча с Беатриче
1283 — вторая встреча с Беатриче
1290 — смерть Беатриче
1292 — создание повести «Новая жизнь»
1296 — первое упоминание о Данте как об общественном деятеле
1298 — женитьба Данте на Джемме Донати
1300 — приор Флоренции
1302 — изгнан из Флоренции
1304-1307 — «Пир»
1304-1306 — «О народном красноречии»
1306-1321 — «Божественная комедия»
1308 — Париж
1310 — возвращение в Италию
1315 — подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции
1316-1317 — Равенна
1321 — Данте как посол Равенны отправляется в Венецию
В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 — умирает по дороге в Равенну
Биография
Данте Алигьери родился (по одной из версий) 21 мая 1265 во Флоренции. Семья Данте принадлежала к городскому дворянству. О судьбе Алигьери очень мало фактических сведений, след его на протяжении лет теряется.
Первое упоминание о Данте как общественном деятеле относится к 1296-1297, когда он принимал активное участие в политической жизни Флоренции. Но после вооруженного переворота 1302 он был изгнан и лишён гражданских прав, а затем и вообще приговорён к смертной казни. Тогда начались скитания поэта по Италии, и больше он не вернулся во Флоренцию.
В наиболее известных юношеских стихах Данте, испытавший влияние трубадуров, сицилийских поэтов и школы «сладостного нового стиля», воспевал свою возлюбленную Беатриче. Эти стихи и присоединённое к ним прозаическое повествование на итальянском языке составили первую в западноевропейской литературе его романизированную автобиографию «Новая жизнь» (1292).
Затем были философские и политические трактаты — «Пир», «О народном красноречии», «Послания» — являющиеся первыми образцами философской прозы на народном итальянском языке, где были изложены вопросы морали, богословия, родства романских языков и итальянских диалектов, учения о свойствах души и интеллекта. В трактате «Монархия» Данте впервые провозгласил принцип разделения духовной и светской власти, настаивая на полном суверенитете последней. Церковь немедленно осудила трактат и приговорила к сожжению.
Вершиной творчества Данте является поэма «Комедия» (1307-1321), позднее названная «Божественной», отразившая взгляд поэта на бренную и короткую человеческую жизнь с точки зрения христианской морали. Поэма изображает странствие поэта по загробному миру и состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай».
В поэме затронуты проблемы богословия, истории, науки, политики и морали, католические догмы вступают в столкновение с отношением к людям, к миру поэзии с его культом античности. Данте волнует судьба Италии, раздираемой междоусобицами, падение авторитета и коррупция церкви.
«Божественная Комедия» — поэтическая энциклопедия Средних веков — непревзойдённый пример искусства как подражания, где за образец Данте берет всё сущее, сотворённое триединым Богом, наложившим на всё отпечаток своей троичности. В стиле поэмы сочетаются просторечие и торжественная книжная лексика, живописность и драматизм.
Последние годы жизни поэт провел в Равенне, где незадолго до смерти завершил «Божественную комедию». Умер Данте Алигьери 14 сентября 1321 от малярии.
Данте Алигьери (Дуранте дельи Алигьери) — итальянский поэт, один из основателей литературного итальянского языка. Создатель «Комедии» (позднее получившей эпитет «Божественной»,… Развернуть
Франческо Петрарка — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.
Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции — одновременно с Данте — за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон, а затем его мать — в соседний Карпантра.
Во Франции, Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской литературе. Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями.
По выходе из университета он не стал юристом, а был посвящён в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия. Поселившись в Авиньоне при папском дворе, Петрарка вступил в духовное звание и сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз.
Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрёл домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337—1353). Между тем письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком (1341).
Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся в Воклюз. Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он стал проповедовать восстановление римской республики, поддерживая авантюру «трибуна» Кола ди Риенци (1347), что испортило его отношения с Колонна и побудило переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344—1345 и 1347—1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с Боккаччо), Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 году, когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий Вергилием.
Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого посещал по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе. В 1361 году Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362—1367), где жила его незаконнорождённая дочь с мужем.
Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря. На местном кладбище красуется памятник из красного мрамора, поставленный поэту его зятем Броссано, бюст же воздвигнут в 1667 году.
Франческо Петрарка — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского. Петрарка… Развернуть
Поэтический псевдоним поэта «Насими» предположительно является производным от арабского слова «несим» (лёгкий ветерок). Настоящее имя Сеид Имадеддин, где титул «сеид», указывает на возможное арабское происхождение его родословной от пророка Мухаммеда, о чем писал сам Насими в некоторых своих стихотворениях.
Насими — выдающийся поэт и мистик, писавший на родном азербайджанском, персидском и арабском языках. Его сочинения получили широкую известность на Ближнем Востоке и в Средней Азии. Насими создал первые шедевры азербайджанской поэзии, заложив основы литературного языка, он считается отцом азербайджанского дивана (около 15 тысяч строк). Также им создан диван на персидском языке (около 5000 строк).
Место рождения Насими точно неизвестно: в качестве предполагаемых мест рождения называются Шемаха, Тебриз, Диярбакыр, Бурса, Халеб (Алеппо) и Багдад. Он вырос среди ремесленников. Изучал математику, астрономию, логику и теологию. Был знаком с художественными произведениями известных ученых-сектантов Востока, знал как азербайджанскую, так и арабскую и персидскую поэзию и философию. В творчестве поэта заметно влияние Джалаладдина Руми, Низами Гянджеви и Шейха Аттара. В его произведениях упоминаются Саади, Ибн Сина, Фаридаддин Аттар.
В начале Насими, подобно его учителю Наими, стоял на позициях суфизма и был последователем знаменитого суфийского шейха Шибли. Кроме того он был поклонником иранского суфия и поэта X века Гусейна Халладжа Мансура, который говорил: «Я — Бог!». Именно так Мансур выражал сектантскую мысль, что Бог, или частица Бога в каждом из нас. Так Насими стал последователем хуруфизма и в своих стихах часто повторял эту фразу. В Шемахе Насими создал общество ученых (меджлис-ул-улема) и музыкантов (муганнилер), в которых объединились талантливые люди. После казни учителя Наими он покидает пределы Ширвана и отправляется в Багдад, посещает другие города Ирака, а также Турции, где он продолжает распространять идеи хуруфизма. За это поэт неоднократно подвергался гонениям и бросался в темницу.
Насими отправляется в Сирию и останавливается в городе Алеппо. Вследствие обвинений, выдвинутых духовенством, был приговорён к смертной казни и должен был принять мученическую смерть. Во время ее ожидания он пишет ряд стихотворений под общим названием «хабсие» («тюремные)», где выразил свои горестные размышления о несправедливости властей, невежестве и продажности судей, осудивших его, и бунтарские по характеру мысли человека, остающегося до конца верным своим убеждениям. Египетский Султан Муайад приказал содрать с него кожу и выставить его тело в Халебе на всеобщее обозрение. Поэт был похоронен там же, на общем кладбище, как и его потомки. В 1970-х годах могилу Насими посетил Первый секретарь ЦК Компартии Азербайджанской ССР Гейдар Алиев.
Поэтический псевдоним поэта «Насими» предположительно является производным от арабского слова «несим» (лёгкий ветерок). Настоящее имя Сеид Имадеддин, где титул «сеид»,… Развернуть
Фра́нко Сакке́тти (итал. Franco Sacchetti) — итальянский поэт и писатель.
Родился приблизительно в 1332 году в Рагузе в старинной купеческой семье Флоренции. C 1370 принимал деятельное участие в политической жизни, был послом Флоренции в Болонье и Милане, подестой в разных городах.
Умер от чумы в 1400 году в Сан-Миниато в провинции Пиза.
Автор мадригалов, баллад, шуточной поэмы «Бой прекрасных женщин Флоренции со старухами» („La battaglia dellie belle donne di Firenze colle vecchie“), религиозных проповедей. Особенно известен сборником «Триста новелл» (сохранилось 223), отличающихся от новелл Боккаччо большей простотой. Впервые новеллы Саккетти были напечатаны в двух томах в 1724 г., а уже через три года издание попало в Индекс запрещённых книг. Но современники и последующие поколения итальянских новеллистов хорошо знали новеллы Саккетти по рукописным спискам. Многие писатели на него ссылались, а некоторые и прямо использовали его сюжеты.
Фра́нко Сакке́тти (итал. Franco Sacchetti) — итальянский поэт и писатель. Родился приблизительно в 1332 году в Рагузе в старинной купеческой семье Флоренции. C 1370 принимал… Развернуть
Джеффри (Джефри, Готфрид) Чосер — английский поэт, «отец английской поэзии». Называется одним из основоположников английской национальной литературы и литературного английского языка, первым начал писать свои сочинения не на латыни, а на родном языке.
Его творчество называют предвосхищающим литературу английского Возрождения. Главным произведением Дж. Чосера указывают проникнутый реализмом стихотворный сборник новелл «Кентерберийские рассказы».
Первая запись, касающаяся Джефри Чосера, относится к 1357 году. Она была найдена в расходной книге Элизабет, графини Ольстерской, жены принца Лайонела. Здесь о нем упоминается как о паже, которому было куплено новое платье…
Спустя десять лет имя Чосера вновь появляется в документах. На этот раз он фигурирует как королевский камердинер. Зафиксировано и чрезвычайно важное для истории литературы поручение Чосеру в 1372 году вести переговоры с герцогом Генуи.
Произведения Чосера трудно датировать точно. Его ранние работы уже предвещают будущее мастерство, но они также и традиционны, и в большой степени экспериментальны. Языком Чосера был лондонский диалект его времени. Чосеровские строки текут непринужденно, они разнообразны.
Широкая слава, которой Чосер начал пользоваться еще при жизни, не только не померкла с течением времени, но даже возросла. В эпоху Возрождения Кэкстон напечатал текст его сочинений в 1478 и в 1484 годах.
В XIX веке возникает так называемое Чосеровское общество, по инициативе Фурниваля (основано в 1867 году). Цель его – издание критически проверенных текстов сочинений Чосера и изучение биографии поэта.
Джеффри (Джефри, Готфрид) Чосер — английский поэт, «отец английской поэзии». Называется одним из основоположников английской национальной литературы и литературного английского… Развернуть
Ёсида Кэнко (яп. 吉田 兼好 Ёсида Кэнко:, наст. имя Урабэ Канэёси (яп. 卜部 兼好), 1283—1350) — японский писатель и поэт периодов Камакура и Муромати, автор дзуйхицу (эссе) «Записки от скуки» (Цурэдзурэгуса, яп. 徒然草, 1330—1332). Прославился также как поэт под своим настоящим именем Урабэ Канэёси. Его называли «одним из четырёх небесных поэтов». Служил при дворе с 17 лет, а после смерти экс-императора Гоуда в 1324 году стал буддийским монахом.
Ёсида Кэнко (яп. 吉田 兼好 Ёсида Кэнко:, наст. имя Урабэ Канэёси (яп. 卜部 兼好), 1283—1350) — японский писатель и поэт периодов Камакура и Муромати, автор дзуйхицу (эссе) «Записки от… Развернуть
Жан де Мен (Жан Клопинель, «Хромой» — Jean Clopinel) (ок. 1240 или 1250—1305) — французский поэт, сатирик, филолог, хорошо знал латынь и был знаком с произведениями выдающихся деятелей средневековой культуры, представитель французского свободомыслия, доктор богословия.
Родился в Мён-сюр-Луар в семье горожанина. Известен как автор второй части (ок. 18 000 стихов, написанных приблизительно в 1275 году) аллегорического «Романа о Розе» (первая часть принадлежит Гильому де Лоррису), в котором выразителями идей Жана де Мена являются Природа и Разум. С их точки зрения писатель и оценивает современное ему общество.
В философии природы Жан де Мен следует за Аристотелем, в вопросах этики — за Платоном, одновременно питая глубокое уважение к философам Средневековья. Сохранились его переводы с латинского языка, в том числе «Об утешении философией» Боэция (перевод был хорошо известен). В написанном им в конце жизни «Завещании» имеются сведения автобиографического характера. За многогранный характер знаний, за высказанные идеи, которые шли вразрез с феодально-церковным мировоззрением, Жана де Мена называют «Вольтером Средневековья».
Жан де Мен (Жан Клопинель, «Хромой» — Jean Clopinel) (ок. 1240 или 1250—1305) — французский поэт, сатирик, филолог, хорошо знал латынь и был знаком с произведениями выдающихся… Развернуть
Шамсуддин Мухаммад Хафиз Ширази — персидский поэт и суфийский шейх, один из величайших лириков мировой литературы. В его поэзии создан образ нового, по сути ренессансного человека, вольнодумца с сильным личным началом, способного, несмотря на все перипетии судьбы, сохранять свое человеческое достоинство и стремление к счастью.
О биографии Хафиза достоверных сведений немного – он родился в Ширазе (совр. Иран) в начале 14 в. в бедной семье, посещал школу мактаб, где помимо религиозных дисциплин обучался стихосложению. Всю жизнь Шамседдин Мохаммед тянулся к знаниям и похоже, вначале зарабатывал на жизнь чтением наизусть сутр Корана – такой профессиональный чтец назывался «хафизом», а также преподавал богословие. После того, как при жизни он прославился как величайший мастер газели, прозвище Хафиз стало не только его литературным псевдонимом, но и именем нарицательным, означающим народного поэта. Хафиз никогда не покидал пределов родного Шираза, хотя ему предлагали переехать в Багдад и Индию. Он умер в Ширазе ориентировочно в 1389.
Диван (поэтический сборник) Хафиза включает 418 газелей, 5 крупных касыд-панегириков, 29 кыта, 41 рубаи и 3 месневи Дикая лань, Саки-наме и Моганни-наме. Несмотря на мастерское владение разными поэтическими формами восточного стихосложения, основная жанровая форма, прославившая имя Хафиза – газель. Возникшая в 10 в. персидская газель состоит из не более 12 двустиший (бейтов) с единой рифмой. В западной поэзии напрашивается аналогия газели с сонетом – там тоже отсутствует единая сюжетная линия, главное – это лирическая интонация, настроение, выражающее душевное состояние героя.
На первый взгляд, в лирике Хафиза преобладали традиционные для персидской поэзии темы вина и любви, мистического озарения, восхваления великих людей, жалобы на бренность и непознаваемость мира. Однако лирический герой Хафиза – полнокровный, живой человек, одержимый кипением противоречивых страстей. Он то аскет, мистик и духовидец, то скептик, вольнодумец и мечтатель, возвещающий человечеству наступление светлого земного царства, то забулдыга и дебошир, нарушитель спокойствия, до грубости резко обличающий духовенство и власть имущих.
Хафиз широко использовал в газелях образы и термины традиционной суфийской поэзии, которые допускали возможность двоякого толкования – реалистического и символического. В отличие от поэтов-суфиев, он призывал уйти от несправедливой действительности не в мистические грезы, а в поиски форм неистового эгоцентрического наслаждения, вуалирующие бунтарские и тираноборческие мотивы и высказывания.
Поэзия Хафиза популярна не только на Востоке. Знакомство с его творчеством произвело сильное впечатление на Гете и вдохновило его на создание цикла Западно-восточный диван. Стихи Хафиза переводил А.Фет. А.С.Пушкин в своем стихотворении Из Гафиза отдал дань восхищения самому поэту и в его лице всей персидской поэзии. В Иране и Таджикистане его стихи стали народными песнями. Диван Хафиза и по сей день – самое переиздаваемое произведение классического наследия в Иране и персоязычных странах.
Гуманистическая направленность газелей Хафиза была вызовом догмам ислама и мистической отрешенности суфизма. Он призывал служить своим любимым и близким людям, а не царю земному и небесному. Такая позиция до сих пор близка современному ощущению жизни, что делает поэзию Хафиза популярной и в 21 в.
Шамсуддин Мухаммад Хафиз Ширази — персидский поэт и суфийский шейх, один из величайших лириков мировой литературы. В его поэзии создан образ нового, по сути ренессансного… Развернуть
Шамсуддин Абу ’Абдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр ад-Димашки, более известный как Ибн Каййим аль-Джаузийя — мусульманский богослов, толкователь Корана, хадисовед, видный представитель ханбалитской школы мусульманского права.
Прозвище «ибн Каййим аль-Джаузия» закрепилось за Шамсуддином, потому что он был сыном опекуна медресе Джаузия в Дамаске (арабское слово «каййим» (араб. قـيّم) можно перевести на русский язык как «уполномоченный» или «опекун»).
Шамсуддин Абу ’Абдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр ад-Димашки, более известный как Ибн Каййим аль-Джаузийя — мусульманский богослов, толкователь Корана, хадисовед, видный… Развернуть
Гао Ци — Гао Цзы-ди, прозв. Цинцю-цзы (Господин с Зеленого холма). Крупнейший поэт эпохи Мин (XIV— XVII вв.). Организовал содружество «Десять друзей Северной стены» — молодых поэтов, живших на сев. окраине Сучжоу (совр. пров. Цзянсу), называвших себя также «Десяткой талантов». До прихода к власти Мин не служил, уединившись в местечке Цинцю на р. Усунцзян. Вместе с Чжан Юем (1333—1385), Сюй Бэнем (1335—1380) и Ян Цзи (ок. 1334—1383) причислен современниками к «Четырем выдающимся из У» (У чжун сы цай цзы). Об эпохе свидетельствует то, что из всей «четверки» только Сюй Бэнь умер собственной смертью. Приблизительно в 1369, т.е. сразу же после воцарения Мин (1368), Гао Ци был вызван в столицу для участия в составлении офиц. «Истории Юань» («Юань ши»). Выйдя в отставку, поселился в уединении и посвятил себя творчеству. Обвиненный в причастности к никогда не существовавшему антиправительственному заговору сановника Вэй Гуаня, был казнен.
В своем тврчестве Гао Ци предвосхитил наиболее характерные черты всей поэзии эпохи Мин: внешнюю простоту при сложности и глубине того, что скрыто «за словом», лиричность, тягу к осмыслению природы творчества, разнообразие поэтической формы. Поэзия Гао Ци, приближаясь к почти идеальной «пресности», т.е. к словесной стертости, бескрасочности, с редкой полнотой реализует такие важнейшие свойства китайских стихов, как хань сюй — «таящееся накопление», «хранилище невыразимого», ли хэнь шэнь — «запредельная глубина мысли», — то, что китайская поэтология называла вэй вай чжи чжи — «вкусом вне вкусового».
Поэт по преимуществу, Гао Ци сформулировал и теоретические взгляды на природу поэзии, которые оказали влияние на следующих за ним поколение поэтов. Он выделял три главных свойства стиха: гэ («форма»), и («мысль») и цюй («увлекательность»). Свои размышления о поэте и поэзии Гао Ци с наибольшей полнотой реализовал в одном из самых известных своих произведений — «Цинцю-цзы гэ» («Песня Господина с Зеленого холма»), продолжив тем самым давнюю традицию «поэтических поэтик», высочайшим достижением которой является «Ши пинь» («Категории стихов») Сыкун Ту. Но если танский поэтолог создал нормативную поэтику 24 «типов», или «фазисов», творческого наития идеального дао-поэта, то Гао Ци пишет проникновенную индивидуальную исповедь о вдохновении, что, впрочем, вполне органично сочетается с исключительной насыщенностью текста скрытыми и явными цитатами, аллюзиями и пр. стилистич. приемами со смыслом «за словами» в духе Сыкун Ту.
Поэтич. идеал Гао Ци — древняя поэзия, творчество поэтов «расцвета Тан».
Самое авторитетное собрание стихов Гао Ци «Цинцю ши цзи чжу» («Собрание поэтических произведений Цинцю с комментариями») в 20 цз. составлено в XVIII в. Цзинь Танем и кроме поэтических произведений разных форм включает погодную роспись (нянь-пу) жизни поэта.
Гао Ци — Гао Цзы-ди, прозв. Цинцю-цзы (Господин с Зеленого холма). Крупнейший поэт эпохи Мин (XIV— XVII вв.). Организовал содружество «Десять друзей Северной стены» — молодых… Развернуть
Ами́р Хосро́в Дехлеви́, настоящее имя Абу́ ль-Хаса́н Ями́н ад-Дин Хосро́в (перс. ابوالحسن یمینالدین خسرو, хинди अबुल हसन यमीनुददीन ख़ुसरो ;1253, Патиали, ныне штат Уттар-Прадеш, — 1325, Дели) — индийский и персидский поэт, учёный, музыкант. Жил в Делийском султанате, писал большей частью на фарси, а также на хинди (хиндави). Поэзия Амира Хосрова имела огромное значение в истории индийской, персидской литератур.
Отец Хосрова, Амир Сейф уд-Дин Махмуд, был одним из среднеазиатских командиров тюркского племени лачин, возводившего себя к кара-киданям. Его мать была уроженкой Индии из раджпутов Уттар-Прадеша. Служил придворным поэтом и хронистом. Принадлежал к суфийскому ордену Чиштиййа, восхвалял в поэзии главу ордена и своего духовного наставника Низамуддина Аулия.
Амиру Хосрову принадлежит большое количество поэтических, литературоведческих и исторических сочинений. Лирика поэта собрана в пяти диванах: «Дар юности» (написано 1272), «Середина жизни» (написано 1284), «Полнота совершенства» (написано 1293), «Избранный остаток» (написано 1316) и «Предел совершенства» (написано 1325).
Создал десять поэм-дастанов, в том числе «Девальрани Хизр-хан» на сюжет из жизни двора. Пять из них включены в «Хамсу» («Пятерицу»), написанную по образцу и на сюжеты поэм Низами: «Восхождение светил» (написано 1298), «Ширин и Хосров» (написано 1298), «Меджнун и Лейла» (написано 1298), «Искандерово зеркало» (написано 1299) и «Восемь райских садов» (написано 1301).
Сохранились сборники стихов, загадок и поговорок на хинди, авторство которых приписывается Амиру Хосрову. Предположительно ему принадлежит словарь синонимов «Халикбари», содержащий арабские, персидские и хинди слова.
По легенде является изобретателем музыкального инструмента ситара и родоначальником музыкального направления каввали — суфийских песнопений.
Почитаемая по сей день гробница Амира Хосроу находится рядом с мавзолеем его духовного наставника, в Дели, в квартале «Хазрат Низамуддин». Каждый год со всего Индостана на трехдневный Урс — годовщину смерти поэта съезжаются исполнители каввали.
Ами́р Хосро́в Дехлеви́, настоящее имя Абу́ ль-Хаса́н Ями́н ад-Дин Хосро́в (перс. ابوالحسن یمینالدین خسرو, хинди अबुल हसन यमीनुददीन ख़ुसरो ;1253, Патиали, ныне штат… Развернуть
Рамон Льюль (лат. Raymundus Lullius, исп. Lulio, кат. Ramon Llull; другие варианты написания на русском языке: Раймо́нд Луллий, Раймо́н Лу́ллий, Раймо́н Лулл, Рамо́н Льюль) — каталанский миссионер, поэт, философ и теолог, один из наиболее влиятельных и оригинальных мыслителей европейского высокого Средневековья. Луллий считается одним из родоначальников европейской арабистики и комбинаторики.
О жизни его было распространено много легенд. Достоверные сведения находятся в его сочинениях (особенно в некоторых автобиографических стихотворениях) и в жизнеописании, составленном с его слов его учениками. Луллий родился в городе Пальме, на острове Майорка; молодость провёл при арагонском дворе в качестве королевского стольника. Хотя рано женатый, он вёл рассеянную жизнь и имел много любовных приключений. На тридцать втором году жизни, сочиняя эротическую песню, он имел видение распятого Христа, повторившееся ещё четыре раза.
Это произвело в нём внутренний переворот; он оставил двор и семью и поселился на пустынной горе Мирамар, где впоследствии несколько его учеников основали маленький монастырь (сам он никогда не вступал ни в монашество, ни в священство). Будучи твердо убеждён не только в религиозной истине христианства, но и в его совершенной разумности, Луллий находил, что слишком мало делается для обращения неверующих (особенно мусульман) путём убеждения.
Это сознание необходимости нового, лучшего способа борьбы с неверными представилось ему во время его уединённых размышлений на Мирамаре в виде трёх конкретных мыслей, которые он приписал особому откровению свыше:
- мысль об особом методе или искусстве, посредством которого можно с разумной необходимостью вывести из общих понятий всякие истины, и прежде всего — истины христианского вероучения;
- мысль об основании миссионерских коллегий, где, кроме других предметов, изучались бы основательно восточные языки, особенно арабский;
- мысль о преобразовании монашеско-рыцарских орденов в один великий миссионерский орден.
Вся дальнейшая жизнь Луллия всецело посвящена осуществлению этих трёх мыслей. Для выполнения первой из них он пишет множество больших и малых трактатов, где с разных сторон старается изложить и выяснить свой логический метод, называемую им ars generalis, ars universalis, ars magna и т. д. В этом «искусстве» Луллий стоит на почве средневекового реализма, согласно которому общие понятия (universalia) обладают собственным самостоятельным бытием. Исходя отсюда, Луллий предполагает, что действительность есть не что иное, как правильное и постепенное усложнение общих понятий через их различные комбинации друг с другом, а потому разум, следя за логическим порядком понятий, может открывать действительную связь вещей.
Каждый раз после успешных прений о вере с мусульманским духовенством Луллий обращал на себя внимание властей и народа; его подвергали насилиям, сажали в тюрьму, изгоняли из страны. В Тунисе он, за открытую проповедь Евангелия на городской площади, был побит камнями. Тело его было поднято генуэзским купцом Стефаном Колумбом (предком Христофора), который перевёз его на своём корабле в Пальму (по некоторым рассказам он был ещё жив и умер в дороге). Торжественно похороненный на своей родине, он стал там местным святым и чудотворцем.
Впоследствии делались попытки его канонизации, но против его памяти восстал могущественный орден доминиканцев, из-за учения о непорочном зачатии Богородицы, которое защищал Луллий и отрицали доминиканцы (принявшие этот догмат только в XIX в.). Провинциальный инквизитор Арагонского королевства Николай Эймерик возбудил в 1372 г. против Луллия обвинение в различных ересях, но встретил сильное противодействие со стороны короля и лучших людей Испании. Сочинённая им папская булла против Луллия была впоследствии объявлена подложной (в 1419 г.). Провозглашен блаженным (beato); память в Испании 29 марта; во францисканском ордене 30 июня.
Сторонники Луллия, бывшие довольно многочисленными уже в последние годы его жизни (в одном Парижском университете нашлось 50 магистров и докторов, заявивших письменно полное одобрение его учению), образовали после его смерти целую школу, особенно процветавшую в XV в. Из неё вышли многие сочинения, ошибочно приписанные самому Луллию.
Подлинные его сочинения, написанные на каталанском, арабском и латинском языках, были распространены в многочисленных рукописях. Ещё в начале XIV в. были составлены их каталоги. Полное печатное — изд. Зальцингера в Майнце, 1721—1742 гг., в 10 тт., из которых 7-й и 8-й не появлялись в обращении. Стихотворения («Obras rimadas») изд. в Испании. Богатое собрание рукописей Луллия, среди которых есть и неизданные, находится в Мюнхене.
Из 313 сочинений, описанных Ренаном, многие (около 100) не принадлежат Луллию. Таковы все алхимические трактаты: Луллий не только не занимался алхимией, но осуждал её, как ложное и безнравственное искусство; между тем уже ближайшее потомство сделало из Луллия алхимика по преимуществу. Это можно объяснить невольным недоразумением: название ars magna, ars universalis, которое он давал своему логическому методу, в тогдашнем словоупотреблении означало именно искусство превращать металлы и добывать жизненный эликсир.
Целый ряд алхимических сочинений, приписанных Луллию, имеет характер грубого подлога: Луллий является здесь действующим в Англии, где он никогда не был, притом через несколько десятилетий после своей смерти и при дворе небывалого английского короля Роберта.
По схоластическому обычаю давать особые прозвания важнейшим деятелям религии и науки, Луллий был прозван учителем озаренным, или озареннейшим (doctor illuminatus, illuminatissimus). В эпоху Возрождения к Луллию примыкают с разных сторон Агриппа Неттесгеймский, Николай Кузанский и в особенности Джордано Бруно, возобновляющий «великое искусство» в нескольких своих сочинениях.
Материал взят из Википедии, там же можно найти более полную информацию.
Рамон Льюль (лат. Raymundus Lullius, исп. Lulio, кат. Ramon Llull; другие варианты написания на русском языке: Раймо́нд Луллий, Раймо́н Лу́ллий, Раймо́н Лулл, Рамо́н Льюль) —… Развернуть
Испанский поэт XIV века, священник, обыкновенно называемый пресвитером Итским. Между 1337 и 1350 гг. он был по повелению архиепископа Толедского заключён в тюрьму и, вероятно, во время этого заточения написал свои "Poesias", которые он сам называет "Libro de buen amor". Это произведение заключает в себе около 7000 стихов, разделённых на четырёхстишия.
Поэма начинается молитвой к Богу; затем следует пролог в прозе, в котором автор стремится выяснить нравственное направление своих поэм. Самые поэмы, весьма разнообразные по содержанию, но искусно связанные одна с другой, состоят из ряда рассказов, заключающих в себе черты из жизни самого автора (главным образом — любовные приключения) и переплетающихся с аллегориями, апологами, баснями и т. д., которые, впрочем, служат лишь покровом для действительных фактов. Одним из главных действующих лиц поэм является поверенная и посредница во всех любовных интригах автора, по имени Уррака; этот тип весьма часто встречается впоследствии в испанских драмах.
Поэзия Руиса отличается естественностью и живостью тона; в ней преобладает сатирический дух с примесью добродушного юмора; автор указывает на испорченность римского двора, на вредное влияние денег. В некоторых местах поэзия Руиса полна величия и нежности, напр. в стихотворении "О смерти"; иногда его стихи проникнуты духом истинно католической набожности, напр. в гимнах Богородице. Повествовательные части поэм изложены 14-сложными александрийскими строфами, а остальные — не менее, чем 18 различными размерами; таким образом, сочинение Руиса даёт настоящее собрание образцов древнеиспанской ритмики.
"Poesias" Руиса впервые были изданы Санчесом (Sanchez), в "Coleccion de poesias castellanas anteriores al siglo XV" (т. 4, Мадрид, 1790; издание неполное), затем вновь напечатаны Охоа (Пар., 1842) и в "Biblioteca de autores españoles" (т. 57, Мадрид, 1864).
Испанский поэт XIV века, священник, обыкновенно называемый пресвитером Итским. Между 1337 и 1350 гг. он был по повелению архиепископа Толедского заключён в тюрьму и, вероятно,… Развернуть
Видьяпати Тхакур (Биддепоти) — крупный индийский кришнаитский поэт-лирик, писавший на майтхили и санскрите. Современник великого бенгальского поэта Чандидаса.
Родился в деревне Бишпхи, что в современном округе Мадхубани штата Бихар, Индия. Происходил из брахманского рода. Отец и дед Видьяпати по отцовской линии были министром при дворе правителя Митхилы, которая в те времена была одним из важнейших культурных центров Индии. Видьяпати по праву рождения занял место придворного поэта и пользовался покровительством власть имущих.
Видьяпати писал на санскрите, апабхранше и на майтхили, который был его родным языком. Язык майтхили во времена Видьяпати был близок как к диалектам хинди, так и к бенгали. Впоследствии, стихи Видьяпати приобрели наибольшую популярность в соседней с Митхилой Бенгалии и стали частью бенгальской литературы. В XVI—XVII века кришнаитские бенгальские поэты признали Видьяпати родоначальником своей школы. В тот исторический период, поэты Бенгалии писали свои произведения на языке браджбули, который представлял собой смесь бенгали и майтхили.
Именно стихи на майтхили принято считать самым ценным в поэзии Видьяпати. Они делятся по тематике на кришнаитские и на составленные в честь Шивы и других индуистских богов.
Видьяпати Тхакур (Биддепоти) — крупный индийский кришнаитский поэт-лирик, писавший на майтхили и санскрите. Современник великого бенгальского поэта Чандидаса. Родился в деревне… Развернуть
Закани Обейд (Убайд, перс. عبيد زاکانى; ум. 1371) — персидский поэт и прозаик.
Родился в Казвине, учился и значительную часть жизни жил в Ширазе.
Наиболее значительные произведения Закани — «Этика аристократии», «Сто советов», поэма «Мыши и кот».
Закани Обейд (Убайд, перс. عبيد زاکانى; ум. 1371) — персидский поэт и прозаик. Родился в Казвине, учился и значительную часть жизни жил в Ширазе. Наиболее значительные… Развернуть
Камол Худжанди (перс. کمالالدین مسعود خُجندی) - литературный псевдоним Худжанди (настоящее имя Камол ад-дин ибн Масуд) — персидско—таджикский поэт, по преимуществу лирик. Писал на персидском языке.
Поэт родился в городе Худжанде (псевдоним Худжанди — «худжандский»), большую часть жизни прожил и умер в Тебризе. Учился в Самарканде и Ташкенте. Совершил хадж в Мекку, в 1385 году во время нападения хана Тохтамыша был увезён в золотоордынскую столицу Сарай, где пробыл 4 года.
Камол Худжанди прославился как мастер поэтической формы газелей. Его творчество проникнуто суфийскими идеями.
«Цель — это жемчуг взаперти.
И надо приложить старанье.Взять жемчуг — значит ключ найти,
А ключ — усердье, время и познанье.»
По свидетельству первоисточников, диван поэта насчитывал 14 тысяч бейтов; в сохранившихся рукописях — около 8 тысячи бейтов. Лучшие списки дивана хранятся в Баку, Ташкенте, Душанбе и Санкт-Петербурге (полностью не издан).
Умер в нищете.
Камол Худжанди (перс. کمالالدین مسعود خُجندی) - литературный псевдоним Худжанди (настоящее имя Камол ад-дин ибн Масуд ) — персидско—таджикский поэт, по преимуществу лирик.… Развернуть
Имагава Садаё (1325—1420; также известный под именем Имагава Рёсюн) — один из наиболее выдающихся людей своей эпохи. Он известен не только своими достижениями стратега на поле брани, но и своими литературными произведениями.
Семья Имагава представляла младшую линию клана Асикага, взяв свою фамилию от Имагава — названия поместья в провинции Микава. Отец Имагавы оказал поддержку сёгуну Такаудзи ип в награду получил пост губернатора провинции Суруга, где клан обосновался на долгое время.
Военная карьера Имагавы началась со ссоры между Северным и Южным дворами. Он встал на сторону первого и к 1361 году разгромил Хасокаву Кнёудзи во время кампании в Ёсино. Вернувшись в Киото, он постригся наголо и посвятил себя религии, взяв имя Рёсюн.
В 1370 году, бакуфу, утратив контроль над большей частью острова Кюсю, прислал туда Рёсюна в качестве военного губернатора для усмирения территории.
Этой задаче Имагава посвятил следующие 10 лет.
В 1395 сёгун Ёсимицу, испугавшись могущества Рёсюна, отправляет его на занимаемый им ранее пост губернатора Суруги, где Имагава большую часть времени посвятил литературе и поэзии.
Имагава Садаё (1325—1420; также известный под именем Имагава Рёсюн) — один из наиболее выдающихся людей своей эпохи. Он известен не только своими достижениями стратега на поле… Развернуть
Сэссон Юбай (яп. 雪村 友梅 Сэссон Ю:бай, 1290— 14 января 1346) — японский дзэн-буддийский монах школы Риндзай. Он также был самым известным поэтом движения «Пяти монастырей».
Сэссон Юбай родился в 1290 году в провинции Этиго в семье самурая. Он обучался у приехавшего в Японию китайского монаха Ишань Инина, зачинателя литературы годзан бунгаку.
В 1306 году Юбай уехал в Китай, где пробыл более 20 лет (до 1329 года). Здесь он обучался у многих чаньских учителей. В это время против японских монахов, обучавшихся в Китае, начались репрессии, и Юбая по ложному обвинению в шпионаже посадили в тюрьму. Через некоторое время его освободили, но в 1317 году сослали в провинцию Сычуань, где он прожил 10 лет, изучая китайских классиков и читая «Чжуан-цзы». В 1329 году ему разрешили вернуться в столицу Китая Чанъань и назначили настоятелем храма. Однако Юбай уехал в Японию.
В Японии Юбай занимал высокие посты в различных крупных храмах. Под патронатом рода Акамацу Юбай основал много провинциальных храмов и монастырей, в том числе Хоундзи и Хориндзи в посёлке Харима, Хёго.
Из произведений Юбая сохранился только сборник «Мингасю» («Собрание с гор Омэй и Мин»). Видное место среди последователей Юбая занимают Акамацу Норимура (1277—1350) и его сын Акамацу Норисукэ (1314—1371).
Сэссон Юбай (яп. 雪村 友梅 Сэссон Ю:бай, 1290— 14 января 1346) — японский дзэн-буддийский монах школы Риндзай. Он также был самым известным поэтом движения «Пяти монастырей».… Развернуть
Костандин Ерзнкаци (арм. Կոստանդին Երզնկացի, ок. 1250 — между 1314—1328) — армянский поэт. Считается одним из зачинателей любовной лирики в армянской поэзии.
Биографические данные крайне скудны. Родился примерно в 1250 году в городе Ерзнка. Образование получил в одном из местных монастырей, предположительно в находящемся недалеко от Ерзнки монастыре Тирашен. Не имел какой-либо церковной степени. Писать начал с 15 лет, еще во время учебы. Исследователи полагают, что, рано сложившись как поэт, Костандин Ерзнкаци ушёл из монастыря и стал вести светскую жизнь. Судя по стихам поэта, жизнь у него была трудной: неразделенная любовь, враги, преследовавшие его. Известно, что уже в 80-х годах XIII века Костандин Ерзнкаци был признанным поэтом: на его смерть Мхитар Ерзнкаци написал плач, который, не датирован. Умер Костандин Ерзнкаци в начале XIV века.
Костандин Ерзнкаци (арм. Կոստանդին Երզնկացի, ок. 1250 — между 1314—1328) — армянский поэт. Считается одним из зачинателей любовной лирики в армянской поэзии. Биографические… Развернуть
Происходил из аристократической семьи и пользовался расположением кастильского короля, но затем впал в немилость и в 1281 г. был арестован. Его наиболее значительная книга «Ган ха-мешалим ве-ха-хидот» («Сад басен и притч») содержит свыше тысячи лирических стихотворений.
Поэзия Абул‘афии отличается исключительно большим жанровым разнообразием и богатством содержащихся в его стихах данных исторического характера.
Происходил из аристократической семьи и пользовался расположением кастильского короля, но затем впал в немилость и в 1281 г. был арестован. Его наиболее значительная книга «Ган… Развернуть